Содержание
-
Методическая разработка раздела«Изменения, происходящие с веществами» образовательной программы «Химия»
Разработала: учитель химии МОУ СОШ №5 г. Дзержинска Мартынова Людмила Феофановна г. Дзержинск 2010 г. pptcloud.ru
-
Представители педагогической науки А.В.Дистервег /29.10.1790 – 07.07.1866/ В.А.Сухомлинский /28.09.1918 – 02.09.1970/ К.Д.Ушинский /19.02.1824 – 22.12.1870/ Д.И.Менделеев /27.01.1834 – 20.01.1907/ А.М. Бутлеров /03.09.1828 – 05.08.1886/ П.Н.Лебедев /24.02.1866 – 01.03.1912/ И.И.Мечников /03.05.1845 – 02.07.1916/ И.М.Сеченов /01.08.1829 – 02.11.1905/ Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях Химическая реакция - превращение, в результате которого из одних веществ получаются другие, новые вещества, отличающиеся от исходных посоставу и свойствам
-
Пояснительная записка
Методическая разработка темы «Изменение, происходящие с веществами» предназначена для учащихся 8 классов. Она составлена на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора О.С.Габриелян. Тема является одной из важных курса химии, так как знание типов химических реакций и закона сохранения массы веществ дает возможность управлять превращениями веществ, находить экономически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химических загрязнений. Освоение важных знаний и овладение умениями и навыками по теме служит фундаментом для изучения дальнейшего курса химии.
-
Актуальность
понятие Химическая реакция Форма движения материи Формирование целостной картины мира основное важное
-
Принципы отбора содержания преемственность принцип доступности и последовательности принцип научности формирование предметной компетенции единство содержания и методики преподавания учёт возрастных особенностей учащихся принцип познавательной активности, самостоятельности, творчества принцип разнообразия учебной деятельности формирование рефлексивных качеств
-
Система формирования знаний и умений учащихся
Уровни усвоения учебной информации Психолого–педагогическиеособенности подросткового возраста Быстрый рост, развитие и перестройка организма ребенка. Стремлениек познанию, активность, инициативность, упорство в достижении цели. Увеличение объема памяти, избирательность внимания. Формирование активногосамостоятельного, творческого мышления. Нарастание способностей к абстрактному мышлению.
-
Система деятельности учителя по формированию знаний и умений
Формирование знаний учебного материала. Формирование умений и навыков. Формирование понимания изучаемого материала. Развитие внимания. Развитие мировоззрения. Постановка цели Организация деятельности Формирование знаний учебного материала - Найдите в тексте ключевые слова. - Разбейте текст на смысловые части. - Найдите дополнительный материал в других источниках информации. Формирование понимания изучаемого материала - Составьте вопросы по данной теме. - Ответьте на вопросы, отражающие причинно-следственные связи: «Почему?», «Зачем?» - Перекодируйте словесную информацию в виде схемы, таблицы. Формирование умений и навыков - Установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания. - Ответьте на вопрос «Почему?» и «Как?», связанные с каким-либо действием и способом его осуществления. Развитие внимания - Найдите ошибку в тексте, схеме, ответе одноклассника. - Установите последовательность каких-либо действий. Развитие мировоззрения - Привести примеры объектов или процессов действительности, описываемых данным явлением. - Составить содержательную прикладную задачу.
-
Цели обучения Познакомить учащихся с классификацией химических реакций и основным законом химии (закон сохранения массы веществ). Научить различать физические и химические явления, составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций, делать вычисления по химическим уравнениям реакций. Совершенствовать умения обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Показать возможность использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами; очистки загрязненных веществ от примесей.
-
Задачи Образовательные Развивающие Воспитательные Закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях; сформировать представление о классификации химических реакций; сформировать первоначальные умения и навыки решения основных типов задач по химии. Развивать эмоциональное восприятие у учащихся, используя мультимедиа; развить познавательный интерес, используя в содержании уроков элементов новизны знаний и умений, устанавливая связь изученного материала с жизнью; развить практические умения учащихся при выполнении экспериментальных задач; развить у школьников умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнить, обобщить изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач. Продолжить формирование научного мировоззрения, таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда; продолжить формирование мотивации учебной деятельности; продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.
