Презентация на тему "Типология культуры"

Презентация: Типология культуры
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Типология культуры". Содержит 20 слайдов. Скачать файл 0.36 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    20
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Типология культуры
    Слайд 1

    Типология культуры

    Тема лекции

  • Слайд 2

    План лекции

    1. Тип, типология и типологизация культур 2. Типология культур Н.Я. Данилевского 3. Типология культуры О. Шпенглера 4. Типология культуры П. Сорокина 5. Типологическая модель культуры К. Ясперса 6. Типологическая модель Ф. Ницше

  • Слайд 3

    1. Тип, типология и типологизация культур

  • Слайд 4

    Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество культур от других Типология культуры – это система выделенных типовых моделей культуры Типологизация – это метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур

  • Слайд 5

    2. Типология культур Н.Я. Данилевского

  • Слайд 6

    Н.Я. Данилевский в сочинении «Россия и Европа» (1869) обосновал идею о существовании «культурно-исторических типов»

    Никола́йЯ́ковлевичДаниле́вский (1822-1885) — русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории Культурно-исторические типы – основные фазы развития мировой культуры Основные взгляды: отрицал существование единой мировой культуры выделял 10 культурно-исторических типов, сменяющих друг друга и параллельно развивающихся по ходу движения истории ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга цивилизаций, проходящих путь от «этнографического» состояния до цивилизованного уровня культурно-исторические типы, так же как и биологические особи, проходят стадии зарождения, расцвета и гибели

  • Слайд 7

    Основной критерий типологии - преобладание культуре определенного вида деятельности, создающего соответствующие этому виду деятельности культурные ценности

    Четыре основополагающих вида деятельности: религиозная деятельность культурная деятельность политическая деятельность экономическая деятельность Одноосновные культуры: еврейская культура (религиозно-мировоззренческая деятельность) греческая культура (культурная деятельность) римская культура (политико-правовая деятельность) Двухосновные культуры: германо-романская (европейская) Культуры движутся к четырехосновному типу по Н.Я. Данилевскому таким типом может стать славянский культурно-исторический тип Н.Я. Данилевский одним из первых подошел к классификации культур с позиции деятельностной природы культуры

  • Слайд 8

    Законы возникновения, роста и заката цивилизаций (культурно-исторических типов) по Н.Я. Данилевскому

    Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собой для того, чтобы их родство ощущалось непосредственно – составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло из «младенчества» Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа (каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций) Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия, когда разнообразны составляющие его этнографические элементы Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов уподобляется многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу

  • Слайд 9

    3. Типология культуры О. Шпенглера

  • Слайд 10

    Теория Н.Я. Данилевского оказала сильное влияние на О.Шпенгелра, предвосхитив многие положения его знаменитой книги «Закат Европы» (1918)

    О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (1880-1936) — немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления Циклическая (цивилизационная) концепция существования культуры – культурфилософская концепция, рассматривающая существование культуры как смену независимых друг от друга циклов, цивилизаций Не существует единой мировой культуры, а есть различные культуры, каждая из которых имеет собственную судьбу Каждая культура подобна живому существу, она проходит возрастные ступени (детство, юность, возмужалость и старость)

  • Слайд 11

    Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших своего завершения:

    китайская вавилонская египетская индийская античная (греко-римская) арабская западноевропейская майя на стадии возникновения находится русско-сибирская культура культура в рамках культурно-исторического типа существует изолированно от других, ничего не воспринимая и не заимствуя, неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего Смерть культуры – это такое состояние культуры, когда она перестает органично развиваться, а ее духовные образы уже не вдохновляют людей (их деятельность направлена не на достижение высоких духовно-творческих целей, а на реализацию меркантильных задач)

  • Слайд 12

    4. Типология культуры П. Сорокина

  • Слайд 13

    В теории П.А. Сорокина центральное место отводится проблемам целостности культурных суперсистем

    Культурные сверх (или супер) системы – органично сменяющие друг друга основополагающие фазы развития культуры, вбирающие в себя разнообразные культурные подсистемы и разнящиеся в зависимости от верховных ценностей Питири́мАлекса́ндровичСоро́кин(1889-1968) — российско-американский социолог и культуролог, один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры у П.А. Сорокина, является специфика способа восприятия и освоения мира

