Содержание
-
Лекция 8
Немецкая классическая философия (1)
-
План
1. Эпоха Просвещения – предпосылка возникновения Немецкой классической философии. 2. Немецкая классическая философия. Общая характеристика. 3. И. Кант – основоположник немецкой классической философии. А) Коперниканский поворот в философии. Гносеология Канта. Б) Этика Канта. Категорический императив. 4. Критика и развитие идей Канта в философии Фихте и Шеллинга. 5. Абсолютный идеализм Гегеля
-
Немецкая классическая философия
Сложилась в университетской среде в Германии в последней трети XVIII-первой трети XIX вв. Представляет собой развитие особой формы идеализма: трансцендентального идеализма, идеализма, связывающего бытие с сознанием трансцендентального (всеобщего) субъекта. Представители: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Л. Фейербах – «конец немецкой классической философии» и переход к материализму.
-
Немецкая классическая философия (основные черты)
Масштабность и разнообразие систем и охвата проблем Переход от онтологизма к гносеологизму Переход от «гносеологической робинзонады» к обобщенному пониманию субъекта Идея активности субъекта в познании Развитие диалектического метода и теории диалектики Появление принципа историзма Глубокое осмысление диалектики рационального и иррационального, свободы и необходимости.
-
Иммануил Кант (1724–1804)
-
«Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач: 1) что я могу знать? (метафизика); 2) что я должен делать? (мораль); 3) на что я смею надеяться? (религия); наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)» (письмо К. Ф. Штойдлину от 4 мая 1793 г.).
-
I этап (до 1770 г.) — «докритический»; Кант преподает метафизику по учебнику Баумгартена, чья система восходит к Лейбницу; занимается естественнонаучными проблемами, в т.ч. разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности (гипотеза Канта-Лапласа). II этап (с 1770 г.) – «критический». «Критика чистого разума» (1781); «Критика практического разума» (1788); «Критика способности суждения» (1790).
-
Кант пишет: чтение «Давида Юма было именно тем, что… прервало мою догматическую дремоту и дало моим изысканиям в области философии совершенно иное направление». Новую критическую философию противопоставляет как догматической, так и скептической традициям. «Критика чистого разума»: Кант имеет в виду не критику различных философских школ и систем, «здесь дается только критика самой способности чистого разума», чтобы ответить на вопрос: «Как возможна наука?»
-
Научное знание – это знание новое по содержанию, и всеобщее и необходимое (когда вывод следует с логической необходимостью) по форме. — как возможна чистая математика? — как возможно чистое естествознание? — возможна ли метафизика как наука?
-
Классификация суждений Апостериорные суждения — это суждения, выводящиеся из опыта; например, фраза «дом стоит на пригорке» явно вытекает из опыта. Априорные суждения не зависят ни от какого опыта (к таковым относятся все врожденные, как утверждали сторонники теории врожденных истин, суждения типа: «часть меньше целого» или закон тождества, закон непротиворечия). Аналитические — это те суждения, в которых все содержание вывода имеется уже в посылках, т.е. это суждения, в которых нет прироста знания. Синтетическиесуждения — те, в которых содержание вывода больше того содержания, которое находится в посылках (новое знание).
-
-
Следовательно, вопрос «как возможна наука» = Как возможны синтетические суждения априори в математике, естествознании и метафизике?
-
Понятия «трансцендентальное» и «трансцендентное» «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможно a priori». Т.е. трансцендентальное – это внеопытные предпосылки нашего познания. «Трансцендентный» - «выходящий за пределы любого возможного опыта». Понятия «вещь в себе» и «явление» Явление – это то, что является нашим органам чувств. «Неопределенный предмет эмпирического созерцания называется явлением» (=феномен) «Вещь в себе» - объективная реальность, существующая независимо от человека и не могущая быть познанной, никогда не могущая стать явлением (=ноумен). Но если бы не было вещей в себе, явлений тоже не было бы. В качестве вещей в себе существуют и материальный мир, и все трансцендентное (Бог, душа).
