Содержание
-
Немецкая классическая философияПлан:
Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга. Объективный идеализм Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха
-
Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее удалось совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта Иоганна Фихте Фридриха Шеллинга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля Людвига Фейербаха
-
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
-
Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:
учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения; немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат; рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.
-
Кант, Иммануил (1724-1804)
Кант — первый из философов нового времени осознанно подошел к учению о категориях: “Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий”. Он считал, что категории играют фундаментальную роль в мышлении.
-
Кант выделял:
-
Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е. Противоречащим, несовместимым друг с другом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может быть доказано логически безупречно
тезис - "Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве". - антитезис "Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве. Он бесконечен как во времени, так и в пространстве". тезис - "Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого" - антитезис "Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого". тезис - "Причинность согласно законам природы не есть единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность". - антитезис "Не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы". тезис "К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно, необходимое существо". - антитезис - "Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины". Иными словами, Бога нет.
-
Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814)
Философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Вслед за Кантом считал, что философия должна быть фундаментом всех наук. Подчеркивал значение вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства (т.н. "практической философии").
-
Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах:
«Опыт критики всяческого откровения» «Наукоучение» «Основы естественного права»
-
Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой: тезис антитезис синтез
-
Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854)
Шеллинг разрабатывал проблемы философии природы (натурфилософию). Он выдвинул и обосновал идею тождества бытия и мышления. Шеллинга весьма ценили в России за то, что он “остро чувствовал моральные обязанности и поэтические возможности философии” (А. Гулыга). В практической философии Ф. Шеллинг решает вопросы социально – политического характера развития истории.
-
Ф. Шеллинг выделяет три вида истории:
мировая история, история познания история развития идей
-
Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)
Великий немецкий философ-систематик, Аристотель Нового времени, идеалист, создатель диалектики (как учения о развитии, становлении, противоречиях). Гегель – первый философ, который осмыслил проблему диалектических противоречий самым фундаментальным образом. Он открыто заявил, что противоречие – не ошибка, не недостаток нашего мышления, а "корень всякого движения и жизненности", что мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как только в противоречиях, в единстве противоположностей. Из взаимодействия противоположных вещей, сторон возникает все богатство-многообразие мира.
-
Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
-
Основной заслугой Гегеля является разработанные им:
теория объективного идеализма общий философский метод – диалектика
-
К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся:
«Феноменология духа» «Энциклопедия философских наук» «Наука логики» «Философия природы» «Философия духа» «Философия права»
-
Фейербах, Людвиг (1804 – 1872)
Анализируя христианские представления, различные формы религии, пришел к критическому переосмыслению религии как типа сознания и далее, к критике философского идеализма. Главное сочинение Фейербаха – “Сущность христианства”. Он не просто подверг критике веру в Бога, не просто декларировал атеизм. Людвиг считал, что Бог – это абсолютизированный обобществленный человек. Он выдвинул тезис: “Человек – человеку Бог”. Каждый человек – это Бог, т. е. для каждого из нас любой человек, наделенный всеми самыми хорошими качествами, является Богом.
-
Философию Фейербаха называют антропологической, антропологическим материализмом или натурализмом. Природу он рассматривал через призму отношения к ней человека. Человек для него не только духовное, но и телесное существо. Дух и материя слиты, нераздельны в человеке. Более того, он утверждал: “Бытие – это субъект, а мышление – предикат (нечто вторичное)”. Мышление – свойство бытия.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.