Содержание
-
О.А. Смирнова, учитель физики и математики МБОУ «СШ № 25»
-
Генрих СауловичАльтшуллер
автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель. В 1946-48 годах главной целью жизни стала разработка ТРИЗ 2
-
Главная идея
техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления 3
-
ТРИЗ - педагогика
Анатолий АлександровичГин Приемы педагогической техники 4
-
Алла Александровна Нестеренко Мастерская знаний 5
-
Основное средство
педагогический поиск – ребенку не предлагают готовое решение, а дают возможность найти его самостоятельно 6
-
Исходный принцип –
принцип природосообразностиобучения Концепция ТРИЗ целиком построена на положении Л.С. Выготского о том, что ребенок принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной 7
-
Главная цель
формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности 8
-
Задачи ТРИЗ-педагогики
Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой Формирование системного диалектического мышления, основанного на законах развития Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения Воспитание определённых качеств личности Развитие воображения, фантазии и творческих способностей 9
-
Форма обучения
учебный диалог на основе субъект-субъектных отношений Поскольку в результате обучения приемам ТРИЗ требуется активная позиция и ученика и учителя, то в основе взаимодействия между ними возможна только педагогика сотрудничества 10
-
Системное и ассоциативно-образное мышление
применять знания о системах, их свойствах и функциях для описания различных объектов использовать знания о свойствах и функциях систем для решения простых изобретательских задач устанавливать взаимосвязи между различными системами выявлять различные свойства систем в различных взаимодействиях и надсистемах прогнозировать изменения систем во времени (линия прошлое - настоящее - будущее) определять, что и как можно узнать о системе работать с различными видами информации 11
-
Развитие воображения
использовать различные методы для сочинения сказок получать фантастические идеи различными способами изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач 12
-
Методика решения задач
выделять и формулировать противоречия выделять противоречивые свойства находить часть системы, в которой возникло противоречие выделять взаимосвязи и взаимодействия, вызывающие противоречие формулировать идеальное решение мобилизовать ресурсы прогнозировать последствия предлагаемых изменений решать простые изобретательские задачи по схеме подбирать информацию для учебных задач формулировать задачи объяснять различные явления 13
-
Принципы занятия по ТРИЗ
Максимально серьезная подготовка к занятию Создание атмосферы свободной беседы Создание обстановки исключительности или таинственности Решение проблемы (задачи) должны найти дети самостоятельно Высокий темп занятия Включение «разрядочных» вставок Здоровьесбережение 14
-
Принципы ТРИЗ-педагогики
Свободы выбора Открытости Деятельности Обратной связи Идеальности (высокого КПД) 15
-
Приемы ТРИЗ-педагогики
Мозговой штурм Синектика (личностная аналогия) Морфологический анализ Метод каталога Метод маленьких человечков Светофор Отсроченная отметка Решение открытых задач 16
-
Базовый лист контроля Щадящий опрос Опрос по цепочке «Найти и обезвредить» «Шифровка в центр» «Веришь – не веришь» Игра «Логическая цепочка» Придумайте свое (вопросы, задачу, шпаргалку, опорную схему...) 17
-
Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами. Творчески научить может только творческий человек Я.А. Коменский 18
-
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность Б. Шоу 19
-
Мои координаты: +7 (905) 698 00 66 olgasmirnoff@mail.ru Спасибо за внимание 20
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.