Содержание
-
«Формирование универсальных учебных действий через обучение в кружках и студиях естественно-научной направленности»круглый стол
Составитель: педагог дополнительного образования, руководитель экологической студии «Дельфин», Стефанович Е.В. Тюмень, 2016
-
Универсальные учебные действия (УУД)
— это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»
-
Функции универсальных учебных действий
обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
-
Виды универсальных учебных действий
личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание познавательные: общеучебные учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания; логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения; коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой); регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана.
-
Личностные УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: - самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; - нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
-
Пример №1 «Расчетная задача с экологической составляющей»
Цель: осознание критериев оценки решения задачи, формирование основ экологической культуры . Возраст: 14-15 лет. Учебная дисциплина: экология Форма выполнения задания: работа индивидуальная и парная, фронтальная работа Описание задания: обучающимся предлагается индивидуально решить одну и ту же задачу, но ответить только на один из двух вопросов задачи (например, 1 вариант на первый вопрос, 2 вариант – на второй вопрос задачи). Затем провести коллективное обсуждение критериев оценивания задачи; после чего провести разбор решения задачи (через интерактивную доску), а оценивание решения ученик проводит своего соседа по парте на основании выработанных критериев; исправление ошибок; обсуждение проблемы вырубки леса и ее решения. Задача: На новогодние праздники были вырублены елки с площади 20 га. 1 вариант: Какой объем кислорода могли выделить эти деревья в течение года? (В среднем 1 га хвойного леса выделяет 7000 л кислорода в сутки.) 2 вариант: На какое время (суток) хватило бы человеку для дыхания этого кислорода? (Потребность человека в кислороде равна 350 мл/мин, при физических нагрузках достигает 5000 мл/мин.). Выскажи свое мнение о проблеме вырубки елей в канун новогодних праздников и предложи свои пути решения этой проблемы.
-
Задание № 2:«Герои морали»
Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развитие морального сознания через поисковую работу и дискуссию. Возраст: 12–14 лет. Учебные дисциплины: гуманитарные (обществознание). Форма выполнения: индивидуальная работа с последующим совместным обсуждением в классе. Описание задания: задание носит творческий и поисковый характер. Ученикам предлагается найти в произведениях литературы, мультипликации и кино героя, поступок которого иллюстрирует одно из моральных правил и подготовить презентацию. При последующем обсуждении в классе необходимо в яркой форме и достаточно аргументированно доказать, что герой в своем поступке проявил одно или несколько моральных качеств. Критерии оценивания: - умение полно и адекватно характеризовать содержание моральных норм - убедительная аргументация - выразительность представления примеров
-
Критерии сформированности личностных УУД:
структура ценностного сознания; уровень развития морального сознания; присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, дилеммы, требующей морального выбора
-
Регулятивные УУД
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
-
Задание 1. «Распорядок дня афинянина»
Цель: сформировать умение планировать деятельность и время. Форма выполнения задания: индивидуальная, в парах, групповая. Оборудование: шаблон-таблица «Распорядок дня» (Таблица 2). Описание задания: ученики составляют распорядок дня афинского гражданина (мужчины, женщины, мальчика, девочки, слуги, раба, ремесленника, крестьянина, аристократа – на выбор ученика или группы). Инструкция: ученикам необходимо, опираясь на все доступные им знания об общественной жизни и повседневной культуре греков, заполнить таблицу «Распорядок дня». Затем ученикам предлагается определить основные направления расходования времени своим героем; оценить рациональность использования им своего времени; по возможности, внести коррективы. В конце может быть организована беседа о пользе составления распорядка дня. Критерии оценивания: соответствие результата работы историческим реалиям Древней Греции; логичность, продуманность, аргументированность полученного распорядка; умение рационально распределить время между различными видами деятельности выбранного героя.
-
Познавательные УУД
включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
-
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
-
Особая группа общеучебных универсальных действий:
- моделирование; - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: - анализ; - синтез; - сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
-
Задание 1. «Собираем караван в путь»
Цель: сформировать первичные исследовательские умения – выделять информацию из нетекстовых источников и использовать ее для решения задач. Форма выполнения задания: индивидуальная, в парах, групповая Оборудование: настенная карта, атласы и контурные карты по теме «Древний Ближний Восток»/«Египет и Месопотамия в древности» (также возможно использование фотографий, иллюстрирующих природные условия Египта и Месопотамии) Описание задания: учащиеся на основе имеющихся материалов (карт, фотографий) и контекстных знаний должны определить, какие товары были основой вавилонско-египетской торговли, какими видами транспорта пользовались купцы, определить по карте наиболее оптимальные торговые маршруты, приблизительно рассчитать продолжительность пути (в километрах и днях пути). Инструкция: учащимся объявляют, что теперь они – вавилонские купцы, и их задача снарядить караван в Египет, используя все доступные им знания о природных и географических условиях Ближнего Востока. Им предстоит начертить на контурной карте наиболее оптимальный (удобный, безопасный и быстрый) маршрут путешествия, выбрать в соответствии с этим наиболее удобные виды транспорта (отметить на карте отрезки пути значками того вида транспорта, который наиболее удобен на каждом участке), а также определить какие товары Месопотамии будут пользоваться наибольшим спросом в Египте, а какие следует привезти оттуда домой (можно дать задание нарисовать эти товары). Критерии оценивания: правильность, полнота, продуманность и аргументированность ответов.
-
Коммуникативные УУД
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
-
Виды коммуникативных действий:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
-
Задание 1. «Рисуем стоянку первобытного человека»
Цель: сформировать коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе совместной деятельности, сотрудничества. Форма выполнения задания: в парах, групповая. Оборудование: листы бумаги для рисования, карандаши/фломастеры. Описание задания: учащимся, сидящим рядом, предлагается на основе полученных знаний о хозяйстве и повседневной жизни первобытных людей разработать иллюстрацию по теме «Стоянка первобытных людей». Инструкция: учащиеся получают опережающее домашнее задание – ознакомиться с жизнью первобытных людей (по материалам учебника, дополнительной литературы). Ставится условие, что идея рисунка должна быть общей, рисунок должен быть наглядным и соответствовать современным научным знаниям. Критерии оценивания: степень реализации общего замысла (наличие общей идеи, единство смысла), степень наглядности и историчности рисунка, наличие взаимопомощи в ходе выполнения задания, общее эмоциональное отношение к совместной деятельности.
-
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями: - Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. - Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. - УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.