Презентация на тему "Что и как изучает история"

Включить эффекты
1 из 16
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.8
2 оценки

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Что и как изучает история" по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Что и какизучает история.
    Слайд 1

    Что и какизучает история.

    Презентацию выполнила : Антоненкова Анжелика Викторовна Учитель Будинской ООШ Тверская область

  • Слайд 2

    Как мы узнаем о прошлом человечества ?

    Во многих музеях мира хранятся вещественные памятники

  • Слайд 3

    Письменные источники сохраняются в хранилищах документов – архивах

  • Слайд 4

    У каждого народа есть свои сказания, мифы, легенды, которые сначала передавались из уст в уста

  • Слайд 5

    Многое могут рассказать о жизни людей произведения искусства

  • Слайд 6

    Виды исторических источников

    Вещественные Письменные Устные Произведения искусства

  • Слайд 7

    Орудия труда Одежда Оружие Предметы быта Украшения Жилища Монеты

  • Слайд 8

    Летописи Хроники Указы Законы Исторические сочинения Научные труды Мемуары

  • Слайд 9

    Легенды Сказания Мифы Песни Пословицы Поговорки Обряды Загадки

  • Слайд 10

    Фрески Статуи Мозаика Книжная миниатюра Соборы Храмы Дворцы Прикладное искусство

  • Слайд 11

    Проверь себя !

    Определи вид исторического источника 1 2 3 4 5 6 7 8 9

  • Слайд 12

    Подчеркни в тексте вещественные исторические источники:

    Летописи, пословицы, предметы быта, одежда, песни, легенды, храмы, жилища, статуи, мемуары, монеты, оружие, украшения, мозаика, орудия труда, книжная миниатюра, хроники, законы, прикладное искусство

  • Слайд 13

    Заполни таблицу

    Исторические источники Мозаика Соборы Дворцы Книжная миниатюра Статуи Фрески Прикладное искусство Произведения искусства Законы Указы Научные труды Мемуары Исторические сочинения Летописи хроники Письменные Пословицы Поговорки Обряды Загадки Песни Мифы Сказания легенды Устные орудия труда Одежда Оружие Предметы быта Украшения Жилища монеты Вещественные

  • Слайд 14

    Исторические источники – это источники наших знаний по истории человеческой цивилизации

  • Слайд 15

    Подведём итог урока.

    Что нового узнали на уроке? С какими новыми словами познакомились? Какие виды источников существуют? С какими трудностями столкнулись на уроке?

  • Слайд 16

    Домашнее задание:

    Записи в тетради, определения Творческое задание – нарисовать различные виды исторических источников. Заполнить таблицу «Исторические источники» (если не заполнили на уроке).

Посмотреть все слайды

Конспект

�PAGE � �PAGE �1�

Тема урока по истории в 5 классе по теме: « Введение. Что и как изучает история».

Материал предоставлен учителем истории

Будинской ООШ

Антоненковой Анжеликой Викторовной

Цели урока:

сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества – всемирной истории, и её первой части – истории Древнего мира;

способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;

воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры;

продолжить формирование познавательных умений – умения самостоятельно добывать знания, используя различные источники.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории:

II. Актуализация знаний по теме.

1. В начальной школе в курсе Окружающего мира вы знакомились с некоторыми страницами истории нашего родного государства. Как оно называется? ( Россия). Это самое большое государство на планете, так как располагается сразу в двух частях света – Европе и Азии.

2. Познать историю помогают карты. Но не географические, а исторические. Чем, на ваш взгляд, они различаются и различаются ли?

3. Какие важные события из истории государства вам запомнились из курса окружающего мира?

4. В каком году они произошли?

5. Каких видных деятелей вы запомнили? Чем они прославились в истории?

6.Что такое история?

III. Изучение нового материала.

1. Вводное слово.

