Содержание
-
"Подгруппа азота"
-
Цели урока: В занимательной форме обобщить, закрепить, систематизировать и проверить степень усвоения знаний о свойствах азота, фосфора и их соединений; Умение в составлении ионных уравнений, окислительно-восстановительных реакций; Навыки в решении расчётных и экспериментальных задач.
-
Девиз урока:« Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» Гёте
-
Приветствуем участников игры:
1 команда «Азот»; 2 команда «Аммиак»; 3 команда «Азотная кислота»; 4 команда «Фосфор».
-
1 конкурс«Презентация команд»
Придумать девиз и сделать сообщение о веществе, которым названа ваша команда, рассказать об интересных моментах его открытия и физических свойствах Оценка конкурса: 1 балл за сообщение; 1 балл за девиз.
-
Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен.
- «ядовитый воздух» - «дефлогистированный воздух» - «испорченный воздух» - «удушливый воздух» - «безжизненный воздух» В 1772 году шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд В 1772 году английский химик Джозеф Пристли В 1773 году шведский химик- аптекарь Карл Шееле В 1774 году английский химик Генри Кавендиш В 1776 году французский химик Антуан Лавуазье И это все об азоте
-
Азот образует прочные двухатомные молекулы N2с малым расстоянием между ядрами
-
Азот в соединениях может проявлять как отрицательную, так и положительную СО.
-
Газ, с характерным запахом. Легче воздуха Хорошо растворим в воде H2O NH3 NH3 Молекулярная кристаллическая решетка Аммиак
-
Применение Свойства NH3 Аммиак содержит ценный для растений элемент - азот. Аммиак - газ. Аммиак имеет резкий запах. Взаимодействует с Кислородом. Аммиак- хороший восстановитель При испарении жидкого аммиака поглощается большое количество теплоты.
-
Азотная кислота
-
Одна связь с кислородом образуется по донорно-акцепторному механизму, но из-за близости расположения атомов в молекуле становятся равноценными. Строение
-
Азотная кислота широко используется для производства азотных удобрений, искусственных волокон, органических красителей, лаков и взрывчатых веществ. Применение
-
неметалл, Ar=31 V группа, главная подгруппа 3 период, 3 ряд степени окисления -3.0,+1,+3,+5. оксиды Р2О3 и Р2О5 - оба оксида кислотные Кислоты: H 3PO3 –фосфористая кислотаH3PO4 –фосфорная кислота летучее водородное соединение РН3-газ фосфин ( связь ковалентная почти неполярная) Р Фосфор ( Phosphorus-Cветоносец) Фосфор
-
8.Применение.
Белый фосфор применяют для получения других его аллотропных модификаций, фосфорных кислот, фосфатов, как боевое зажигательное вещество, для изготовления ядохимикатов и медикаментов.
-
Красный фосфор применяют для изготовления спичек и как наполнитель (пары) в лампах накаливания для производства удобрений и кормовых добавок для животных.
-
История открытия.
В поисках “философского камня” немецкий алхимик Х. Бранд занимался перегонкой сухого остатка от выпаривания мочи. В приемнике оказалось вещество, испускавшее голубоватый свет. Так в 1669 году был открыт белый фосфор.
-
2 конкурс«Самый быстрый»
1. Почему Даниэль Резерфорд назвал открытый им газ «зловредным», а Антуан Лавуазье дал ему общее название - азот, т.е. «безжизненный»? 2. Чем обусловлена химическая инертность азота? 3. В какое соединение превращается азот в верхних слоях атмосферы во время грозовых разрядов?
-
4. Как получают азот в промышленности? 5. Почему азот называют «элементом жизни»? 6. Что такое «нашатырный спирт»? Для чего его используют? 7. Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в холодильных установках?
-
2 конкурс«Самый быстрый» 8. Каким способом следует собирать аммиак? Почему? 9. Как можно распознать аммиак? 10. Что такое нашатырь? Для чего его используют? 11.Какое применение находит карбонат и гидрокарбонат аммония? 12. Какие вещества называют селитрами?
-
2 конкурс«Самый быстрый» 13. Какой газ называют «бурым»? 14. Что такое «ляпис»? 15. Что такое «царская водка»? 16. Какая из модификаций фосфора светится в темноте? 17. На каком свойстве основано применение оксида фосфора (V) в химической промышленности в качестве осушителя?
-
По одному представителю от каждой команды выбирают конверт с условием задачи и решают её у доски. Оценка конкурса: Правильно решённая задача оценивается в 5 баллов За каждую ошибку снижается по 1 баллу. 3 конкурс капитанов«Реши задачу»
-
Все члены команд разгадывают кроссворд. Команда, первая отгадавшая кроссворд поднимает руку и оформляет ответы на доске. (3 балла). Возможные ошибки при ответе исправляются членами команды или командой соперника (1 балл). Отвечающий получает индивидуальный балл: «5», «4», «3». Команда соответственно получает такое же количество баллов (5, 4, 3).
-
КРОССВОРД
1 . Учёный, открывший фосфор. 2. Какой элемент академик А. Е. Ферсман назвал «элементом жизни и мысли»? 3. Как называют нитраты щелочных и щелочноземельных металлов? 4. Какой фосфор светится в темноте? 5. Газ, образующийся при разложении солей аммония. 6. Второе название хлорида аммония. 7. Общее называние веществ, используемых в качестве подкормки для растений? 8. Газ, составная часть воздуха.
-
Какая из команд быстрее и больше заметит ошибок, допущенных в прочитанном тексте. Оценка конкурса: По 1 баллу за «пойманную» ошибку. 4 конкурс«Лови ошибку»
-
ТЕКСТ: «…Азот образует несколько соединений с водородом, из них наибольшее значение имеет аммиак. Это бесцветный газ, без запаха, почти в два раза тяжелее воздуха, хорошо растворимый в воде. Водный раствор аммиака называется нашатырём. В химическом отношении аммиак довольно активен, он вступает во взаимодействие со многими веществами, проявляя при этом какокислительные, так и восстановительные свойства. Водный раствор аммиака в воде проявляет кислотныесвойства и не изменяет окраску фенолфталеина. При взаимодействии аммиака с кислотами образуются соли аммония. Это твёрдые кристаллические вещества, плохо растворимые в воде. При нагревании они разлагаются с образованием кислорода. Соли аммония находят широкое применение в народном хозяйстве, большая часть из них используется для получения азотной кислоты»
-
Решение задач:
Задача № 1 Дано:
-
Задача № 1 Дано:
-
Оценка конкурса: Команды, которые первые справились с заданием, сообщают результаты опытов, записывают на доске уравнения реакций, получают по 5 баллов. Команды получают экспериментальное задание: две команды должны доказать опытным путём. 5 конкурс«Экспериментальный»
-
1. Доказать, что в состав сульфата аммония входят ионы аммония NH4+ и сульфат-ионы SO42-; 2. Распознать среди выданных веществ: фосфат натрия, сульфат натрия, хлорид натрия.
-
Командам предлагается для эстафеты выбрать цепочку превращений и приступить к её решению у доски. 6 конкурс«Эстафета»
-
Каждому участнику семинара выполнить тестовую работу на выданных карточках. Необходимо выделить правильный ответ. Заключение Например: Вопрос А) Б) В) Г)
-
СПАСИБО ЗА УРОК!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.