-
1)Априорные формы чувственности: пространство и время Пространство «не есть эмпирическое понятие, выводимое из внешнего опыта», ибо сам внешний опыт становится возможным благодаря представлению о пространстве. Поэтому «пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний». «Итак, время есть лишь субъективное условие нашего (человеческого) созерцания (которое всегда имеет чувственный характер, т. е. поскольку мы подвергаемся воздействию предметов) и само по себе, вне субъекта, есть ничто. Тем не менее в отношении всех явлений, стало быть, и в отношении всех вещей, которые могут встретиться нам в опыте, оно необходимым образом объективно».
-
Таким образом, пространство и время обладают и субъективными и объективными характеристиками. Они есть свойство познающего субъекта, и в то же время не зависят от субъекта, а являются необходимыми свойствами его природы. На основе этих двух форм строится математика, как всеобщее и необходимое знание. На основе априорной формы внешнего чувства – пространства – основывается геометрия; на основе времени как априорной формы внутреннего чувства – арифметика. На их базе – вся остальная математика.
-
2)Априоные формы рассудка: категории Форма мышления выражается в чистых понятиях. Все действия рассудка можно свести к суждениям. «…Рассудок можно вообще представить как способность составлять суждения».
-
-
-
Все наше рассудочное познание возможно только потому, что в сознании имеются эти априорные категории. Естествознание как наука возможна именно потому, что с помощью этих категорий рассудок приводит в единство все чувственные данные
-
Приведение различных восприятий в единство возможно вследствие трех причин. 1. Субъект познания един. Это единство делает возможным самопознание субъекта, делает возможным суждение типа я мыслю: «Я называю его чистой апперцепцией… оно есть самосознание, порождающее представление я мыслю, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же во всяком сознании». 2. «…сам рассудок есть не что иное, как способность apriori связывать и подводить многообразное [содержание] данных представлений под единство апперцепции. Этот принцип есть высшее основоположение во всем человеческом знании». То есть сам рассудок объединяет данные чувств в единое восприятие. 3. Существуеттрансцендентальное единство апперцепции, которое «есть то единство, благодаря которому все данное в созерцании многообразное объединяется в понятие об объекте».
-
Вывод: Человеческий рассудок оказывается законодателем природы. Это – коперниканский переворот в философии. «Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей». «Не познание должно сообразовывать с предметами, а предметы должны сообразовываться с нашим познанием, иначе мы ничего не могли бы знать априори» «Мы сами вносим порядок и закономерность в явления, называемые нами природой, и их нельзя было бы найти в явлениях, если бы мы или природа нашей души не вложили их первоначально»
-
3) априоные формы разума: идеи. «под идеей я разумею такое необходимое понятие разума, для которого в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет». «все трансцендентальные идеи можно разделить на три класса: из них первый содержит в себе абсолютное (безусловное) единство мыслящего субъекта, второй — абсолютное единство ряда условий явлений, а третий — абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще. Мыслящий субъект есть предмет психологии, совокупность всех явлений (мир) есть предмет космологии, а вещь, содержащая в себе высшее условие возможности всего, чтó можно мыслить (сущность всех сущностей), есть предмет теологии».
-
Три идеи единства: единство нашего внутреннего опыта (душа); единство всех внешних явлений (мир); единство всех явлений вообще — внутренних и внешних (Бог). Отсюда вопрос о метафизике делится на три: — возможна ли рациональная психология? — возможна ли рациональная космология? — возможна ли рациональная теология?
-
1)Рациональная психология
Понимание души как субстанции выходит за пределы опыта. Ошибка разума здесь заключается в том, что обычно мыслящее Я, дающееся в самопознании и являющееся только субъектом, принимают за объект. Рациональная психология: научное учение о том, что душа проста, бессмертна и т.д. невозможна
-
2) Рациональная космология сталкивается с антиномиями Антиномии чистого разума: 1-я антиномия — задача абсолютной полноты сложения данного целого всех явлений; 2-я антиномия — задача абсолютной полноты деления данного целого в явлении; 3-я антиномия — задача абсолютной полноты возникновения явления вообще; 4-я антиномия — задача абсолютной полноты зависимости существования изменчивого в явлении.
-
Первая антиномия. Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве. Антитезис: мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен и во времени, и в пространстве.
-
Вторая антиномия. Тезис: всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей (и вообще существует только простое или то, что сложено из простого). Антитезис: ни одна сложная вещь не состоит из простых вещей (и вообще в мире нет ничего простого).
