Содержание
-
1
-
2 Развитие интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических задач на уроках химии. (Методическое электронное пособие) Решеты - 2008 МОУ Решетовская средняя общеобразовательная школа Составила: учитель химии Людмила Александровна Гапиенко
-
Простая сумма знаний не только не дает развития интеллекта, но и препятствует этому при сверхмощном потоке информации
Модернизация процесса обучения химии коснулась переработки содержания химического образования. Это в свою очередь отразилось в поиске новых форм и методов обучения. В настоящее время необходима организация полноценной познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование не только знаний, но и умений их добывать и использовать. Большая роль в этом принадлежит овладению учащимися обобщенными способами действий, а также отработке различных приемов выполнения умственных действий. Интеллект - это не сумма знаний, а природное, с возрастом умело развитое, умение воспользоваться любыми знаниями в рамках личного и коллективного целеполагания. Это является одной из главных основ успешности ребенка в жизни.
-
Схема формирования умения
4 установление сущности и структуры умения применение интеллектуального умения в уже знакомой ситуации применение интеллектуального умения в новой ситуации Использование рациональных приемов учебной работы, помогает учащимся овладеть основными приемами мышления, умением решать типовые химические задачи.
-
Этапы развития интеллектуального умения «сравнение»
5 I Этап. Выявление признаков, по которым можно сопоставлять или противопоставлять явления, вещества или другие заданные объекты II. Этап. Установление сходства или различия III. Этап. Обобщение результатов сравнения в виде вывода
-
I Этап.Выявление признаков, по которым можно сопоставлять или противопоставлять явления, вещества или другие заданные объекты(Варианты возрастания степени трудности заданий)
6 Перечень признаков предложен в готовом виде Перечень признаков вспоминается или частично устанавливается Перечень признаков определяется самостоятельно
-
II. Этап.Установление сходства или различия
7 Сравнение двух веществ (явлений) Сравнение групп веществ (явлений) Сравнение по существенным признакам (Варианты возрастания степени трудности заданий)
-
III. Этап. Обобщение результатов сравнения в виде вывода
8 Вывод в результате неполного сравнения сопоставления или противопоставления Вывод в результате полного сравнения Вывод по наиболее существенным при- знакам, характеризующим данное вещество (Варианты возрастания степени трудности заданий)
-
9 1 этап 2 этап. 3тап. (Интеллектуальное умение «сравнение») (Варианты возрастания степени трудности заданий)
-
10 Варианты усложнения заданий на различных этапах формирования приема «сравнение» 1 этап (степень трудности 1) Сравните (устно) свойства: а) серы и угля; б) меди и цинка; в) кислорода и углекислого газа. Запишите ответ о сравнении одной пары веществ в таблицу. При выполнении задания учитывайте, где требуются, следующие признаки сравнения: агрегатное состояние, кристаллическую или аморфную (некристаллическую) структуру вещества, пластичность, цвет, блеск, прозрачность, запах, растворимость, вкус, температуру плавления или кипения, плотность, тепло- или электропроводность (степень трудности 2) 2. В сосудах без этикеток даны: а) порошки серы и железа; б) сахарная пудра и крахмал; в) поваренная соль и нафталин; г) медная и цинковая пластинки; д) алюминий (расплавленный) и ртуть. По каким характерным признакам можно различить эти вещества? (степень трудности 3) 3. В сахарную пудру попала угольная пыль. Перечислите все операции, которые вы должны были бы последовательно выполнить, чтобы очистить сахар (по аналогии со способами очистки бензина)
-
11 2 этап. (степень трудности 1) 1. Укажите несколько сходных физических свойств алюминия и меди, благодаря которым эти металлы находят одинаковое применение. (степень трудности 2) 2. Прочитайте по учебнику химии «Химические элементы». Сравните свойства металлов и неметаллов. Для этого сначала сопоставьте между собой свойства трех выбранных вами металлов, затем свойства трех неметаллов (устно); после чего осуществите противопоставление свойств данных групп металлов и неметаллов по наиболее характерным признакам (II —III). Ответ и сделанные вами выводы запишите в таблицу Варианты усложнения заданий на различных этапах формирования приема «сравнение»
-
12 3 этап. Перечислите признаки: а) сходства; б) отличия реакций соединения и замещения, учитывая количество взятых и полученных веществ, а также являются ли эти вещества простыми или сложными. (степень трудности 2) Сравните реакции разложения и замещения. Отметьте, в чем некоторое сходство между ними. Какие признаки указывают на существенное отличие данных реакций? (степень трудности 1) Варианты усложнения заданий на различных этапах формирования приема «сравнение»
-
Этапы развития интеллектуального умения «обобщение»
13 I этап (VIII класс) - обобщение единичных фактов III этап (X—XI классы) - обобщение на основе знаний законов, теорий, понятий. Дедуктивныеумозаключения. II этап (IX класс) - обобщение существенных признаков
-
I этап (VIII класс) обобщение единичных фактов
Вывод в результате сравнения Вывод и пояснение при проведении наблюдений в химическом эксперименте Рассмотрение изученного материала в новых взаимосвязях (Варианты возрастания степени трудности заданий) Задание к уроку «Оксиды, их состав и свойства» Отметьте общие признаки состава веществ, формулы которых приведены ниже: МпО7, NаОН, НзРО4, СиSО4, Сl2О7. Задание к уроку «Оксиды, их состав и свойства» Вещество А по данным, полученным советской космической станцией «Венера-4», составляет основную часть атмосферы Венеры. Вещество В является широко используемым основным оксидом. С участием этих веществ могут происходить реакции, которые изображены схемами: 1) А+В=Х; 2) В+Н20 = У; 3) А+У = Х+Н2 О.
