Содержание
-
Проблемное обучение в преподавании физики.
-
Проблемное обучение — это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные виды учебной работы учащихся и определяющая оптимальные условия их развития.
-
В основе проблемного обучения лежит учебная проблема, сущность которой — диалектическое противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знании недостаточно. Это противоречие служит движущей силой творческого усвоения знаний.
-
Проблемное обучение— двусторонний процесс.
Сфера деятельности учителя Сфера деятельности ученика Проблемное преподавание Проблемное обучение
-
Проблемное преподавание — это деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, управлению учебной деятельностью учащихся в решении учебных проблем. Проблемное учение — это особым образом организованная деятельность учащихся по усвоению знаний, в ходе которой они участвуют в поисках решения выдвинутых перед ними проблем.
-
Организация проблемного обучения имеет важное значение для развития мышления школьников, ибо «начало мышления» — в проблемной ситуации. Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний.
-
Для осуществления проблемного обучения необходимы следующие условия: наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для учащихся; умение учителя создавать проблемную ситуацию; постепенное, планомерное развитие у учащихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения; специальная система подготовки учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов.
-
Для такой подготовки учебного материала учитель должен его проанализировать с разных точек зрения: научной (вычленение основных понятий, их взаимосвязи), психологической (предвидение реакции класса и отдельных учащихся на выдвижение проблем), логической (последовательность постановки вопросов, задач, заданий, системы их сочетания), дидактической (выбор необходимых приемов и методов создания проблемных ситуаций).
-
Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности: анализ проблемной ситуации; формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя; решение проблемы: выдвижение предположении; обоснование гипотезы (обоснованный выбор одного из предположений в качестве вероятного пути решения проблемы); доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное); проверка правильности решения.
-
Несколько способов выдвижения проблем.
Выдвижение проблемы в связи с изучением новых явлений, установлением новых экспериментальных фактов, не укладывающихся в рамки прежних представлений (или теорий). Выдвижение проблемы на основе демонстрации опыта при изучении явления, которое может быть объяснено учащимися на основе ранее полученных знаний.
-
3. Выдвижение проблемы в связи с поисками нового метода измерения физической величины. 4. Постановка вопроса, требующего установления связи между явлениями или величинами, характеризующими явление. 5. Постановка проблемного вопроса с целью привлечения имеющихся у учащихся знаний к решению задач практического характера.
-
Проблемное обучение при объяснении нового материала.
Формы проблемного обучения Проблемное изложение Поисковая (эвристическая) беседа
-
Методика проблемного обучения в большой мере зависит от содержания учебного материала.
-
Проблемное изучение физических явлений.
Типичная схема изучения физических явлений в наиболее полном виде выглядит следующим образом. 1. Наблюдение явления. 2. Выявление характерных особенностей явления. 3. Установление связей данного явления с другими, ранее изученными явлениями и объяснение природы явления. 4. Введение новых физических величин и констант, характеризующих изучаемое явление. 5. Установление количественныхзакономерностей, относящихся к рассматриваемому явлению. 6. Практическое применение изученного явления.
-
Проблемный подход может быть использован в той или иной степени на всех этапах изучения физического явления. Однако наибольшие возможности для проблемного обучения открываются при выяснении природы явления.
-
Проблемное изучение физических законов.
Физические законы, изучаемые в школе, по способу их установления можно разделить на следующие группы: 1. Законы, устанавливаемые экспериментально. 2. Законы, устанавливаемые теоретически. При опытном установлении физических законов открываются две возможности для применения проблемного подхода.
-
Проблемное изучение физических теорий.
Развитие физических теорий всегда происходило на основе преодоления противоречий между сложившимися представлениями и новыми фактами, опытными данными, которые не укладывались в рамки этих представлений. Подведение учащихся к осознанию решающих проблем физики, привлечение их к размышлению над ними, вовлечение в поиск решения этих проблем представляют собой надежный путь глубокого уяснения учащимися экспериментальных оснований, на которых строилась новая теория, а отсюда — и ее основных положений.
-
Проблемное обучение при выполнении домашних заданий.
Основные виды проблемных домашних заданий. Задания теоретического характера. Экспериментально исследовательские задания. Конструкторские задания.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.