Учитель. Чтобы лучше разобраться с основными вопросами нашей темы, мы с вами должны выяснить, что же обозначает термин « история»?. Оказывается, у этого слова очень много значений. Сейчас мы с вами рассмотрим эти определения, выберем то, которое касается нас и запишем его. ( сл.3-10)

История – это…

1. Действительность в её развитии, движении. ( Например: Законы истории).

2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества ( например: История Древнего мира).

3. Наука о развитии какой – нибудь области, знания ( например: естественная история).

4. Ход развития, движения чего – нибудь ( например: история моей семьи).

5. Прошлое, сохранившееся в памяти человечества ( например: события, вошедшие в историю).

6. Рассказ, повествование ( например: расскажи на смешную историю).

7. Происшествие, событие, преимущественно неприятное ( например: попасть в историю).

- Итак, какое на ваш взгляд, определение подходит нам более точно?.

- Запишем определение:

История – это наука, изучающее прошлое человечества по вещественным останкам.

- это комплекс наук, изучающих прошлое человечества.

- это наука, изучающая как жили различные народы, какие события происходили.

- Наша Россия – огромна, но мир намного больше. На земле существует более 200 государств. Каждый умный и любознательный человек должен знать не только историю своего государства, но и историю жителей разных стран, как они жили, чем занимались, какие открытия сделали. Прошлое народов всего мира с древнейших времён до наших дней называется Всеобщей или Всемирной историей.

- В 5 классе я познакомлю вас с её первой частью - историей Древнего мира. Мы уже с вами выяснили, что такое история. А сейчас мы с вами познакомимся с нашим учебником.

2. Работа с учебником.

- Нашим другом в изучении предмета история будет учебник. Кто уже успел его рассмотреть дома?

- Назовите автора учебника?

- Как он называется?

- Значит что мы с вами будем изучать?

- Какие древние государства мы с вами будем изучать?

- Прочитаем вступительную статью на стр.6.

3. Рассказ учителя:

Сл.11

- Что ещё даёт информацию учёным о жизни людей в далёком прошлом? ( надписи на камне, старинные книги, знаменитые постройки)

- А кто из вас знает, как называется наука, которая изучает вещественные памятники истории? ( археология)

- А как называются люди, которые занимаются раскопками? ( археологи)

- А знаете ли вы, как работают археологи?

- Перед началами работ археологической экспедиции её участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивается сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой опыт – это разведка, когда проводится сплошное обследование, на карту – план условными археологическими обозначениями наносятся все памятники, тогда же проводится обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъёмного материала и шурфовку ( шурф – это яма метр на метр).

- Однажды в окрестностях села Тарасово , 30 км от Сарапула, на берегу реки Камы, на высокой горе нефтяники пробурили скважину и от неё через весь мыс проложили траншею под нефтепровод. Один из рабочих, копавших траншею, обратил внимание на странные зелёные предметы, которые он выбросил вместе с землёй из траншеи, и человеческие кости черепа, ног, таза, валявшиеся без всякого порядка. Оказавшись человеком любознательным, он не поленился и позвонил в Сарапульский музей. Туда срочно была направлена экспедиция. Стояла глубокая осень, слякоть, грязь, но дождь помог. Всё что было собрано, было запаковано и направлено для исследования в музей.. Потом оказалось, что это могильник.

- Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэросъёмки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыни… Иногда аэрофотосъёмка помогает найти памятник под водой на глубине до 7 м.

- По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый слой называется штоком, равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки. Собранный материал направляют в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

- Существуют различные виды исторических источников: (сл. 15 – 19)

Вещественные: сл.16

Орудия труда

Одежда

Оружие

Предметы быта

Украшения

Жилища

Монеты

Письменные: сл.17

Летописи

Хроники

Указы

Законы

Исторические сочинения

Научные труды

Мемуары

Устные сл.18

Легенды

Сказания

Мифы

Песни

Пословицы

Поговорки

Обряды

Загадки

Произведения искусства сл.19

Фрески

Статуи

Мозаика

Книжная миниатюра

Соборы

Храмы

Дворцы

Прикладное искусство

IV. Подведение итога урока:

- А теперь задание: обратите внимание на слайд и определите к какому виду источника можно отнести предметы на слайде. Сл. 20

