Содержание
-
История русской философии
Лекция 6В. С. Соловьёв Философия всеединства (часть 1)
Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии
pptcloud.ru
-
В. С. Соловьёв (1853-1900)
- Философские начала цельного знания (1877)
- Чтения о Богочеловечестве (1877-1881)
- Россия и Вселенская церковь (1889)
- Оправдание добра (1895)
- Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории (1899-1900)
Основные сочинения
-
В. С. Соловьёв Философия всеединства
Софиология
- Вечная женственность
- Теория цельного знания
- Недостаточность чувственного восприятия
- Недостаточность рассудочного мышления
- Вера как необходимая предпосылка познания
- Онтология всеединства
- Понятие всеединства
- Понятие абсолютного
- Диалектика абсолютного и относительного
- Структура всеединства (дедукция категорий органической логики) (часть 2)
- Софиология (часть 2)
-
Софиология Вечная Женственность
Заранее над смертью торжествуяИ цепь времён любовью одолев, Подруга вечная, тебя не назову я, Но ты почуешь трепетный напев…
Не веруя обманчивому миру, Под грубою корою вещества Я осязал нетленную порфиру И узнавал сиянье Божества…
ТРИ СВИДАНИЯ(Москва – Лондон – Египет. 1862–75–76)
-
Алтарь открыт… Но где священник, дьякон?И где толпа молящихся людей?Страстей поток, – бесследно вдруг иссяк он.Лазурь кругом, лазурь в душе моей.
Пронизана лазурью золотистой,В руке держа цветок нездешних стран.Стояла ты с улыбкою лучистой,Кивнула мне и скрылася в туман.
Москва1862
-
И вот однажды – к осени то было – Я ей сказал: «О Божества рассвет!Ты здесь, я чую, – что же не явилаСебя глазам моим ты с детских лет?».
И только я помыслил это слово,Вдруг золотой лазурью всё полно,И предо мной она сияет снова – Одно её лицо – оно одно.
Лондон1875
-
Я ждал меж тем заветного свиданья,И вот однажды, в тихий час ночной,Как ветерка прохладное дыханье:«В пустыне я – иди туда за мной». <…>
Смеялась верно ты, как средь пустыниВ цилиндре высочайшем и в пальто,За чёрта принятый, в здоровом бедуинеЯ дрожь испуга вызвал и за тоЧуть не убит…
Каир1876
-
И долго я лежал в дремоте жуткой, И вот повеяло: «Усни, мой бедный друг!»И я уснул; когда ж проснулся чутко, – Дышали розами земля и неба круг.
И в пурпуре небесного блистаньяОчами, полными лазурного огня,Глядела ты, как первое сиянье Всемирного и творческого дня.
Каир1876
-
Что есть, что было, что грядёт вовеки – Всё обнял тут один недвижный взор…Синеют подо мной моря и реки, И дальний лес, и выси снежных гор…
Всё видел я, и всё одно лишь было – Один лишь образ женской красоты… Безмерное в его размер входило, – Передо мной, во мне – одна лишь ты.
Каир1876
-
О лучезарная! тобой я не обманут: Я всю тебя в пустыне увидал… В душе моей те розы не завянут, Куда бы ни умчал житейский вал.
Один лишь миг! Видение сокрылось – И солнца шар всходил на небосклон.В пустыне тишина. Душа молилась, И не смолкал в ней благовестный звон.
Каир1876
-
Теория цельного знания Недостаточность чувственного восприятия
В. С. Соловьёв.«Чтения о Богочеловечестве».
