Содержание
-
Тема 1. Понятие культуры. Понятие СВА. Особенности культуры Китая Культура, литература и религия стран СВА 032301.65 «Регионоведение» ИМОСТ, кафедра МОЗР
Петрова Наталья Владимировна
-
Цели и задачи лекции
2
Цель лекции – сформировать у студентов следующие умения:
- Понимание роли и места Китая в мировой культуре, взаимосвязи азиатской культуры и мирового культурного наследия.
- Коммуникация с восточноазиатскими партнерами с учетом их культурных традиций и обусловленных ими особенностей мышления и поведения.
- Задачи лекции – ознакомить студентов с понятием «культура» и его содержанием, определить территориальные и культурно-исторические границы СВА, рассмотреть особенности культурного развития Китая.
-
Компетенции, которые должен приобрести студент в результате изучения данной темы
3
- способность учитывать культурные традиции региона Северо-Восточная Азия и обусловленные ими особенности мышления и поведения его жителей в случае профессиональной деятельности по специальности скитайскими, японскими, корейскими и монгольскими партнерами;
- способность прогнозировать, с учетом характерных для культуры региона тенденций, наиболее вероятные сценарии развития событий в Северо-Восточной Азии, выбирать оптимальную линию поведения в отношении североазиатских партнеров в случае работы на дипломатической или консульской службе, в сфере международных и внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации;
- умение готовить аналитические материалы о Китае, Японии, Монголии, Кореи в случае работы по специальности.
-
Содержание
4
- Ключевые понятия
- Учебный материал
- Рекомендуемая литература
-
Ключевые понятия
5
- Культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.
- СВА – Северо-Восточная Азия.
-
Учебный материал
Существует множество определений культуры.
Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э. Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т. п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.
Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.
6
-
3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.
5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления.
7
-
6. Определения на базе теорий обучения: культура – это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.
7. Структурные определения, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.
8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.
9. Символические определения: культура – это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
8
-
Северо-Восточный регион
9
Согласно определению Кочешкова Н.В. к району СВА относятся – российский Дальний Восток, Северо-Восточный Китай, Северная Корея, Северная Япония, Монголия, Республика Саха и Республика Бурятия.
В рамках данного курса под СВА будем понимать Китай, Японию, Северную Корею, Монголию и российский Дальний Восток.
-
Особенности культуры Китая
10
Этапы развития конфликта
Культура Китая – это уникальное явление, которое оказало влияние на развитие всего человечества.
Во-первых, китайская цивилизация всегда являлась культурным доминантом для остальных стран Дальнего Востока (Кореи, Японии) и сопредельных с ним стран Юго-Восточной Азии (в первую очередь, Вьетнама). Такая роль Китая проявляется в заимствовании этими странами китайской иероглифической письменности и ведущих идеологических систем (конфуцианства и даосизма). Кроме того, китайская государственность оказала сильное воздействие на социально-политическое и идеологическое развитие соседних стран. Китайские истоки имеют и многие из отдельных реалий духовной жизни Кореи и Японии, например, знаменитая японская чайная церемония или искусство карликового сада
10
-
11
Этапы развития конфликта
Во-вторых, по археологическим данным, Китай является одним из регионов зарождения и становления человечества. Древнейшей антропологической находкой на территории Китая на сегодняшний день считаются 10 зубов дриопитека, возраст которых 15 млн. лет. Поэтому многие ученые называют южные районы Китая колыбелью азиатской части человечества.
В-третьих, Китай является родиной многих изобретений, которые изменили судьбу человечества – бумага, порох, компас, книгопечатание, сейсмограф.
11
-
Периодизация истории культуры Китая
12
Этапы развития конфликта
1. Архаический Китай – правление Пяти императоров – Фу-си (традиция указывает следующие годы его правления – 2852-2738 гг. до н.э.), Хуан-ди (2697-2597 гг. до н.э.), Шэнь-нун (2513-2435 гг. до н.э.), Яо (2356-2258 гг. до н.э.) и Шунь (2256-2208 гг. до н.э.), династия Ся (2205-2196 гг. до н.э.) – археологических подтверждений о существовании вышеуказанных правителях нет, однако китайская историческая традиция считает их реальными персонажами, а период их правления – золотым веком Китая.
2. Древний Китай – династия Шан (1600-1046 гг. до н.э., долгое время эта династия считалась европейцами вымышленной, однако в 1928 г. во время археологических раскопок возле г. Аньян нашли храмовый и дворцовый комплексы этого периода), династия Чжоу (1046-221 гг. до н.э.), династия Цинь (221-206 гг. до н.э.), династия Хань (206 г. до н.э.-220 г. н.э.).
12
-
13
Этапы развития конфликта
3. Традиционный Китай – период троецарствия (220-265 гг.), период Шести династий (220-589 гг.), династия Тан (618-907 гг.), период Пяти династий (907-960 гг.), династия Сун (960-1179 гг.), династия Юань (1271-1368 гг.), династия Мин (1368-1643 гг.), династия Цин (1644-1911 гг.).
4. Современный Китай – Китайская республика (1912-1949 гг.), Китайская народная республика (1949 г.– по настоящее время).
13
-
Пятичленная модель мироустройства
14
Этапы развития конфликта
14
-
15
Этапы развития конфликта
15
-
16
Этапы развития конфликта
16
-
Рекомендуемая литература
17
Кочешков Н.В. Типология традиционной культуры народов Северо-Восточной Азии (XIX-середина XX в.) / Н.В.Кочешков; Науч. ред. В.Л.Ларин. - Владивосток : Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 2002. - 167с.
Китай. Земля небесного дракона/под. общ. ред. Э.Л.Шонесси – М., ЗАО «БММ», 2006. – 256 с.
Кравцова М.Е. История культуры Китая/М.Е.Кравцова. – СПб, Изд-во «Лань», 2003. – 416 с.
17
-
18
Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.