Содержание
-
Тема 6. Конфуцианство и учение о человеке
История и личность. 032301.65 «Регионоведение». ИМОСТ, кафедра МОЗР, Петрова Наталья Владимировна.
-
Цели и задачи лекции
Цель лекции – сформировать у студентов следующие умения:
- Определение религиозных течений
- Владение религиозной терминологией
Задачи лекции – ознакомить студентов с историей возникновения и основными положениями конфуцианства, а также дать историко-культурологическую характеристику основателя данного учения.
-
Компетенции, которые должен приобрести студент в результате изучения данной темы
Компетенции, которые должен приобрести студент в результате изучения данной темы
- Анализ и прогнозирование общественного и политического процесса в Азии через призму представлений о человеке и личности в конкретном регионе.
- Адекватное восприятие представителей других культур и традиций.
- Свободное ориентирование в терминах теорий личности и религиозных понятиях.
-
Содержание
- Ключевые понятия
- Учебный материал
- Рекомендуемая литература
-
Ключевые понятия
- «Луньюй»(«Изречения») – Не систематизированные высказывания Конфуция в форме беседы с учениками.
- «Цзюнь цзы» - «Благородный муж».
- «Ли» - соблюдение ритуалов и обычаев.
- «Жэнь» - гуманность.
- «И» - справедливость.
-
Учебный материал
Учебный материал
Основатель – Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.).
О жизни Конфуция не сохранилось ни одного надежного свидетельства, поэтому существуют разные биографии этого человека.
Родился в царстве Лу. Имя при рождении – Кун-Чжунни-Цю. Позднее взял имя Кун-Фу-Цзы (Мастер из рода Кун).
Возможно занимал мелкие должности – начальник торговых рядов, начальник отряда юстиции. Скорее всего, занимался преподаванием.
Сам он ничего не писал. «Луньюй» - составили его ученики.
-
Основные категории конфуцианства
Существует Дао – путь, вселенский закон, дорога Жизни. Для сохранения гармонии необходимо следовать этим путем.
«Ли» - соблюдение ритуалов и обычаев. Ли выступает схемой Дао. Ли дарит красоту церемоний, внутреннее достоинство, нормы человеческого поведения, упорядоченность.
-
«Жэнь» – вектор силы, который концентрирует все добродетели человека – уважение, доверие, преданность, гуманность, человечность и т.д. (109 категорий). Благодаря жэнь человек принимает решение подчиняться Ли осознанно.
«И» - справедливость. Это совершенно справедливое представление о тебе и обо мне. «Не делай другим того, что не желаешь себе».
-
Значение ритуалов
Конфуций родился в период Борющихся царств, когда на территории Китая постоянно проходили междоусобицы, власть не задерживалась в одних руках, в обществе царил хаос. Конфуций пришел к выводу, что навести порядок можно только путем стремления к единому обществу с едиными традициями и обычаями. С точки зрения Конфуция, обычаи могут устанавливаться тремя путями:
-
Церемония – это воспитание человеческого достоинства, уважения к себе, то, чем человек отличается от животного.
- Человек прекрасен не сам по себе, а в обществе.
- Человек – как сосуд, а совершенный человек – как благородный жертвенный сосуд.
- Нелюбовь к образованию ведет к развитию недостатков.
- Чем больше власти у человека, тем более он должен стремиться к идеалу.
-
Категории людей
- Те, кто обладает врожденными знаниями, стоят выше всех.
- За ними следуют те, кто приобретает знания благодаря учению.
- Далее следуют те, кто приступает к учению, встретившись с трудностями.
- Те же, кто, встретившись с трудностями, не учатся, стоят ниже всех.
Конфуций «Луньюй», 16.9
-
Благородный муж
- «Цзюн Цзы» - тот, кто преодолел себя, благородый человек.
- Цзюн Цзы нужен для того, чтобы правильно управлять государством. Это активная фигура, инициативная личность.
- Цзюн Цзы полностью свободен от эгоизма, всегда ставит интересы общества выше личных.
- Основная цель образования по конфуцианству – не набор знаний, а превращение человека в Цзюн Цзы.
- Учитель – тот, кто является наставником.
-
Запреты для Цзюн Цзы
Благородный муж избегает трех вещей:
- в юности, когда организм еще не окреп, он избегает любовных утех;
- в зрелом возрасте, когда у него появляются силы, он избегает драк;
- в старости, когда организм ослабевает, он избегает жадности.
Конфуций «Луньюй», 16.7
-
Конфуций о дружбе
Три вида дружбы приносят пользу и три - вред.
- Когда дружишь с человеком или прямым, или честным, или обладающим большой проницательностью, - это приносит пользу.
- Когда дружишь с человеком или неискренним, или изворотливым, или бойким на язык, - это приносит вред.
Конфуций «Луньюй», 16.4
-
Конфуций об радости
Три вида радости приносят пользу и три вида - вред.
- Когда радуешься от того, что или поступаешь в соответствии с ритуалом и музыкой, или говоришь о добрых делах людей, или вступаешь в дружбу с мудрыми людьми, - это приносит пользу.
- Когда испытываешь радость от того, что или предаешься расточительству, или праздности, или пирам, - это приносит вред.
Конфуций «Луньюй», 16.5
-
Рекомендуемая литература
- Гране М. Китайская мысль от Конфуция до Лаоцзы / М. Гране; [пер. с фр. В.Б. Иорданского]. - М. : Алгоритм, 2008. - 528 с.
- Грановская Р.М. Психология веры [Текст] : монография / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2004. - 576 с.
- Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства / А.И.Кобзев. - М. : Вост. лит., 2002. - 606с.
- Конфуцианский трактат "Чжун юн": Переводы и исследования / Сост. А.Е. Лукьянов; Отв. ред. М.Л. Титаренко. - М. : Вост. лит., 2003. - 247с.
- Конфуций. Суждения и беседы [Текст] / Конфуций ; пер. с кит. П. Попова; вступ. ст. А. А. Маслова. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 304 с.
- Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао / А.Е.Лукьянов. - М. : Вост. лит., 2001. - 383с.
- Томпсон М. Восточная философия / М.Томпсон; Пер. с англ. Ю.Бондарева. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 378с
- Шагинов И.Ю. Религии Дальнего Востока / И. Ю. Шагинов. - М. : Мир книги, 2007. - 192 с.
-
Использование материалов презентации
Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.