Презентация на тему "Восточный и западный типы ментальности как основания типологии культур"

Презентация: Восточный и западный типы ментальности как основания типологии культур
Включить эффекты
1 из 49
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Восточный и западный типы ментальности как основания типологии культур". Содержит 49 слайдов. Скачать файл 0.35 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    49
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Восточный и западный типы ментальности как основания типологии культур
    Слайд 1

    Восточный и западный типы ментальности как основания типологии культур

  • Слайд 2

    Основные понятия

    Типкультуры - это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество культур от других.

  • Слайд 3

    Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

  • Слайд 4

    Типологизацияесть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа.

  • Слайд 5

    Типологизация- метод социологического исследования, в основе которого лежат: - выявление сходства и различия множества социальных объектов; - поиск надежных способов их идентификации в системе переменных; - группировка их с помощью идеализированной модели.

  • Слайд 6

    ТИПОЛОГИЯ- метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.

  • Слайд 7

    Типология культуры - система выделенных типов культур. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск их идентификации, а в своей теоретически развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов.

  • Слайд 8

    ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР - классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Т.К. строится на основании нескольких критериев. В-1: • связь с религией (культуры религиозные и светские); • региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); • регионально-этническая особенность (русская, французская); • принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); • хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); • сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); • связь с территорией (сельская и городская культура); • специализация (обыденная и специализированная культура); • этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); • уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

  • Слайд 9

    В-2:

  • Слайд 10

    Идеальные типы культуры (по М. Веберу)

  • Слайд 11

    Географическая классификация культур

  • Слайд 12

    Антропологическая классификация в этнографии

  • Слайд 13

    Теория линейного развития истории и культуры

    Идея всемирной истории связана с христианской идеей божественного промысла, управляющего судьбами человечества. Все неясности заполняются верой в высшее руководство, которому лишь одному известна цель существования и чередования человеческих обществ.

  • Слайд 14

    Рационалистические концепции

    В рационалистических концепциях история первоначально рассматривалась как царство случайностей и произвола. Такие взгляды способствовали появлению идеи революции как скачка из царства принуждения («истории») в царство разума и свободы («природу»).

  • Слайд 15

    У Гегеля – это восточный (азиатский), греко-римский (античный) и германский (европейский) мир. У Маркса в подготовительных рукописях к «Капиталу» – докапиталистическое, капиталистическое и посткапиталистическое общества.

  • Слайд 16

    Всемирно-исторический процесс определялся К. Марксом как движение от первого бесклассового общества (первобытно-общинного строя) через классовые (рабовладение, феодализм, капитализм) к новому бесклассовому обществу (коммунизму). Утверждалось, что смена общественно-экономических формаций осуществляется преимущественно путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития

  • Слайд 17

    Цивилизационный подход

    Основан на идее развития неповторимых национальных культур. История человечества рассматривалась как пространство, заполненное регионально-культурными организмами или локальными цивилизациями.

  • Слайд 18

    Н. Данилевский насчитывал 10 замкнутых образований (культурно-исторические типы): египетский, китайский, ассирийско–вавилоно-финикийский или древне-семитический, индийский, иранский, греческий, римский, ново-семитический или аравийский, еврейский, германо-романский или европейский.

  • Слайд 19

    О. Шпенглер выделял в истории 8 культурных типов: египетский (культура молчания), индийский, вавилонский, китайский, античный (аполлоновский), европейский («фаустовский»), византийско-арабский (магический), культуру майя.

  • Слайд 20

    А. Тойнби исследовал 21 цивилизационный тип, впоследствии сократив свою схему до 13 самостоятельных локальных цивилизаций. В современном мире, по его мнению, существует одновременно 5 цивилизаций: китайская, индийская, исламская, русская и западная.

  • Слайд 21

    Типология культуры П. Сорокина

  • Слайд 22

    Французская школа «Анналов»

    Школа «Анналов» (фр. ÉcoledesAnnales) или «Новая историческая наука» (фр. LaNouvelleHistoire) — историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Эта историческая школа оказала значительное влияние на формирование всей французской историографии на протяжении XX века.

  • Слайд 23

    Анналы (лат. annales, от annus — год), запись наиболее значительных событий по годам; ранняя форма исторических повествовательных источников), которыми она (ментальность) рассматривалась как устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности, как совокупность установок и предрасположенностей индивидов к определенному типу мышления и действия.