-
Задания-измерители для 8 класса (отслеживание динамики развития интеллектуальных умений).
-
II. Этап (IX класс) обобщение существенных признаков
16 Группировка веществ (явлений) по существенным признакам. Определение понятий. Конкретизация обобщений примерами. Развернутый вывод в химическом эксперименте. Установление новых взаимосвязей в изучаемом материале. (Варианты возрастания степени трудности заданий)
-
Задания-измерители для 9 класса (отслеживание динамики развития интеллектуальных умений).
1. Способность анализировать и классифицировать. С какими из перечисленных веществ реагирует разбавленная серная кислота: СО2, CaO, ZnCl2, Ba(NO3)2. Запишите уравнения возможных реакций. 2. Способность классифицировать. Выпишите формулы электролитов и неэлектролитов: КОН, KNO3 , S03, LiCI, Ва(ОН)2, H2S, CH3COOH, H2SiO3, BaSO4. 3. Способность анализировать. Закончите уравнения практически осуществимых реакций: Ba(NO3)2+ HCI -; Fe(NO3)2+ КОН -; Cu(N03)2+ Fe -; Cu(N03)2+ Hg –. 4. Умение сравнивать. Установление закономерностей(среды раствора), (тип кристаллической решётки) NaNO3, FeCl2, Na3PO4, NH4NO3 ,K2S, KNO3, С(алмаз), NH3, H2СО3, SiO2,N2, KCI, Si, H20. 5. Выбор существенного. Определите правильность следующих суждений. Оксид кальция:1) бинарное соединение; 2) кислотный оксид; 3) нерастворимое в воде вещество; 4) ему соответствует щёлочь. 6. Умение сравнивать. 1)Твёрдые однородные системы компонентов с характерными свойствами металлов; 2)Самородные металлы; 3)Металлы, реагирующие с водой при обычных условиях; 4)Металлы, вытесняемые медью из раствора их солей: а) Щелочные и щелочноземельные металлы. б) Сплавы. в) Ртуть, серебро, платина, золото. г)Медь, серебро, платина, золото.
-
III.Этап (X—XI классы)обобщение на основе знаний законов, теорий, понятий. Дедуктивные умозаключения
18 Обобщение фактов на основе знаний теорий, законов. Обобщение по существенным признакам теоретического материала и данных химического эксперимента («мысленный» эксперимент). Конкретизация обобщений новыми примерами, суждениями, объяснениями, доказательствами. (Варианты возрастания степени трудности заданий)
-
Этапы развития интеллектуального умения «абстрагирование»
19 Этап первый.Выявление общих или характерных признаков веществ и явлений Этап второй.Вычленениесущественных признаков и их мысленное отвлечение от признаков конкретного вещества, явления, предмета Этап четвертый.Дальнейшая конкретизация сделанных обобщений новыми примерами Этап третий.Обобщение в результате абстрагирования (на основе абстракций)
-
Развитие приема абстрагирования Этап первый Выявление общих или характерных признаков веществ и явлений
20 Перечень признаков предлагается учащимся в готовом виде Перечень признаков вспоминается или частично устанавливается учащимися Перечень признаков выявляется учащимися самостоятельно (Варианты возрастания степени трудности заданий) Овладение приемом абстрагирования происходит при изучении теоретического материала «блоком», а затем при совершенствовании приобретенных знаний - при выполнении специально подобранных заданий нарастающей трудности
-
Развитие приема абстрагированияЭтап второйВычленение существенных признаков и их мысленное отвлечение от признаков конкретного вещества, явления, предмета
Существенные признаки выявляются учащимися самостоятельно, без средств наглядности, на уровне представлений Существенные признаки устанавливаются учащимися самостоятельно. Средства наглядности применяются в случае необходимости Существенные признаки узнаются или частично вспоминаются учащимися (используются средства наглядности) (Варианты возрастания степени трудности заданий)
-
Развитие приема абстрагирования Этап третий. Обобщение в результате абстрагирования (на основе абстракций)
22 Обоснованный вывод о выборе существенных признаков Группировка веществ и явлений по существенному признаку или по нескольким существенным признакам Определение правила, понятия, установление закономерности (Варианты возрастания степени трудности заданий)
-
Развитие приема абстрагирования Этап четвёртый. Дальнейшая конкретизация сделанных обобщений новыми примерами
23 Конкретизация примерами, используемыми в данной ситуации Подбор и привлечение новых примеров для конкретизации сделанного обобщения Конкретизация дополнительными примерами (Варианты возрастания степени трудности заданий)
-
Контрольные работы
24
-
Контрольные работы (продолжение)
25
-
Список использованной литературы
Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2002. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия - 9» для учащихся и учителей общеобразовательныхучебных заведений, М.: «Блик и К», 2003. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. - М.: «Блик и К», 2001. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2002. Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по биол. и хим. спец. - М.: Просвещение, 1989. Качалова Г.С. Обучение щкольников решению расчётных задач по химии. - Новосибирск, 1992. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1990.
-
МОУ Решетовская средняя общеобразовательная школа Новосибирская область, Кочковский район, с. Решеты, ул. Ленина,4 632481 (факс): (383)56-25294 rechot@mail.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.