Содержание
-
Софиология после В. С. Соловьёва
Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии pptcloud.ru
-
С. Н. Булгаков (1871-1944) П. А. Флоренский (1882-1937)
-
С. Н. Булгаков (1871-1944)Софийность мироздания
От марксизма к идеализму: Сборник статей (1903) Два града: Исследования о природе общественных идеалов (1911) Философия хозяйства (1912) Свет невечерний: Созерцания и умозрения (1917) Трагедия философии (1920) Философия имени (1920) Основные сочинения
-
Сущность и типы философии «Троическая аналогия» и троичность предложения История философии как история тринитарных ересей Учение о Софии Религиозный материализм Понятие Софии «Тварная София» Литургический критерий софийности Софиология хозяйства Софиология искусства Софиология пола Софиология творчества Софиология власти Софиология смерти Софиология истории
-
Сущность и типы философии «Троическая аналогия»
Троично предложение (суждение),в котором следует видеть не простоформу выражения мысли, ноуниверсальный выразительный акт. Суждение,оно же грамматическое предложение,онтологической первоосновойсводится всегда к типу: я есмь нечто. Это – «первосуждение», универсальнаяформа; как единство трёх членов:подлежащего, сказуемого и связки –оно несёт в себе образ троичности. Сущностное строение здешнего бытияопределяется сущим в нём (особенно –в природе человека и в сферечеловеческого духа) образом св. Троицы. Само существование человека можетрассматриваться как суждение –развёрнутое высказывание человекао том, что он есть.
-
Сущность и типы философииИстория философии как история тринитарных ересей
Истинная реальность, скрытая в формеПервосуждения, есть единство, равновесиеи равноправие трёх грамматических начал,понятых как начала онтологические. Философия в принципе неспособнавыразить цельность триединой реальностии обречена сводить Троицу к единице,избирая часть вместо целого. Она является поэтомуили «философией субъекта» (Фихте),или «философией сказуемого» (Гегель),или «философией связки» (Спиноза). Первосуждение, таким образом, – этоуниверсальная онтологическая структура,«схема сущего», но также и«схема истории философии». Но философии как таковой(и, следовательно, всякой философскойсистеме) присущ монизм, утверждениеединственного верховного начала.
-
Учение о СофииРелигиозный материализм
Акт творения естьподнятие укона в меонтворческим актом Бога. Но хотя и после Бога и по Его воле,материя есть такжетворческое начало: её ключевыеопределения – «Земля» и «Мать». На вершине своегорождающего и творческого усилияЗемля-мать потенциально является«Богоземлёй» и Богоматерью. Мир сотворён из «ничто»,но следует различатьабсолютное ничто (укон)и относительное ничто (меон). В своём онтологическом существематерия есть меон. «Укон»(греч. ουχόν) –абсолютное ничто,всецелаяпротивоположностьбытия. «Меон»(греч. μηόν) –относительноеничто, небытие,чреватое бытием.
-
Учение о СофииПонятие Софии
София («Премудрость Божия») –«идеальный первообраз»мира в Боге. София – не только первообразтварного бытия в целом, но исобрание первообразов каждой извещей и каждого из явлений мира. В ней неотъемлемо присутствуетаспект множественностии единства множества:она есть всеединство. В то же время это не простовсеединство или мир идей,но всегда – их персонификация,олицетворение.
-
Учение о Софии«Тварная София»
Под софийностью понимается свойствопричастности отдельного явленияили всего тварного мира Софиикак своему идеальному первообразу. «Софийность» вообще естьнекий гармонический лад вещей,принцип закономерности и сообразности,«универсальная связь мира»,противостоящая «несофийным»тенденциям вражды, хаоса, распада. Главные именаили дефиниции СофиисутьБлаго, Истина и Красота.
-
«Тварная София»Литургический критерий софийности
Поскольку церковная молитва – не об идеальном, а именно о грешном и падшем мире, темами софиологии оказываются: его нужды (труд, хозяйство), и узы (семья, власть). Не чуждо софийности всё то, «за что можно молиться», что благословляет и освящает Церковь в своём богослужении. узловые вехи земного существования(рождение, продолжение рода, смерть),
-
«Тварная София»Софиология хозяйства
В своём истоке хозяйство не порожденолишь падшим состоянием мира, существуети«райское хозяйство» как бескорыстныйлюбовный труд человека над природойдля её познавания и усовершенствования,раскрытия её софийности». Однако в падшем состоянии мира смысли мотивы хозяйства радикально меняются:оно требует теперь усилия и являетсятяжким бременем, служит не раскрытиюсофийности, а нужде человека. Но оно сохраняет«низшие формы софийности»:в своей хозяйственной функциичеловек утверждает своё центральное,главенствующее место в мироздании, чтосоответствует его софийному первообразу.
-
«Тварная София»Софиология искусства
Если «райское хозяйство» и «райскоеискусство» тождественны (эта синтетическаяактивность именуется теургией), тов падшем модусе они утрачивают важные(но противоположные) свойства теургии истановятся как бы дополнительными друг другу. Хозяйство, сохраняя способностьдейственного изменения мира,утрачивает ориентир софийности –способность созерцания красоты; искусствосохраняет способность видеть софийность,но утрачивает возможность её осуществить. Его отношение к Софии выражаетсяпонятием Эроса: это – влечение, стремление,которое, однако, никогда не достигаетполного соединения со своим предметом,в чём и заключается «трагедия искусства».
-
«Тварная София»Софиология пола
софиологиятворчества и софиологиявласти. «Мужское» и «женское» –два универсальных софийных принципа,на базе которых развиваются, в частности, Двуполость присуща тварному бытиювне зависимости от грехопадения, хотя в падшем состоянии она и «затемняется» привнесением похоти.
-
«Тварная София»Софиология творчества
дарагениальности – и дараталантливости – «мужской» способностизачатия, открытияновых идей, «женской» способностивынашивать, развиватьуже данные идеи. Творчествовозникает из соединения
-
«Тварная София»Софиология власти
к господству и к подчинению («мужского»начала) («женского»начала). Власть – это единствозаложенных в человеческой природепротивоположных стремлений:
-
«Тварная София»Софиология смерти
умирание – и смерть– дурную, безысходнуюдлительность,застывший мигсмертного страдания, истинное завершениенашего существования,«законченность, исход иосвобождение от умирания». Необходимо различать
-
«Тварная София»Софиология истории
София тварная не есть неподвижный атрибут:она раскрывается, развёртывается,то есть имеет характер процесса;динамический аспект софийности выявляетсячерез различие между «образом» и «подобием». Софийность как целокупная причастностьчеловека Богу есть вместе и образ – сходствопо некоторым неизменным признакам,и подобие – развёртывание образадо отождествления с Первообразом. Это соединение мира со своим Божественным Первообразом есть«ософиение» – Богочеловеческий процесс,в центре которого стоит Церковь и который вперспективе должен охватить всю Вселенную.
-
П. А. Флоренский (1882-1937) Конкретная метафизика
Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах (1914) У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики) (1918) Иконостас (1920-е гг.) Мнимости геометрии (1922) Основные сочинения
-
Конкретная метафизика Философский символизм Гносеология символизма Пан-Символ Дискретный характер реальности и уровни смысловой выразительности Концепция пространства и пространственное понимание бытия Эстетика Искусство и культ Прямая и обратная перспектива
-
Конкретная метафизикаФилософский символизм
Нет никаких отвлечённых духовныхсущностей или абстрактных идей, ибодуховный предмет всегда выражен вчувственном – явлен пластично и зримо. Феномен и ноумен выражают друг друга,образуя нераздельное двуединство,которое есть символ. Вся реальность состоит из символов. Символсовмещает в себе «природное» и «духовное»;реальность едина, она повсюду, в любомсвоём элементе и чувственна, и духовна. Конкретность означает не отсутствие духовногопредмета, но именно конкретный характердуховного предмета, обретаемый им за счёт егонепременной воплощённости в чувственном. Но нет и чисто эмпирических явлений,ибо всякое явление естьвыявление духовной сущности –чувственный облик определённого ноумена.
-
Бытие, которое больше самого себя, – таково основное определение символа.