  • Слайд 24

    Менталитет, с точки зрения философии и культурологии, - феномен, в сущности и структуре которого раскрываются специфика индивидуального и общественного сознания, механизмы и содержание познавательных процессов, особенности мировосприятия человека и природа поведенческих стереотипов в мире культуры.

  • Слайд 25

    На первый план выдвигаются: 1. философский вопрос о соотношении сознания и менталитета; 2. вопрос о менталитете как о форме познания; 3. культурологический вопрос о менталитете как о совокупности культурного опыта индивида (общности).

  • Слайд 26

    Менталитетхарактеризуется как «совокупность умственных привычек, верований, психических установок, характерных для какой-либо общности людей или группы, состояние ума», «совокупность манер поведения, мышления, суждения о чем-либо», моральных установок, как склад мышления.

  • Слайд 27

    Представления менталитета

    1. Восприятие пространства и времени; 2. Отношения мира земного с миром потусторонним; 3. Восприятие и переживание смерти; 4. Сверхъестественный и естественный миры. Выделяются установки: а) на старость; б) на детство; в) на болезни; г) на семью; д) на секс; е) на женщину. ж)отношение к природе; з)оценка общества и его компонентов; и)понимание соотношения части и целого, индивида и коллектива, степени выделенности личности в социуме (или его поглощенности).

  • Слайд 28

    Выявляются также отношение к труду, собственности и богатству, бедности; отношение к различным видам богатства и к разным сферам деятельности; выделяются установки на новое, на традицию; дается оценка правилам и обычаям, их роли в жизни общества; выделяется особое понимание власти, государства и подчинения; интерпретируются различные виды свободы; описывается степень доступности к различным видам источников и средств хранения и распространения информации, выделяются и описываются культуры письменной и устной речи.

  • Слайд 29

    Основополагающие представления менталитета

    1. Образы окружающего мира и природы. 2. Образы пространства, времени и истории. 3. Религиозные представления. 4. Образы тела и души. 5. Образы радости, счастья и страдания. 6. Образы болезни. 7. Образы страха и надежды. 8. Образы умирания и смерти. 9. Представления об индивидууме, семье и обществе. 10.Представления о любви и сексуальности. 11. Представления о возрастных особенностях. 12.Образы чужого и собственного. 13.Представления о власти. 14.Представления о праве. 15 .Образы работы и праздника. 16.Образы общения.

  • Слайд 30

    Факторы формирования:

    общекультурные факторы (совокупность элементов культурного опыта индивида или общности - формы социального взаимодействия, типы жизнедеятельности, мировоззренческие модели, системы религиозно-философских представлений и т.д.); природные факторы (природная сфера обитания человека, расово-этническая принадлежность индивида); индивидуальные факторы, подразделяющиеся на эмоционально-психологические (бессознательные), неподдающиеся осмыслению (неявные установки сознания, автоматизмы и навыки сознания и т.д.), и рациональные (сознательные), выражающие опыт научного, философского, идеологического осмысления действительности.

  • Слайд 31

    Ментальность- это некое свойство традиционного этнического сознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определенную этническую картину мира. Этническая картина мира- это представления человека о мире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностных доминант. Ментальность- это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.

  • Слайд 32

    Хронотоп

    Хронотоп[греч. chronos — время и topos — место] — термин М.М. Бахтина, который понмал под Х. слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом.

  • Слайд 33

    Хронотоп имеет множество смыслов, которые выражают многослойность и полифонизм культуры. Раскрытие этих культурно-исторических смыслов отношения к пространству и времени в разных культурах становится основой диалога, стимулирует понимание и переживание культурных ситуаций прошлого, создает духовную близость поколений.

  • Слайд 34

    Хронотоп- пространственно-временные характеристики жизненного мира человека. Со сменой исторических эпох, сменой типа культуры, общими социокультурными изменениями у человека могут измениться пространственно-временные координаты образа мира. А это означает, что человек воспринимает новую реальность мира, строит новую действительность с новыми пространственно-временными координатами, новыми ценностно-смысловыми основаниями.

  • Слайд 35

    Менталитет народов Европы (особенности):

    1. антропоцентристскоемировоззрение (выражается в абсолютизации идеалов личности и человеческой свободы); 2. рационализм как тип мышления (обнаруживается в методе рационализации культурной жизни, сциентизме и прагматизме как опытных установках, высокой оценке труда).