-
Результаты обучения Будут знать Будут уметь сущность химических реакций классификацию химических реакций по различным признакам взаимосвязь химических превращений между неорганическими и органическими веществами распознавать химические реакции по типам объяснять механизмы протекания химических реакций решать задачи различных типов
-
Технология и формы организации деятельности Классно-урочная система урок домашняя работа внеклассная работа Лекционно-семинарская система лекция семинар зачёт консультация практикум экзамены собеседование ИКТ (информационно коммуникативные технологии) Здоровьесберегающие технологии (комбинированный, сообщения новых знаний, формирования и закрепления умений и навыков, обобщающий, контрольный ) внеурочная работа экскурсии Формы организации учебной деятельности фронтальная индивидуальная парная групповая
-
Система контроля Самостоятельные работы Практическая работа Контрольная работа Тестирование Методы организации учебно-познавательной деятельности По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные(рассказ, беседа, лекция, диспут, конференция); наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (лабораторные, практические работы) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (беседа, работа с книгой, устное изложение, наблюдение), продуктивный (проблемное, частично-поисковое, исследовательское, экспериментальное изложение) По логике передачи и восприятию учебной информации: дедуктивные (от общего к частному),индуктивные (от частного к общему
-
Структура содержания тематических модулей образовательной программы
-
Общий учебно-тематический план
-
-
-
-
-
-
Образовательная программа «Химия»Автор: О.С.Габриелян Учебно-методический комплект Учебник Рабочая тетрадь к учебнику Программа курса химии 8-11 классы Методические рекомендации для учителя «Контрольные и проверочные работы»
-
Приемы, используемые на разных этапах урока
-
Этапы уроков РОП
Урок 1:Физические явления. Цель: Сформировать понятия о физических явлениях. Методические рекомендации 2) Демонстрация опытов учителем с использованием фронтальной беседы о происходящих явлениях - плавление парафина ; - растворение перманганата калия; - возгонка йода; - диффузия душистых веществ. 3) Выполнение лабораторного опыта «Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге» учащимися в парах нанесение пипеткой капель воды и спирта на фильтровальную бумагу; замечают время исчезновения капель воды и спирта с фильтровальной бумаги; оформление вывода в рабочих тетрадях. Изучение нового материала: 1)Актуализация знаний на основе повторения материала о природных явлениях по вопросам. Вопросы: Какие явления можно наблюдать в природе? Приведите примеры таких явлений. По каким признакам их можно разделить на группы? Приведите примеры. В чём особенность природных явлений в каждой группе? Задачи: Показать способы разделения смесей и области применения этих способов в быту. Дать понятия о физических явлениях в химии.
-
Закрепление знаний: Просмотр презентации об очистке воды в городе Дзержинске (фильм прилагается). Беседа по презентации с целью проверки усвоения знаний. Работа в паре по заданиям в рабочей тетради (стр.88-89) Габриеляна с последующей взаимопроверкой: - записать определение; - назвать физические свойства веществ; - записать об использовании физических явлений в быту и народном хозяйстве; - определить оборудование для разделения смесей. 4) Самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника
-
Д/З 1) изучить текст § 25 стр. 129-134 2) выполнить письменно упражнения № 3, 6 3) подготовить сообщения, презентации об очистке воды в домашних условиях 4) Работа с занимательным материалом
-
Урок 2: Химические реакции. Цель: Сформировать понятие о химических реакциях, их отличий от физических Задачи: - Познакомить с признаками и условиями протекания химических реакций. Показать различия реакций экзо и эндотермических реакций. Дать определение реакциям горения. Методические рекомендации Проверка и закрепление ранее полученных знаний: Открытый тестовый диктант - Фильтрование применяют для разделения смесей, если компоненты обладают: а) различной растворимостью; б) различной температурой кипения; в) различными размерами частиц; г) различной массой - Выпаривание применяют для выделения веществ из смеси, если компоненты обладают: а) различной плотностью; б) различным агрегатным состоянием; в) различной растворимостью; г) различной температурой кипения. - Методами отстаивания и фильтрования можно разделить смесь: а) растительного масла и воды; б) поваренной соли и воды; в) речного песка и воды
-
3) Формулировка вывода о значении чистой воды для организма человека. 2) Просмотр презентаций учащихся об очистке воды в домашних условиях. Изучение нового материала: Актуализация знаний в ходе беседы на основе повторения материала о природных явлениях: - Как называются изменения, происходящие в природе? - Какие группы явлений вы помните? - Что происходит при физических явлениях? - На каких различиях в свойствах веществ основаны способы разделения? 2) Объяснение учителем основных понятий темы: химические реакции, их сущность, признаки, условия протекания.