-
Конкретная метафизикаГносеология символизма
При таком подходе иначе понимаютсяи цели познания: а на выявлениефундаментальных, первичных символов,из которых складывается данная область. Эти первичные символы выделяютсясреди других символов своей простотойи элементарностью, за счёт которых онии обретают общность и универсальность. В любой сфере познание означает раскрытиесимволической природы явлений, узрениеноумена в феномене, так что принципиальныеразличия между родами знания исчезают. оно должно быть направлено не на открытиеотвлечённых законов, «управляющих»разными сферами реальности,
-
Конкретная метафизикаПан-Символ
Этот Пан-Символ, с одной стороны, не естьпростая сумма сущего, а есть единое целоес собственным ноуменальным содержанием, Его внутренняя организация предполагает, таким образом, тождество частей целому, то есть образует всеединство. Всеединство есть вообщепринцип внутренней формысимволической реальности. Реальность в целом также составляетединый символ. а, с другой стороны, есть собирательное целое(не единство, а множество), посколькуобъемлет и содержит в себе все символы.
-
Конкретная метафизикаДискретный характер реальности
Иными словами реальность состоит из дискретных элементов. В мире явлений существуют градации,ступени символичности, которые такжене непрерывны, а дискретны. Реальность «многослойна»:в Бытии-Космосе выделяется ряд «пластов»,различающихся по степенивыявленности ноуменов в феноменах. Реальность должна, таким образом, пониматься как состоящая из элементов, каждый из которых представляет собой отдельную и законченную цельность. Поскольку здешний мир нельзя отождествлятьс полнотой и совершенством бытия,феномен может не в совершенствевыражать собой ноумен.
-
Конкретная метафизикаПространственное понимание бытия
И феномен, и ноумен пространственны,следовательно, пространственнойявляется и связь их друг с другом. Ноуменальное пространство не является копией эмпирического пространства, но оно и не абсолютно иное: ноуменальный мир есть мир «обращённый» («мнимый»). Обе стороны символа: и чувственная,и умнáя – получаются одна из другойвыворачиванием наизнанку. Пустое, бескачественное пространство,независимое от вещества,есть всего лишь абстракция,лишённая истинного существования. Существует особое пространство, отличноеот пространства чувственных вещейи служащее вместилищем ноуменального.
-
Если переднюю сторону плоскости мы видим, то озадней только знаем. Но отвлечённо знать о некоторомнаглядном образе, сущность которого – именно в егонаглядности, это значит иметь восприятие его каким-тоиным, не зрительным, способом, но с коррективомна зрительность через отвлечённое понятие или черезобраз воспоминания. Действительность есть в этомсмысле воплощение отвлечённого в наглядный материал,из которого и было получено отвлечённое; а мнимость –это воплощение того же самого отвлечённого,но в наглядном материале инородном. В этомсмысле и надлежит говорить о понятиях ощущений,как ощущениях мнимых, или ощущениях мнимого… П. А. Флоренский. «Мнимости геометрии».
-
ЭстетикаИскусство и культ
Поэтому особый характер, тесно связанный с культом, приобретает всякая активность, затрагивающая границу миров:смерть, сновидения, мистический экстаз и т.п. Искусство, таким образом, оказываетсяпод эгидой культа. Иконопись сущностно едина с онтологией:обе области – одна в слове,другая в изображении – даютвыявление незримых духовных сущностей. Ключевой момент в устройстве символической реальности – это отношение её двух миров, подлежащее ведению культа. В более широком понимании пограничной активностью следует полагать ивсякое творчество, поскольку оно направленона раскрытие смысловой стороны явлений.
-
ЭстетикаПрямая и обратная перспектива
К. Брюллов. «Наездница»(1832, Третьяковская галерея). Двум основным видам миропонимания: «возрожденческому» и «средневековому» – соответствуют два типа художественного изображения: прямая
-
«Крещение»(30-ые гг. XV в., Тверская школа) Двум основным видам миропонимания: «возрожденческому» и «средневековому» – соответствуют два типа художественного изображения: прямая и обратная перспектива.
-
Евклидово пространство однородно, изотропно,непрерывно, связно, бесконечно и безгранично;поэтому оно не пригодно для символизации глубинной,прерывной, многосвязной, замкнутой и иерархичной реальности.
-
Вопросы?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.