Содержание
-
Универсальные учебные действия Примерная программа формирования УУД. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» А.Г. Асмолов. pptcloud.ru
-
План
Понятие «универсальные учебные действия» Функции универсальных учебных действий Универсальный характер учебных действий Виды универсальных учебных действий Гражданская идентичность УУД в программном содержании Основные выводы
-
В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действияПонятие «универсальные учебные действия»
-
Универсальные учебные действияПонятие «универсальные учебные действия»:
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции;
-
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области;
-
Универсальный характер учебных действий
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носятнадпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любойдеятельности учащегосянезависимо от ее специально – предметного содержания. Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
-
Виды универсальных учебных действий:
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный;
-
Личностные действия
Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненноесамоопределение; смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
-
Гражданская идентичность
Гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Достижение гражданской идентичности - важная задача развития юношеского возраста. Вместе с тем о предпосылках или основах становления гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе. В младшем школьном возрасте в связи с систематическим изучением школьных предметов, в первую очередь таких, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», специфической формой самоопределения является формирование основ гражданской идентичности личности.
-
Структурагражданской идентичности
Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты: когнитивный(знание о принадлежности к данной социальной общности); ценностно – смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности); эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности); деятельностный (поведенческий – гражданская активность).
-
Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования
У выпускника будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкая мотивационная основа учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; установка на здоровый образ жизни; чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой; эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им;
-
Выпускники получат возможность для формирования: положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивиции; установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
-
Регулятивные действия
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание –постановка учебной задачи; планирование – составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели; контроль– сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция –внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения реального ожидаемого результата; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция– способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;
-
Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования
Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;
-
Выпускник получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия и т.д.
-
Познавательные универсальные действия
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково – символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графические или знаково – символические) преобразование моделис целью выявленияобщих законов, определяющих данную предметную область;
-
Логические универсальные действия:
анализ объектовс целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез– составление целого из частей; выбор оснований для сравнения, классификации объектов; установление причинно – следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
-
Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования
Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; основам смыслового чтения и выделению существенной информации.
-
осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи; выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
Коммуникативные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии нормами родного языка;
-
Содержание и формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества являются ключевым фактором, определяющим мотивационный профиль учащихся. Адекватной системой мотивов для начальной школы следует признать сочетание познавательных, учебных, социальных мотивов и мотивации достижения.
-
Планируемые результаты по формированию коммуникативных УУД на ступени начального общего образования
Выпускник научится: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т. ч. и не совпадающих с его собственной, и учитывать их в работе; формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению; строить понятные высказывания, задавать вопросы, контролировать действия партнера.
-
Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при сотрудничестве; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и.т.
-
Условия развития познавательных мотивов
Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий: создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учащихся к учебе; формированиерефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения; обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач; оценивание знаний учащегося с учетом его основных достижений; организацияформ совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества
-
УУД в программном содержании
Реализация программы по формированию УУД побудила разработчиков ввести в тематическое планирование, сопровождающее программу каждого предмета, специальную структурную единицу - характеристику деятельности учащихся, в которой раскрывается деятельностный компонент содержания начального образования. Нужно иметь в виду, что в данном случае деятельность характеризуется не столько как методическая особенность обучения, а как обязательное содержание образования младшего школьника: этому учитель должен учить, он должен так строить процесс обучения! В этом новизна, современность и психологическая обоснованность примерных программначального общего образования.
-
впервые наряду со знаниевым компонентом основные содержательные линии и дидактические единицы; в программном содержании представлена номенклатура общеучебных умений, навыков испособов деятельности; основные виды деятельности, которыми занимается младший школьник.
-
Например, программа русского языка нацеливает обучение на формирование таких интеллектуальных умений, как: обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия и др. в процессе обучения русскому языку формируются также умения, связанные с информационнойкультурой (читать, писать, работать с книгой, пользоваться словарями и др.)
-
При изучении математики учащимся начальной школы предоставляется возможность (для учителя это обязательное требование)заниматься такими видами деятельности, как: моделирование, прогнозирование, накопление опыта решения разнообразных математических задач и его самостоятельное использование в учебных ситуациях. сравнение различных видов конструкций и способов их сборки…Характеризовать основные требования к изделию…Моделировать несложные изделия с разными конструкторскими особенностями…(Технология)
-
Примеры из программного материала
Моделировать звуковой состав слова… Группировать слова по типу орфограммы…Оценивать уместность употребления…Трансформировать текст…Обосновывать целесообразность выбора языковых средств…(Русский язык) Характеризовать текст… Конструировать монологическое высказывание… Сравнивать художественный и научно – популярный тексты… (Литературное чтение)
-
Сравнивать разные способы вычислений…Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие…Прогнозировать результат вычисления…Объяснять (обосновывать ) ход решения задачи…(математика) Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года…Группировать (классифицировать) объекты живой природы по отличительным признакам… Сравнивать и различать деревья и кустарники, травы…Характеризовать природные сообщества (Окружающий мир)
-
Основные выводы
Даже беглый анализ приведенных примеров показывает, что учебные умения, которые формируются сначала на программном содержании конкретного учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений.
-
Представленное таким образом содержание образования в начальной школе позволяет получить в виде его конкретного результата развитые универсальные учебные действия, формированию которых на начальном этапе систематического обучения до сих пор не уделялось должного внимания.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.