  • Слайд 14

    П.А. Сорокин выделяет два «чистых» типа культуры, которые волнообразно сменяют друг друга

    тип культуры, для которого характерно господство чувственности Идеациональный Чувственный тип культуры, в котором обнаруживается господство рационального способа восприятия Кроме того, существует два промежуточных (переходных) типа культуры: • смешанно-гармоничный(идеалистический) (культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс) •смешанно-негармоничный– эклектический тип культуры (культура первого века нашей эры) Современный тип культуры - чувственная культура она формируется в 16 в. и достигает апогея к середине 20 в. особенности: стремление освободиться от религии, морали и других ценностей идеационной культуры ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном времени ее герои – фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие П.А. Сорокин считал, что нынешняя «чувственная» культура обречена на закат, поскольку она повинна в деградации человека и придании всем ценностям относительного характера

  • Слайд 15

    5. Типологическая модель культуры К. Ясперса

  • Слайд 16

    К. Ясперс провозгласил идею единства мировой истории и культуры

    Карл Теодор Ясперс (1883-1969) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма история культуры имеет линейный характер и смысловое завершение структурируя историческое развитие культуры, К. Ясперс ищет «ось» мировой истории и культуры «Осевое время» культуры– это своего рода «центр» истории (до него развитие человечества идет преимущественно локальным образом, после него открывается возможность универсального, единого культурно-исторического развития человечества)

  • Слайд 17

    К. Ясперс выделяет четыре исторических культурных типа:

    Доисторический первобытный период –прометеевский тип культуры. Согласно Ясперсу он начался около 5000 г. до н.э. и связан с формированием человека как вида (время создания человека, его биологических свойств, накопление навыков и духовных ценностей). Этот период лежит за пределами истории, так как об истории можно говорить лишь с момента появления письменных источников Эпоха «великих» культур древности. Связана с возникновением практически одновременно в трех областях земного шара (в Китае, Индии и на Западе) древнейших культур. Основные черты культуры этого типа: возникновение, наличие письменности, оформление специфической технико-изобретательской рационализации Осевое время - эпоха формирования основы человеческого бытия, это время, когда человек начинает осмысливать бытие в целом и свое место в нем. Хронологически это период между VIII и II веками до н.э., когда происходит самый резкий поворот в истории (для всех культур этого типа характерным является формирование самосознания человека) Послеосевая «имперская» эпоха, основана на развитии науки и техники и частично возвращающая человечество и его культуру в русло локально-исторического существования цивилизаций

  • Слайд 18

    6. Типологическая модель Ф. Ницше

  • Слайд 19

    Основным произведением Ф. Ницше, отражающим его подход к культуре , считается философское эссе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872)

    Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (1844-1900) — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения Культура – средство человеческой самореализации В поиске основ культуры Ф. Ницше обращается к Древней Греции Типология, разработанная Ф. Ницше, касается, прежде всего, художественной культуры Основополагающий типологический критерий - способ восприятия, освоения мира В основе мировосприятия и творчества лежат два «начала»: аполлонийское и дионисийское Ф. Ницше усматривал идеал в равновесии (культуре нужны оба начала)

  • Слайд 20

    Разные полюсы человеческой культуры Ф. Ницше отождествляет с образами древнегреческих богов Диониса и Аполлона

    Дионисийское и аполлонийское начала – философско-эстетические понятия, введенные Ф. Ницше для характеристики двух типов культуры и двух начал бытия, олицетворение которых он видел в образах античных богов – Аполлона и Диониса; две первичные стадии существования художественной культуры, постоянно противоборствующие и взаимодействующие Дионисийское начало имеет доминирующее значение и является первичной формой культуры Аполлонийское символизировало собой светлое, рациональное начало, а дионисийское – темное, страстное, хаотическое Ф. Ницше связывает аполлонийское начало с образами высокой поэзии и изобразительного искусства, а сферу Диониса - с музыкой

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке