Содержание
-
Использование элементов проблемного обучения на уроках физики
С.В.Дружаева Учитель физики МБОУ сош № 42 Железнодорожного р-на г.о. Самара»
-
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский
-
Проблемное обучение — это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные виды учебной работы учащихся и определяющая оптимальные условия их развития.
-
Проблемное обучение
обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности
-
В проблемном обучении учебный процесс приобретает свою специфическую структуру, состоящую из цепи последовательно разрешаемых проблем.
Происходит активизация творческой активности учащихся
-
Проблемное обучение— двусторонний процесс.
Сфера деятельности учителя Сфера деятельности ученика Проблемное преподавание Проблемное обучение
-
Организация проблемного обучения имеет важное значение для развития мышления школьников, ибо «начало мышления» — в проблемной ситуации. Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний.
-
Проблемное обучение при объяснении нового материала.
Формы проблемного обучения Проблемное изложение Поисковая (эвристическая) беседа
-
Несколько способов выдвижения проблем.
Выдвижение проблемы в связи с изучением новых явлений, установлением новых экспериментальных фактов, не укладывающихся в рамки прежних представлений (или теорий). Выдвижение проблемы на основе демонстрации опыта при изучении явления, которое может быть объяснено учащимися на основе ранее полученных знаний.
-
3. Выдвижение проблемы в связи с поисками нового метода измерения физической величины. 4. Постановка вопроса, требующего установления связи между явлениями или величинами, характеризующими явление. 5. Постановка проблемного вопроса с целью привлечения имеющихся у учащихся знаний к решению задач практического характера.
-
Одинаково ли будет вести себя капля подсолнечного масла, помещённая на поверхность воды и капля масла, помещённая на поверхность стола? - Предположим, вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его изготавливать? - Почему вы выбрали именно эти материалы? - Что бы что-то создать, изготовить какой-то новый материал, что нужно знать? Проблемное изучение физических явлений.
-
«Почему дрова зимой колются хорошо?", "Почему железные предметы кажутся на ощупь холоднее, чем деревянные, хотя температура окружающего воздуха одинакова?", "В холодильнике или в комнате быстрее отстоятся сливки от молока?", "Для уменьшения силы трения применяют смазку. Почему же плотники перед тем, как взять топор, смачивают руки?", "Почему весной, хотя солнце и хорошо греет, долго стоит холодная погода?» Учитель подводит учащихся к установлению связей между новым материалом и их жизненными представлениями.
-
Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует учащихся преодолевать трудности, способствует более быстрому развитию творческого мышления и воображения. Например, «продолжите фразу» - если капнуть каплю краски в стакан с водой, то… - если открыть флакон с духами, то… - если нагреть лёд, то… - если сильно сжать два кусочка пластилина, то… - если капнуть каплю масла на воду, то… - если опустить термометр в горячую воду, то…
-
-
Возьмём воздушный шарик. Надавим на него. Что изменилось? -Какое вещество находится внутри шарика? -Из чего оно состоит? - Изменилось ли их число -А сами частицы могли уменьшиться в размере? - Тогда как вы можете объяснить изменение объёма воздуха в шарике? Если тело сжимают, то……….а если ,например, растягивают кусок резины, то……
-
«Зачем одевают кольцо золотое На палец, когда обручаются двое?— Меня любопытная дева спросила. Не став пред вопросом в тупик, Ответил я так собеседнице милой: Владеет любовь электрической силой, А золото — проводник!» О каких явлениях и законах идет речь? Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны?
-
Проблемное изучение физических законов.
Физические законы, изучаемые в школе, по способу их установления можно разделить на следующие группы: 1. Законы, устанавливаемые экспериментально. 2. Законы, устанавливаемые теоретически. При опытном установлении физических законов открываются две возможности для применения проблемного подхода.
-
Опыт 1. У вас на парте лежит кусочек мела. Разломите его. - Можно ли его ещё разделить на части? Как? Проведите пальцем по поверхности мела. - Что мы наблюдаем? - Что остаётся у вас на руках? (Частички мела.) - Из чего же состоит кусок мела? (Из частиц мела). Опыт 2. Возьмём стакан с водой. - Какое вещество в стакане? - Можем ли мы это вещество разделить на более мелкие порции? Как? - А эти порции ещё на более мелкие? - И эта маленькая порция из чего будет состоять? (Из частиц воды).
-
Опыт 3 с бумажной спиралью, которую подвешивают к лапке штатива над источником тепла . Через некоторое время спираль начнёт вращаться вокруг своей оси. Почему? Опыт 4: Наполняем стеклянную ёмкость холодной водой. В маленькую баночку, наполненную горячей водой, капнем несколько капель гуаши и закроем баночку. Опустим баночку на дно большой ёмкости и откроем крышку. Окрашенная вода выходит из баночки и поднимается вверх. Через некоторое время окрашенная вода смешивается с холодной и опускается вниз. Почему окрашенная вода располагалась над холодной?
-
Проблемные задачи
Проблемные задачи позволяют ученику даже со слабыми вычислительными навыками не только почувствовать сложность физических явлений, но и понять их суть, побудить его к самостоятельному решению проблемы, ее осмыслению, попытаться поставить себя на место изобретателя, испытать удовлетворение от интеллектуального труда.
-
Задача 1. Определить сопротивление реостата, произведя необходимые измерения и расчеты (количество витков, площадь поперечного сечения провода, радиус керамического основания). Задача 2. Наэлектризовать разноименно два электроскопа, не прикасаясь к ним заряженным телом. Задача3: Дан электрозвонок постоянного тока, гальванический элемент, провода. Как соединить провода, чтобы замыкание цепи вызвало только один удар молоточка о звонковую чашку?
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.