-
3) Демонстрация опытов учителем: - горение магния; - горение фосфора; - взаимодействие соляной кислоты с мелом; - получение гидроксида меди (11) и растворение его в кислотах 4) Повторение правил техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами (а) тушить спиртовку только колпачком; (б) запрещается зажигать одну спиртовку от другой, передавать спиртовку в зажженном виде; (в) запрещается пробовать вещества на вкус; (г) запрещается брать вещества руками; (д) запрещается выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты; (е) запрещается менять пробки и пипетки от различных банок или склянок; (ж) работать только над столом; (з) смыть водой, затем нейтрализующим веществом реактив, если он попал на кожу или одежду; (и) собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду
-
6) Групповая работа с текстом и рисунками учебника (стр. 135-138) Реакции, протекающие с выделением теплоты, называют экзотермическими Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называют эндотермическими 5) Выполнение лабораторных опытов учащимися в парах: - Окисление меди в пламени спиртовки. - Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. Карточка-инструкция для групп Проведите лабораторный опыт: «Растворение сахара в холодной и горячей воде». Сделайте вывод. Возьмите два стакана, налейте в них по 20 мл. воды, опустите в стаканы термометры. Измерьте температуру воды. Затем в один стакан прибавьте немного серной кислоты, а в другой - кристаллы аммиачной селитры NН4NO3 Наблюдения и выводы запишите – заполните пропуски. В первом случае, при растворении кислоты, наблюдается……………температуры; во втором случае, при растворении аммиачной селитры, наблюдается………………………………………… температуры. Следовательно при растворении серной кислоты теплота…………… При растворении аммиачной селитры теплота ……………………………
-
Реакции, протекающие с выделением теплоты и света называются - РЕАКЦИЯМИ ГОРЕНИЯ Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются – ЭКЗОТЕРМИЧЕСКИМИ (+Q) 4Al+3O2=2Al2O3+Q Протекающие с выделением теплоты – ЭНДОТЕРМИЧЕСКИМИ (-Q) N2+O2 2NO-Q
-
Заполните схему:
Проверьте себя Закрепление знаний: 1) Беседа с составлением схемы о распределении природных явлений с дальнейшей самопроверкой по данному образцу Д/З 1) изучить текст § 26 2) выполнить письменно упражнения №1-3 2) Решение проблемной задачи урока в процессе заполнения таблицы, на основе полученных знаний 3) Индивидуальная работа в тетрадях Габриеляна с использованием текста учебника
-
Урок 3: Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. Цель: Показать количественную сторону химических реакций, значение закона сохранения массы веществ, роль Ломоносова в открытии этого закона. Задачи: Научить составлять химические уравнения, пользуясь законом сохранения массы веществ. Дать понятие индекса и коэффициента. Методические рекомендации Проверка и закрепление ранее полученных знаний: Проверьте себя Укажите химические явления: а) Распространение запаха духов; б) Ржавление железа; в) Испарение воды; г) Получение сахарной пудры из кристаллов сахара; д) Гниение растительных остатков; е) Почернение серебряных изделий. Примеры химических явлений: б) ржавление железа; д) гниение растительных остатков; е) почернение серебряных изделий. Запомните: химические явления называют также химическими реакциями Ответьте на вопрос: как вы определили, что данные явления - химические? 1) Тематический диктант
-
Изучение нового материала: 1) Решение проблемной задачи урока в процессе изучения текстового материала и иллюстраций опытов учебника 2) Объяснение учителем основного понятия «химическое уравнение» с использованием алгоритма составления уравнения химической реакции: - запишите формулы исходных веществ, соединив их знаком «+» (левая часть уравнения; - поставьте стрелку; - запишите после стрелки формулы продуктов реакции (это правая часть уравнения); - расставьте коэффициенты так, чтобы число атомов одинаковых элементов в левой и правой частях уравнения были равны); - замените стрелку знаком равенства.
-
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВ 2 Н2О →2Н2 + О2 4Н + 2О → 4Н + 2О m1 m2 m3 m1 = m2 + m3 Лавуазье (1789) Ломоносов(1756) Пишем уравнения ХР Решаем задачи по уравнениям ХР 4 • 1 + 2 • 16 = 4 • 1 + 2 • 16 36 =36
-
3) Объяснение учителем понятий «индекс» и «коэффициент» в химическом уравнении Закрепление знаний: Сульфат натрия + хлорид бария → хлорид натрия + сульфат бария Азот + кислород → оксид азота (V) Алюминий + … → бромид алюминия (III) … + … → фосфид цинка (II) Расставьте коэффициенты в схемах реакций. В каком уравнении сумма коэффициентов равна 7 1) Индивидуальная работа с дидактическим материалом по отработке умений составлять химические уравнения Д/З 1) повторить текст параграфа 27 2) выполнить письменно задания №1-3
-
Урок 4:Расчёты по химическим уравнениям Цель:Научить решать задачи с использованием понятий «количество вещества», «массы и объёма вещества». Задачи: - Рассмотреть решение задач с вычислением по химическим уравнениям массы и количества вещества по известной массе или количеству вещества . Рассмотреть решение задач на вычисление массы, количества, объёма вещества продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащая определённую долю примесей. Методические рекомендации: Изучение нового материала: Проверка и закрепление ранее полученных знаний: Парная работа со взаимоконтролем по теме «Химические уравнения» в рабочих тетрадях Габриеляна – стр. 91-93 Разбор задач с использованием текста и алгоритма решения задач - чтение текста задачи; - выбор данных; - решение задачи по алгоритму; - запись ответа задачи. Закрепление материала: Групповая работа по составлению задач. Д/З Повторить параграф 28 Решить задачи 1-3
-
1. Определённый вид атомов называется химическим элементом. 2. Вещества делятся на простые и сложные 3. Явления, в результате которых изменяются размеры, формы тел или агрегатные состояния называются физическими. 4. Химические – это явления, в результате которых из одних веществ образуются другие. 5. Реакции, идущие с поглощением тепла – называются эндотермические. 6. Экзотермические – это реакции, идущие с выделением тепла. ? ? ? ? ? ? Урок 5-8: Реакции разложения, соединения, замещения обмена Цель: Показать сущность всех типов реакций, Задачи: Ознакомить учащихся с классификацией реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Сформировать умения различать типы химических реакций. Закрепить умения писать химические уравнения. Методические рекомендации Проверка и закрепление ранее полученных знаний: 1. Работа с деформированным текстом в виде компьютерного слайда с последующей проверкой
-
Реакция, уравнение которой 2СО(г) → СО2(г)+ С(тв) + Q относится к реакциям: А) соединения, экзотермическим Б) разложения, экзотермическим В) соединения, эндотермическим Г) разложения, эндотермическим Реакция, уравнение которой N2 + O2→2NO - Q относится к реакциям: А) соединения, эндотермическим Б) соединения, экзотермическим В) разложения, эндотермическим Г) разложения, экзотермическим 3. Работа по дидактическим карточкам «Подумай и ответь!» ( дидактические карточки разработаны для 25 вариантов) 2. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях Габриеляна (стр. 101-102 № 3, 5, 6) расставление коэффициентов в схемах химических реакций; найти реакции получения кислорода в лаборатории; записать определения скорости, катализатора, ферментов. 1 вариант 2 вариант 4. Просмотр презентаций учащихся по выбранным темам 5. Сообщения и доклады учащихся с использованием дополнительной литературы
-
Объяснение нового материала: Объяснение учителем основных понятий изучаемых тем: 2) Демонстрация опытов учителем: - разложение перманганата калия; - горение магния; - разложение пероксида водорода; - горение фосфора; - получение гидроксида меди (11); - электролиз воды; - растворение полученного гидроксида в кислотах; - взаимодействие оксида меди (11) с серной кислотой при нагревании; реакция разложения; катализаторы; ферменты; скорость химической реакции реакция соединения; обратимые и необратимые реакции; каталитические и некаталитические реакции реакция замещения; ряд активности металлов реакция обмена; реакции нейтрализации; условия протекания реакций обмена в растворах до конца Например: 2KMnO4K2MnO4+ MnO2 + O2 Опыт взаимодействие алюминия с бромом
-
3) Выполнение лабораторных опытов с последующим оформлением результатов в виде рисунков и таблиц, формулирование выводов Алгоритм проведения лабораторных опытов: соблюдение правил по технике безопасности; знакомство с инструкцией по выполнению лабораторной работы; поэтапное планирование выполнения опытов; проведение опытов; оформление результатов опытов в тетрадях. Темы лабораторных опытов: Окисление меди в пламени спиртовки. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. Замещение меди в растворе хлорида меди (11) железом. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H22Fe +3H2O = Fe2O3 +3H2
-
1. Взаимодействие А1 с НС1: Положите в пробирку кусочек алюминия, прилейте 3-4 мл. соляной кислоты (НС1). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. 2. Взаимодействие СuS04 и Fе: В химический стакан прилейте раствор сульфата меди (II) (Си804) и опустите кусочек железа (скрепка). Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции. 3. Взаимодействие Сu(ОН)2 с Н2SО4: Получите нерастворимое основание Си(ОН)2: в пробирку прилейте сульфат меди (II) (СuS04) и добавьте 2-3 мл. гидроксида натрия (NаОН) образуется осадок - это получилось нерастворимое основание гидроксид меди (II), к осадку прилейте раствор разбавленной серной кислоты (Н2SО4). Что наблюдаете? Запишитеуравнение реакции. ИНСТРУКЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБ./ОПЫТОВ 1. Взаимодействие Мg с НС1: Положите в пробирку кусочек магния, прилейте 3-4 мл. соляной кислоты (НС1). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. 2. Взаимодействие СuS04 и Fе: В химический стакан прилейте раствор сульфата меди (II) (СuS04) и опустите кусочек железа (скрепка). Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции. 3. Взаимодействие Сu(ОН)2 с Н2SО4: Получите нерастворимое основание Сu(ОН)2: в пробирку прилейте сульфат меди (II) (СuS04) и добавьте 2-3 мл. гидроксида натрия (NаОН) образуется осадок - это получилось нерастворимое основание гидроксид меди (II), к осадку прилейте раствор разбавленной серной кислоты (Н2SО4). Что наблюдаете? Запишитеуравнение реакции.
-
4) Работа с текстом и иллюстрациями учебника с выяснением признаков реакции разложения, соединения, замещения, обмена
-
Схема разложения воды Атом водорода Атом кислорода ↯ Вода
-
Закрепление знаний: 1) Поочерёдное заполнение граф сводной таблицы «Типы химических реакций» на основе текста учебника и наблюдений демонстрационных опытов
-
Типы химических реакций
NaOH + HCl → NaCl + H2O CaCO3→ CaO + CO2 Fe + Cl2→ FeCl3 H2 + CuO → Cu + H2O Реакция соединения Реакция замещения + Реакция обмена + + + Реакция разложения + + 2) Парная работа со схемами химических реакций с последующей проверкой через КТ
-
1. Назовите реакции обмена А) действие на соду кислотой Б) горение магния В) прокаливание карбоната кальция Г) растворение цинка в кислоте 2. Метод отстаивания используют для веществ, имеющих: 1. разную растворимость 2. разную температуру кипения 3. разную плотность 4. разное агрегатное состояние 3) Викторина «Кто хочет стать отличником?» Делительная воронка используется для: 1. выпаривания веществ 2. отделение веществ с разной плотностью 3. для перегонки веществ 4. для кристаллизации Д/З: изучение текста параграфов выполнение упражнений подготовка сообщений 4) Использование задание познавательного характера
-
Урок 9: Типы химических реакций на примере свойств воды. Цель: Рассмотреть типы химических реакций на примере химического вещества воды Задачи: Совершенствовать знания о роли воды в природе и жизни человека. Проанализировать химические свойства воды, повторив основные типы химических реакций. - Обобщить и систематизировать знания о химических реакциях. Методические рекомендации Обобщение и закрепление знаний на основе химических свойств воды 1) Работа в группах с дополнительным и справочным материалом Справочный материал Значение воды для жизни организмов Вода - самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах нашей планеты. Количество воды в организме зависит от возраста. Эмбрион человека на 97 % состоит из воды, а у новорожденных ее количество составляет уже только 77 % массы. К 50 годам человек немного «усыхает», и вода составляет 60 % от массы его тела. Основная масса воды - 70 % - сосредоточена внутри клеток, 7 % - это кровь и лимфа, а остальная часть омывает клетки снаружи, это вода межтканевая. Зачем столько воды в организме? • Вода входит в состав всех клеток и тканей тела, в ней протекают все биохимические процессы. Клетка без воды - это уже не живая клетка. Из 26 кг воды в твоем теле на внутриклеточную воду приходится 18 кг. • Вода служит основой крови и лимфы. На это расходуется 2 кг воды. Вода является той средой, где совершаются процессы пищеварения. Без воды пища не может ни проходить по желудочно-кишечному тракту, ни усваиваться организмом. На процессы пищеварения и выделения расходуется около 6 кг воды в виде желудочного сока, слюны, мочи, пота и др. Вода вымывает из клеток отработанные продукты обмена веществ и выносит их из организма, как через почки (с мочой), так и через кожу (с потом). Вода в твоем организме выступает и как растворитель веществ, и как переносчик веществ по организму. У нее есть еще одна важная роль - через систему потоотделения она регулирует температуру твоего тела
-
Справочный материал для групповой работы Вода – растворитель Из свойств воды особенно важна ее способность растворять вещества. Вода - универсальный растворитель. В ней могут растворяться вещества различной химической природы, образованные ковалентными полярными и ионными связями. В воде могут растворяться твердые, жидкие и газообразные вещества. Но не все они одинаково хорошо растворяются в воде. Вещества бывают хорошо растворимое, малорастворимые и практически нерастворимые. Широко применяются водные растворы твердых веществ. Любая природная вода - раствор. Величина, характеризующая способность веществ растворяться в воде, - это растворимость, которая определяется массой вещества, способной раствориться в 100 г воды при определенной температуре. Растворимость зависит от температуры, но не всегда одинаково. На нее влияет агрегатное состояние вещества. Карточка-инструкция для группы Из предложенного перечня веществ выберите те, с помощью которых можно продемонстрировать постепенность растворения веществ в воде: СаО, SiO2, СаСО3, КМn04, К2Сr2О7, NH4N03.
-
Зашифрованное слово: тип реакции, в ходе которой одного сложного вещества образуется несколько простых № сложных веществ. Вопросы Реакция взаимодействия веществ с кислородом, которая сопровождается выделениемсвета и тепла. Вещество, в состав которого входит ОН-группа. ...+02->N02. Обязательный элемент в составе оксидов. Вещество, которое состоит из атомов металла и кислотного остатка. ... + S->FeS Тип реакции: 2А1 + 3 СиО -> 3 Си + А1203. Реакция, при которой из двух или нескольких веществ образуется одно сложное. H2S04 - класс веществ. 10. Типреакции: H2S04 + 2NaOH -> Na2S04 + 2Н20. Ответы: 1. Горение. 2. Основание. 3. Азот. 4. Кислород. 5. Соль. 6. Железо. 7. Замещение. 8. Соединение. 9. Кислота. 10. Обмен. 2) Обобщение и закрепление знаний в ходе заполнения граф кроссворда
-
Задание: заполните пустые клетки формулами веществ, расставьте необходимые коэффициенты и определите типы этих реакций 3) Индивидуальная работа по карточкам 4) Выбор объекта исследования. Оформление выводов.
-
Урок 10: Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами». Цель: Проконтролировать усвоение знаний учащимися по теме «Изменения, происходящие с веществами» Задачи: Проверить знания учащихся типов химических реакций. - Выявить умения составлять химические уравнения. - Выявить умения проводить расчёты по химическим уравнениям и решать задачи.
-
К/р «Изменения, происходящие с веществами» Вариант 1 1. Выпишите предложение, в котором говорится о физическом явлении: а) при прокаливании медная пластинка чернеет; б) при пропускании углекислого газа известковая вода мутнеет; в) при нагревании вода превращается в пар; г) под действием света фотопленка, на которую нанесен бромид серебра, чернеет. Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций и укажите тип каждой из них: а) Си + 8 — Си28;б) МпО2 + С — СО + Мn. Лампочка прибора для определения электропроводности веществ загорится при погружении электродов в: а) жидкий азот; б) раствор хлорида калия; в) раствор сахара; г)кристаллический сульфат натрия. Вычислите массу и количество вещества оксида углерода(1V), образовавшегося при полном сгорании 36г угля. Названия только неоднородных смесей записаны в ряду: а) масло, речная вода, раствор поваренной соли; б) сахар, уголь, дождевая вода; в) кровь, молоко, раствор глины; г) керосин, раствор уксусной кислоты, смесь растительного масла с водой. 6. К раствору гидроксида бария по каплям приливают раствор серной кислоты. Электропроводность системы при этом будет: а) вначале возрастать, затем уменьшаться; б) вначале уменьшаться, затем возрастать; в) постепенно возрастать; г) постепенно уменьшаться.
-
Контрольная работа К/р «Изменения, происходящие с веществами Вариант 2 1. Выпишите предложение, в котором говорится о химическом явлении: а) при пропускании электрического тока вода превращается в два газообразных вещества — кислород и водород; б) при нагревании растворимость сахара в воде повышается; в) при температуре О °С вода превращается в лед; г) при температуре 100 °С вода кипит. 2. Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций и укажите тип каждой из них: а) МпO2 + А1 -* А1203 + Мn; б)Р + 02 -» Р205. 3. Лампочка прибора для определения электропроводности веществ не загорится при погружении электродов в: а) дистиллированную воду; б) расплав хлорида кальция; в) соляную кислоту; г) раствор гидроксида натрия. 4. Рассчитайте массу и количество вещества кальция, вступившего в реакцию с 32 г кислорода. 5. Названия только однородных смесей записаны в ряду: а) молоко, природный газ, песок; б) чистый воздух, раствор соли, водопроводная вода; в) нефть, мел, мука; г) смесь мела с водой, кровь, раствор марганцовки. 6. К раствору нитрата серебра по каплям приливают соляную кислоту. Электропроводность системы при этом будет: а) постепенно возрастать; б) постепенно уменьшаться; в) вначале возрастать, затем уменьшаться; г) вначале уменьшаться, затем возрастать.
-
Тест по теме: «Изменения, происходящие с веществами» А1)Физическое явление 1.Ржавление железа 2. плавление металла 3.горение природного газа 4.скисание молока А2)Химическое явление 1.плавление льда 2.испарение воды 3.разложение серной кислоты 4.растворение сахара в воде А3)Для выделения поваренной соли из её раствора в воде можно использовать 1.фильтрование 2.отстаивание смеси в воде 3.дистиляцию 4.выпаривание и кристаллизацию А4)Экзотермическая реакция-это реакция, протекающая 1.с выделением газа 2.с образованием осадка 3.с выделением теплоты 4.с поглощением теплоты
-
А5) Составьте уравнение реакции по схеме: CH4 +O2=CO2 + H2O ответ дайте в виде коэффициентов в уравнении реакции. 1.5 2.6 3.7 4.8 А6) Определите количество вещества гидроксида натрия, необходимое для полной нейтрализации 2 моль серной кислоты 1. 1моль 2. 2моль 3. 3моль 4. 4моль А7)Укажите уравнение реакции разложения 1.Mg(OH)2 = MgO + H2O 2.Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 3.Mg + O2 = 2MgO 4.2Mg + CO2 = 2MgO + C А8) Напишите уравнение реакции соединения по схеме: Na2O + H2O =…. Определите сумму коэффициентов этом уравнении 1.4 2.5 3.6 4.7
-
А9) Металл, который не вытесняет водород из кислот 1.Cu 2.Fe 3.Al 4.Zn А10) В ходе реакции обмена между растворами Na2CO3 и HCl образуется 1.только вода 2.вода и газ 3.осадок 4.только газ А11) Укажите оксид, который взаимодействует с водой 1. оксид меди 2.оксид цинка 3. оксид кремния 4.оксид бария
-
Структура содержания тематических модулей образовательной программы
8 класс
-
Структура содержания тематических модулей образовательной программы
-
Кластер по разделу «Химические реакции»
Химические реакции 8 класс Первоначальные понятия 9 класс Расширение знаний о химических реакциях 10 класс Особенности химических реакций в органической химии 11 класс Повторение, систематизация знаний Содержание Понятие Что говорить? Методика Как вести урок? Форма организации Вид занятия Цели и результаты Зачем?
-
Структура содержания тематических модулей образовательной программы
8 класс
-
9 класс
-
10 класс
-
11 класс
-
Результаты апробации содержания данного раздела программы в форме аналитического отчёта 2007-2008 учебный год 2008-2009 учебный год 2009-2010 учебный год
-
Результаты апробации содержания данного раздела программы в форме аналитического отчёта
-
Вывод Система работы по данному разделу – целенаправленный процесс, в результате которого учащиеся убеждаются в том, что «химическая реакция» является одной из важных форм движения материи, через которую происходят познания целостности картины мира.
-
Источники информации для учителя: 1) Аверкиева Г.И. Загадки реакций обмена. –М: Химия в школе, 1982 г №2 стр.57 2) Брейгер Л.Н. Химия 11-й класс поурочные планы. –Волгоград: Учитель, 1997 г 3) Габриелян О. С. Химия 8-9/ методическое пособие. –М: Дрофа, 2001 г. 4) Габриелян О. С., Рунов Н. Н. Химический эксперимент в школе. –М: Дрофа, 2000 г. 5) Городова Н.М. Сборник тестовых заданий по химии для 8-9 классов. –М: Наука, 1998 г 6) Денисова В.Г. Мастер- класс учителя химии 8-11 класс. –М: Глобус, 2010 г 7) Кирюшин Д.М. Методы обучения в средней школе. –М: Просвещение, 1991 г. 8) Крицман В.А. Д.И. Менделеев о химических реакциях. –М: Химия в школе, 1984 г №3 С.16 9) Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической химии. –М: Издат-школа, 2005 г. 10) Маршанова Г.Л. 500 задач по химии 8-11 классы. –М: Издат-школа, 2000 г 11) Пасечник Б.Н. Развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся при изучении химии. –М: Химия в школе 1986 №1 С.55 12) Плетнер Ю.В., Полосин В.С. Практикум по методике обучения химии. –М: Просвещение, 1998 г. 13) Радецкий А.М., Курьянова Т.Н. Дидактический материал по общей химии для 11 класса./ Пособие для учителя. –М: Просвещение, 2001 г 14) Савич Г.З. Формирование понятий о химической реакции. –М: Просвещение, 1991 г. 15) Чертков И.Н. Обучение химии в 10-м классе ( в двух частях). –М: Просвещение, 1992 г 16) Эмануэль Н.М. Химическая кинетика. –М: Знание, 1991 г.
-
Источники информации для учащихся:
1) Авербух А.Я., Богушевская К.К. Из чего, как и что получается. -Л: Лениздат, 1967 г. 2) Бальян В. Чудесные превращения». –Л: Лениздат, 1979 г. 3) Галичкина О.В. Занимательня химия на уроках 8-11 классов. –Волгоград: Учитель, 2007 г 4) Гладков К.А. Атом от А до Я. –М: Атомиздат, 1966 г 5) Егоркин В.Ф., Кирюшин Д.М., Полосин В.С. Внеклассные занятия по химии. –М: Просвещение, 1965 г. 6) Лукашёв К.И. Атомы и наша планета. –М: Знание, 1995 г. 7) Марголис Л.Я. Волшебная палочка химии. –М: Наука, 1998 г. 8) Минченко Е.Е. Зазнобина Л. С. Химия 8 9) Николаев Л.А. Катализ и катализаторы. –М: Учпедгиз, 1961 г. 10) Паринин В.П., Казакова З.С. Палитра химии –М: Наука, 1985 г. 11) Перельман А.И. Атомы в природе. –М: Наука, 1997 г. 12) Регель Дж. Энергия, Жизнь и Организм, –М: Мир, 1985 г. 13) Розен Б.Я. Тайны невидимого мира. –М: Знание, 1996 г. 14) Шпаусус З. Путешествие в мир химии. –М: Просвещение, 1985 г. 15) Энциклопедия для детей Химия. –М: Аванта, 2000 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.