-
Третья антиномия. Тезис: причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность. То есть, иначе говоря, в мире, кроме необходимости, есть свобода. Антитезис: нет никакой свободы, все в мире совершается только по законам природы.
-
Четвертая антиномия. Тезис: к миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность. Антитезис: нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира — как его причины. То есть тезис гласит, что Бог есть, а антитезис — что Бога нет.
-
1-я и 2-я – математические (количественные), 3-я и 4-я – динамические (качественные). 1 и 2-я – обе ложны, как тезис, так и антитезис, так как сами вопросы поставлены неправильно – мир как целое не дан нам в опыте. 3-я и 4-я – обе истинны, но при условиях: тезис относится к миру вещей в себе, а антитезис – к явлениям.
-
3) Рациональная теология не может дать строгого доказательства Онтологическое доказательство. Кант: Существование предмета ничего не добавляет к понятию предмета. «Сто действительных талеров не содержат себе ни на йоту больше, чем сто возможных талеров». «…Бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи».
-
2. Суждение «предмет существует» является, по Канту, синтетическим, ибо факт существования предмета выводится из особого познавательного действия — скажем, зрения. В онтологическом же доказательстве существование Бога выводится из понятия о Нем, т. е. это суждение аналитическое. Аналитическое же суждение не дает прироста знания.
-
Космологическое доказательство: Онтологическое доказательство входит частью в любое доказательство бытия Бога, ведь в уме сначала возникает понятие об абсолютной причине, а затем уже делается вывод, что эта причина существует. Понятие причинности относится лишь к миру явлений чувственного мира. Мы не можем говорить о существовании причины вне этого мира, а именно это мы и делаем, говоря о бытии Бога как причине чувственного мира.
-
Физико-теологическое доказательство (телеологический аргумент) «Это доказательство заслуживает, чтобы о нем всегда упоминали с уважением. Это самый старый, самый ясный и наиболее соответствующий обыденному человеческому разуму аргумент. Он побуждает к изучению природы, так же как он сам получает отсюда свое начало и черпает все новые силы». «Поэтому было бы не только печально, но и совершенно напрасно пытаться умалить значение этого доказательства. Разум, постоянно возвышаемый столь вескими и все возрастающими в его руках доказательствами, хотя лишь эмпирическими, не может быть подавлен сомнениями утонченной и отвлеченной спекуляции: ему достаточно одного взгляда на чудеса природы и величие мироздания, чтобы избавиться, как от сновидения, от всякой мудрствующей нерешительности и подниматься от великого к великому до высочайшего, от обусловленного к условиям до высшего и необусловленного творца». Но:«Самое большее, чего может достигнуть физико-теологический аргумент, — это доказать существование зодчего мира, всегда сильно ограниченного пригодностью обрабатываемого им материала, но не творца мира, идее которого подчинено все».
-
Таким образом, метафизика во всех трех ее основных идеях не может быть построена как наука. «Я убираю с этого места знание, чтобы освободить место вере...». После основных критических трудов пишет работу «Религия в пределах только разума» (1793).
-
«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я размышляю о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
-
Этика Канта.«Критика практического разума»
«свобода… есть условие морального закона», «если бы не было свободы, то не было бы в нас и морального закона».
-
Два вида этики: автономная и гетерономная. Гетерономия (несвободное поведение): мотив поступка – внешний и эгоистический: награда, наказание, похвала Автономия (свободное поведение): «если кто-то с величайшей опасностью для жизни пытается спасти при кораблекрушении людей и при этом в конце концов сам погибает, выполняя свой долг». Ради самих людей, ради того, чтобы спасти, ради долга. «Автономия воли есть единственный принцип всех моральных законов и соответствующих им обязанностей; всякая же гетерономия произвольного выбора не создает никакой обязательности, а, скорее, противостоит ее принципу и нравственности воли». «Следовательно, моральный закон выражает не что иное, как автономию чистого практического разума, т.е. свободы».
-
Закон практической, нравственной деятельности – долг. «Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать уважение к себе (хотя и не всегда исполнение); перед тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне и противодействовали, — где же твой достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения, гордо отвергающего всякое родство со склонностями, и откуда возникают необходимые условия того достоинства, которое только люди могут дать себе?»