  • Слайд 36

    Восточный тип мышления

    - традиционализм, ориентация на воспроизводство сложившихся социальных культур, образа жизни, не подвергающихся значительным преобразованиям в течение столетий; - господство религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления; - в мировоззренческом плане отсутствие разделения на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный; ориентация на нерасчленённость человека и природы;

  • Слайд 37

    - абсолютная несвобода человека, предопределённость в своих действиях и судьбе космическим законом; самоизоляция человека от внешнего мира и уход во внутреннюю духовную жизнь; - консерватизм, аскетизм; - неразвитость личностного начала, построение общественной жизни на принципах коллективизма, определяющего и контролирующего все стороны деятельности человека; - преобладание в политической организации общества деспотизма; абсолютное преобладание государства над обществом в регулировании отношений, формировании общественных идеалов;

  • Слайд 38

    -власть выше закона, она не нуждается в обосновании как и лидер; положение человека обусловлено его социальным статусом в общественной иерархии; - в ценностных ориентациях - духовно ориентированное бытие, высшая ценность - служение высшей трансцендентной сущности, высшей воле.

  • Слайд 39

    Западный тип мышления

    -динамизм, ориентация на новизну; - рационализм, формирующийся предметно-практическим отношением к миру; - познание внешнего мира и активное воздействие на него; - утверждение достоинства и уважение к человеческой личности в соответствии с принципом антропоцентризма; -

  • Слайд 40

    - индивидуализм, признание личностного начала приоритетным по отношению к коллективному; - провозглашение идеалов свободы и равенства; - уважение к частной собственности; - предпочтение демократии перед любыми формами правления;

  • Слайд 41

    - закон выше власти, она требует своего обоснования, признание лидера обусловлено доказательством его прав на лидерство; - положение личности зависит от ее способностей; - в ценностных ориентациях - потребительски ориентированное бытие.

  • Слайд 42

    Место России в диалоге культур

    1) Важнейшей особенностью культуры России является то, что большинство её населения ориентируется на ценности коммунитаризма и корпоративизма: коллективизм, «соборность», тесная взаимопомощь, социальное равенство и т.д.

  • Слайд 43

    2) Существования в российской культуре субкультуры, базирующейся на ценностях свободы. В отличие от Запада, в России понятие свободы никогда не имело личного характера и трактовалось как «воля», т.е. эмоциональное состояние независимости от других людей. Свобода в России понимается как акт, совершаемый не индивидуальным, социальным человеком. Русский академик Д.С. Лихачёв в статье «О национальном характере русских» отмечал две главные черты русского народа: преданность идее свободы и максимализм, стремление во всём доходить до крайности, до пределов возможного.

  • Слайд 44

    3) Поскольку самодержавная государственная власть на протяжении всей истории России была главным фактором, обеспечивающим сохранение единства и целостности страны, для русской культуры характерна фетишизация государственной власти, убеждение в зависимости от неё всей жизни граждан. Односторонняя зависимость от власти, потребность в руководстве, ожидание от власти решения всех проблем стало источником так называемой подданнической и патриархальной культур, симбиоз которых породил в российском обществе авторитарно-патриархальную культуру.

  • Слайд 45

    4) С культом власти и государства исторически связан и особый характер русского патриотизма. Сложившаяся в культуре установка органически соединяет любовь к родине - родной земле, природному ландшафту, с любовью к отечеству - государству.В русской культуре всегда одобрялись бескорыстие, возвышение духовности, жертвенность, аскетизм, «горение духа», осуждали склонности к накопительству. Безусловно, высокая духовность русской культуры связана с православно-христианским культивированием святости и несёт в себе религиозное начало.

  • Слайд 46

    5) Обширность просторов России и многочисленность населения сказывались на русской культуре, придавая ей склонность к экстремизму, гиперболизму. Людские ресурсы, природные богатства, разнообразие географических условий, величина расстояний, позволяли осуществлять в России то, что было невозможно в других государствах. Одно из самых ощутимых по своим последствиям проявлений экстремизма - неоднократно повторяющийся в русской истории быстрый переход от одной крайности к другой, прямо противоположной.

  • Слайд 47

    Россия и её месте в истории в отношении Восток - Запад

    Во-первых, указанием на христианский характер ее духовно-культурной традиции и европейскую принадлежность этноса, общества и государственности (этим она отличается от цивилизаций Востока).

  • Слайд 48

    Во-вторых, указанием на православие и совпадение государственности и цивилизации в силу геополитической специфики, что отличает Россию от стран Западной Европы. Исторически Россия (вместе с Византией и Западной Европой) - это вторичная и наиболее молодая христианская цивилизация западного мира.

  • Слайд 49

    В самом широком культурологическом контексте Россия вместе с Западной Европой - это Запад в противоположность Востоку. Этим и определяется место России в диалоге культур.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке