Содержание
-
ЭПИГРАФ
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь В. Ключевский
-
02.03.20172.3.Технология проектирования современного урока
Реализация требований ФГОС ООО в деятельности учителя физики
-
2.3.Технология проектирования современного урока
-
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
-
1.Технология проектирования современного урока
Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной программы следующие: 1)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
2)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета физики.
-
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока, для этого используется технологическая карта. Это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
-
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
-
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
-
Структура таблицы-схемы урока детализирована до действий учителя и учеников и операций, выполняемых ими.
-
В каком виде и каким образом представлена ученику новая информация, как будет организовано обучающее взаимодействие учителя с учеником, чтобы ученик обрёл знание, какие действия нужно выполнить ученику, чтобы знания стали почвой для умений, как тренироваться в закреплении умений, чтобы, деятельностно преобразившись в операции, они стали навыками?
-
Каждый шаг урока, обозначенный в таблице-схеме, даёт ответ на эти вопросы.
-
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
-
Шаблон разработки комбинированного урока
-
-
-
-
-
-
-
1.Технология проектирования современного урока
Новые задачи образования меняют структуру и содержание стандарта.
-
Ранее стандарт содержал требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов. Для реализации стандартов второго поколения необходимо формирование универсальных учебных действий.
-
“Под универсальными учебными действиями (УУД) понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность”. (А.Г. Асмолов).
-
В широком значении УУД - умение учиться, способность к саморазвитию путем активного поиска и усвоения знаний.
-
Выделяют следующие группы УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
-
Процесс освоения обучающимися универсальных учебных действий происходит в совокупности разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и приобретать компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
-
Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целей.
-
Функции универсальных учебных действий включают:
-
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
-
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
-
•обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
-
Обобщая, можно сказать, что универсальные учебные действия - это инструменты для освоения, преобразования и создания знания, то, из чего складывается умение учиться, то, благодаря чему ребенок становится субъектом учебной деятельности.
-
2. Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.
В качестве учебного предмета физика в школе формирует систему знаний об окружающем мире.
-
Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
-
2.1. Личностные универсальные учебные действия.
Приоритетной задачей новых стандартов образования является развитие в личности способности к самореализации.
-
Личностные УУД способствуют формированию: • жизненного, личностного, профессионального самоопределения; • способности к ценностно-смысловой ориентации учащихся;
-
• готовности к жизненному и личностному самоопределению; • знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социуме и межличностных отношениях.
-
Цели урока физики, должны быть ориентированы прежде всего на развитие личности ученика, личного и ценностного отношения учащихся к окружающим, к физике, к себе. При этом ученик видит закономерность изучаемого явления, целостную картины окружающего мира.
-
Формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники.
-
2.2. Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия -действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности:
-
• целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
-
• оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
-
• волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.
-
Регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются на уроках физики при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
-
При обучении физике деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, включает в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений.
-
2.3. Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия разделяются на общеучебные и логические УУД
-
1) Общеучебные УУД включают в себя: • самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-
2.3. Познавательные универсальные учебные действия. .
• структурирование знаний; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
-
2.3. Познавательные универсальные учебные действия.
• смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения текста смыслом;
-
2.3. Познавательные универсальные учебные действия.
• умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; • действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
-
На уроках физики ребята учатся воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Знакомство с любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-символическими средствами.
-
Большой опыт на уроке физике ребята приобретают в кодировании и декодировании приобретенной информации с помощью формул.
-
2)Универсальные логические действия. В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).
-
Совокупность логических действий представляет собой: • сравнение конкретно-чувственных и иных данных, определения общих признаков и составление классификации; • анализ - выделение элементов, расчленение целого на части;
-
• синтез - составление целого из частей; • сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию; • классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака;
-
• обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • доказательство, установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений; • установление аналогий.
-
Особую роль в формировании познавательных УУД играет работа ребят над проектами, подготовка к выступлению на ежегодной конференции. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
-
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот вид работы органично сочетается с групповой деятельностью.
-
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование в совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
-
2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
-
В состав коммуникативных действий входят: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; • постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации; ми.
-
• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;• владение монологической и диалогической формами речи.
-
Такие способности наиболее эффективно приобретаются в групповой и коллективной работе, например, в исследовательской и проектной деятельности, в постановке экспериментов на уроке физики.
-
Элементы формирования коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок-конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений).
-
На уроке - конференции ребята с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, участвуют в дискуссии, проводят самооценку своей работы. Конференция, являясь межпредметной, выходит далеко за пределы учебников и для раскрытия требует самостоятельного информационного поиска материала в Интернете, умения использовать ТСО.
-
Таким образом, появляется возможность формирования у ребят умения активно защищать свою позицию, представлять свое мнение. Учащиеся хорошо представляют материал по каждому вопросу, с интересом готовят презентации. Таким образом, формируется и ИКТ-компетентность обучающихся.
-
3. Формирование УУД во внеурочное время.
Большую роль в формировании УУД играет внеурочная деятельность учащихся. На данных занятиях дети более раскрепощены, более инициативны. Учителя нашего методического объединения уделяют данному виду деятельности большое значение. Очень интересны и разнообразны мероприятия, проводимые на предметной неделе физики. Рассмотрим лишь одни из них, которые проводились учителями нашего методического объединения в этом учебном году.
-
Шаблон разработки комбинированного урока
-
-
-
Самообразование - условие роста педагогического мастерства и фактор успешности современного учителя
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.