-
Основное правило нравственности – категорический императив
«Это правило есть императив, т. е. правило, которое характеризуется долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку, и которое означает, что, если бы разум полностью определил волю, поступок должен был бы неизбежно быть совершен по этому правилу».
-
Категорический императив: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» («Крит. практ. разума»). «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился к нему только как к средству» («Основы метафизики нравственности» ). Долг велит нам «собственное совершенствои чужое счастье» («Метафизика нравов») «Ты должен — значит ты можешь».
-
Нравственный закон не зависит от мира явлений, в котором царствует полный детерминизм. Следовательно, нравственный закон относится к миру вещей в себе. Поэтому мир вещей в себе можно познать через осознание человеком себя как свободного существа. Человек есть существо, принадлежащее и материальному, и нравственному миру, он есть и явление, и вещь в себе. С одной стороны, человек как существо физическое подчиняется всем законам материального мира, а с другой — как существо нравственное человек абсолютно свободен.
-
«Полное же соответствие воли с моральным законом есть святость». Это воля, которая осуществила категорический императив, или, говоря иначе, осуществила евангельские заповеди на практике. Правда, этот «идеал святости недостижим ни для одного существа; но он прообраз, приблизиться к которому и сравняться с которым в непрерывном, но бесконечном прогрессе мы должны стремиться»
-
Высшее благо есть такое состояние, в котором добродетель и человеческое счастье необходимо соединяются: «…добродетель и счастье вместе составляют все обладание высшим благом в одной личности, причем счастье распределяется в точной соразмерности с нравственностью».
-
Антиномия практического разума: «или желание счастья должно быть побудительной причиной добродетели, или добродетель должна быть действующей причиной счастья».
-
Тезис ложен безусловно, поскольку желание счастья не может быть побудительной причиной максимы добродетели. Это возможно только в случае гетерономной, а не автономной этики. Антитезис тоже ложен, но не безусловно. Положение, что максима добродетели должна быть действующей причиной счастья, ложно только в том случае, если мы постулируем существование лишь чувственного мира.
-
1)Постулат существования нематериального мира, мира свободы, мира вещей в себе. 2) Постулат бессмертия души. Высшее благо, т. е. совпадение добродетели и счастья, существует только в том случае, если будет возможным полное соответствие убеждений человека с моральным законом, т.е. святость. В этом случае человек становится полностью достоин счастья. Но святость не может быть достигнута, к ней можно лишь бесконечно приближаться, значит должно существовать бессмертное бесконечное существование души.
-
2) Бытие Бога— 3-й постулат практического разума. «Счастье — это такое состояние разумного существа в мире, когда все в его существовании происходитсогласно его воле и желанию» Счастье относится к чувственному миру, и поэтому оно не связано с нравственностью, которая автономна и не зависит ни от чего чувственного. «Следовательно, высшая причина природы, поскольку ее необходимо предположить для высшего блага, есть сущность, которая благодаря рассудку и воле есть причина (следовательно, и творец) природы, т. е. Бог» Раскритиковав все известные доказательства бытия Бога, Кант формулирует собственный, моральный аргумент.
-
«…моральное основоположение допускает его только как возможное при предположении, что имеется творец мира, обладающий высшим совершенством. Он должен быть всеведущим, дабы знать мое поведение вплоть до самых сокровенных моих мыслей во всех возможных случаях и во всяком будущем времени; всемогущим, дабы дать соответствующие этому поведению результаты; вездесущим, вечным и т. д.»
-
«Мораль, собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья. Только в том случае, если к ней присоединяется религия, появляется надежда когда-нибудь достигнуть счастья».
-
«Если явления – это и есть вещи в себе, то свободу нельзя спасти» Если весь мир подчинен причинно-следственным отношениям, то свободы нет и, соответственно, нет нравственности. А если нравственность все же есть, то есть и свобода, так что не все в мире подчинено принципу детерминизма. Материальный мир находится в пространстве и времени и, следовательно, подчинен детерминистическим законам. Значит, надо признать наличие души и духовного мира, в которых коренится нравственная причинность.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.