… Так как мы можем знать об этом миретолько по собственным своим ощущениям,по тому, что нами испытывается, так чтовсёсодержание нашего опытаи нашего знания сутьнашисобственные состоянияи ничего более,то всякое утверждение внешнего бытия,соответствующего этим состояниям,является с логической точки зрениялишь более или менеевероятным заключением …
-
Теория цельного знания Недостаточность рассудочного мышления
… Хотя закон причинности и наводит наснапризнание внешнего бытия как причинынаших ощущений и представлений, но так каксамый этот законпричинности есть форманашего же разума, топрименение этогозаконаковнешнейреальностиможет иметьлишь условное значение и, следовательно,не может дать безусловного непоколебимогоубеждения в существовании внешнейдействительности: все доказательстваэтогосуществования, сводимые к законупричинности, являются, таким образом,лишь как соображения вероятности,а не как свидетельства достоверности…
В. С. Соловьёв.«Чтения оБогочеловечестве».
-
Теория цельного знания Вера как необходимая предпосылка познания
В. С. Соловьёв.«Философские начала цельного знания».
Мы ощущаем известное действие предмета,мыслим его общие признаки и уверены в его собственном или безусловном существовании. Эта уверенность нискольконе обусловлена ощущениями, получаемыминами от предмета, и понятием нашим о нём;напротив, объективное значение нашихощущений и понятий прямо обусловленоуверенностью в самостоятельномбытии предмета.<…> Этобезусловноесуществование… составляеточевидно предмет некоторого особого,третьего рода познания, которыйправильнее может быть назван верой.
-
Теория цельного знания Общая схема
- Существование внешней действительности утверждается верою.
- Содержаниевнешней действительности даётся опытом.
- Связь отдельных сведений в цельную систему даётся мышлением.
- Что есть действительность – мы верим.
- Что такое она есть – это мы испытываеми знаем.
- Как она устроена и почему – мы понимаем.
-
Онтология всеединства Понятие всеединства
… Божественное начало <…> не есть только единое, но и всё,
не есть только индивидуальное,но и всеобъемлющее существо,не только сущий,но и сущность.
В. С. Соловьёв.«Философские начала цельного знания».
-
Достойное, идеальное бытиетребует одинакового просторадля целого и для частей, следовательно,это не есть свобода от особенностей,а только от их исключительности.Полнота этой свободы требует, чтобывсе частные элементы находилисебя друг в друге и в целом, каждоеполагало себя в другом и другое в себе,ощущало в своей частности единствоцелого и в целом свою частность, –одним словом, абсолютнаясолидарность всего существующего,Бог – всё во всех.
В. С. Соловьёв.«Общий смыслискусства».
-
-
Всеединствоесть категория онтологии, обозначающаяпринцип внутренней формысовершенного единства множества,согласно которому все элементы такого множестватождественны между собой и тождественны целому,но в то же времяне сливаются в неразличимое и сплошное единство,а образуют особый полифонический строй,«трансрациональное единствораздельности и взаимопроникнутости»,как сформулировал С. Л. Франк.
С. С. Хоружий
-
-
Онтология всеединства Понятие абсолютного
Абсолютное(лат. absolutus,законченный, завершённый, полный;доведённый до совершенства;независимый, самостоятельный, свободный;неограниченный, безусловный,от absolvo,отделять, освобождать; заканчивать, завершать) – философский термин, характеризующийсамодостаточную, вечную,актуально бесконечнуюдуховную реальность,в которой как в своей основекоренится бытие всего сущего.
-
- Всякое относительное уже по смыслу слова предполагает абсолютное.
- Абсолютное первоначало может быть только единым.
- Абсолютное определяется отрицательно как свободное от всего.
- Абсолютное определяется положительно как обладающее всем.
-
Онтология всеединства Диалектика абсолютного и относительного
ничто, поскольку оно не есть что-нибудь;
всё, поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь.
Если бы абсолютное утверждало себя только как абсолютное,то именно поэтому и не могло бы им быть, ибо тогда неабсолютное было бы вне его как его отрицание или граница.
Для того чтобы быть чем оно есть, абсолютное должно быть противоположным себя самого или единством себя и своего противоположного.
Абсолютное есть ничто и всё:
-
-
Вопросы?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.