- Следующее задание: выпишите из данного текста только вещественные источники. Сл.21

- Заполните предложенную таблицу: вещественные, письменные, устные и произведения искусства следующие источники: сл.22

( вещественные)орудия труда

Одежда

Оружие

Предметы быта

Украшения

Жилища

Монеты

( письменные)

Законы

Указы

Научные труды

Мемуары

Исторические сочинения

Летописи

Хроники

(устные)

Пословицы

Поговорки

Обряды

Загадки

Песни

Мифы

Сказания

легенды

( произведения искусства)

Мозаика

Соборы

Дворцы

Книжная миниатюра

Статуи

Фрески

Прикладное искусство

1. Дайте определение понятия «история» (их может быть несколько) и подчеркните то, которым мы будем пользоваться на урока.

Что изучает история Древнего мира? Какие страны и народы?

3.Как мы узнаем о прошлом?

4.Что такое исторические источники? Их виды?

5.О чем можно узнать, используя каждый вид исторических источников?

история – наука о развитии общества в прошлом и настоящем.

всемирная история – история народов всего мира.

история Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим.

исторические источники – источники знаний по истории.

О чем мы узнали на уроке?

Что мы записали в тетради?

Что мы увидели в презентации?

Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

V. Домашнее задание :

Записи в тетради, определения

Творческое задание – нарисовать различные виды исторических источников.

Заполнить таблицу «Исторические источники» (если не заполнили на уроке).

image1.pngimage2.png

�PAGE � �PAGE �1�

Тема урока по истории в 5 классе по теме: « Введение. Что и как изучает история».

Материал предоставлен учителем истории

Будинской ООШ

Антоненковой Анжеликой Викторовной

Цели урока:

сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества – всемирной истории, и её первой части – истории Древнего мира;

способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;

воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры;

продолжить формирование познавательных умений – умения самостоятельно добывать знания, используя различные источники.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории:

II. Актуализация знаний по теме.

1. В начальной школе в курсе Окружающего мира вы знакомились с некоторыми страницами истории нашего родного государства. Как оно называется? ( Россия). Это самое большое государство на планете, так как располагается сразу в двух частях света – Европе и Азии.

2. Познать историю помогают карты. Но не географические, а исторические. Чем, на ваш взгляд, они различаются и различаются ли?

3. Какие важные события из истории государства вам запомнились из курса окружающего мира?

4. В каком году они произошли?

5. Каких видных деятелей вы запомнили? Чем они прославились в истории?

6.Что такое история?

III. Изучение нового материала.

1. Вводное слово.

Учитель. Чтобы лучше разобраться с основными вопросами нашей темы, мы с вами должны выяснить, что же обозначает термин « история»?. Оказывается, у этого слова очень много значений. Сейчас мы с вами рассмотрим эти определения, выберем то, которое касается нас и запишем его. ( сл.3-10)

История – это…

1. Действительность в её развитии, движении. ( Например: Законы истории).

2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества ( например: История Древнего мира).

3. Наука о развитии какой – нибудь области, знания ( например: естественная история).

4. Ход развития, движения чего – нибудь ( например: история моей семьи).

5. Прошлое, сохранившееся в памяти человечества ( например: события, вошедшие в историю).

6. Рассказ, повествование ( например: расскажи на смешную историю).

7. Происшествие, событие, преимущественно неприятное ( например: попасть в историю).

- Итак, какое на ваш взгляд, определение подходит нам более точно?.

- Запишем определение:

История – это наука, изучающее прошлое человечества по вещественным останкам.

- это комплекс наук, изучающих прошлое человечества.

- это наука, изучающая как жили различные народы, какие события происходили.

- Наша Россия – огромна, но мир намного больше. На земле существует более 200 государств. Каждый умный и любознательный человек должен знать не только историю своего государства, но и историю жителей разных стран, как они жили, чем занимались, какие открытия сделали. Прошлое народов всего мира с древнейших времён до наших дней называется Всеобщей или Всемирной историей.

- В 5 классе я познакомлю вас с её первой частью - историей Древнего мира. Мы уже с вами выяснили, что такое история. А сейчас мы с вами познакомимся с нашим учебником.

2. Работа с учебником.

- Нашим другом в изучении предмета история будет учебник. Кто уже успел его рассмотреть дома?

- Назовите автора учебника?

- Как он называется?

- Значит что мы с вами будем изучать?

- Какие древние государства мы с вами будем изучать?

- Прочитаем вступительную статью на стр.6.

3. Рассказ учителя:

Сл.11

- Что ещё даёт информацию учёным о жизни людей в далёком прошлом? ( надписи на камне, старинные книги, знаменитые постройки)

- А кто из вас знает, как называется наука, которая изучает вещественные памятники истории? ( археология)

- А как называются люди, которые занимаются раскопками? ( археологи)

- А знаете ли вы, как работают археологи?

- Перед началами работ археологической экспедиции её участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивается сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой опыт – это разведка, когда проводится сплошное обследование, на карту – план условными археологическими обозначениями наносятся все памятники, тогда же проводится обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъёмного материала и шурфовку ( шурф – это яма метр на метр).

- Однажды в окрестностях села Тарасово , 30 км от Сарапула, на берегу реки Камы, на высокой горе нефтяники пробурили скважину и от неё через весь мыс проложили траншею под нефтепровод. Один из рабочих, копавших траншею, обратил внимание на странные зелёные предметы, которые он выбросил вместе с землёй из траншеи, и человеческие кости черепа, ног, таза, валявшиеся без всякого порядка. Оказавшись человеком любознательным, он не поленился и позвонил в Сарапульский музей. Туда срочно была направлена экспедиция. Стояла глубокая осень, слякоть, грязь, но дождь помог. Всё что было собрано, было запаковано и направлено для исследования в музей.. Потом оказалось, что это могильник.

- Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэросъёмки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыни… Иногда аэрофотосъёмка помогает найти памятник под водой на глубине до 7 м.

- По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый слой называется штоком, равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки. Собранный материал направляют в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

- Существуют различные виды исторических источников: (сл. 15 – 19)

Вещественные: сл.16

Орудия труда

Одежда

Оружие

Предметы быта

Украшения

Жилища

Монеты

Письменные: сл.17

Летописи

Хроники

Указы

Законы

Исторические сочинения

Научные труды

Мемуары

Устные сл.18

Легенды

Сказания

Мифы

Песни

Пословицы

Поговорки

Обряды

Загадки

Произведения искусства сл.19

Фрески

Статуи

Мозаика

Книжная миниатюра

Соборы

Храмы

Дворцы

Прикладное искусство

IV. Подведение итога урока:

- А теперь задание: обратите внимание на слайд и определите к какому виду источника можно отнести предметы на слайде. Сл. 20

- Следующее задание: выпишите из данного текста только вещественные источники. Сл.21

- Заполните предложенную таблицу: вещественные, письменные, устные и произведения искусства следующие источники: сл.22

( вещественные)орудия труда

Одежда

Оружие

Предметы быта

Украшения

Жилища

Монеты

( письменные)

Законы

Указы

Научные труды

Мемуары

Исторические сочинения

Летописи

Хроники

(устные)

Пословицы

Поговорки

Обряды

Загадки

Песни

Мифы

Сказания

легенды

( произведения искусства)

Мозаика

Соборы

Дворцы

Книжная миниатюра

Статуи

Фрески

Прикладное искусство

1. Дайте определение понятия «история» (их может быть несколько) и подчеркните то, которым мы будем пользоваться на урока.

Что изучает история Древнего мира? Какие страны и народы?

3.Как мы узнаем о прошлом?

4.Что такое исторические источники? Их виды?

5.О чем можно узнать, используя каждый вид исторических источников?

история – наука о развитии общества в прошлом и настоящем.

всемирная история – история народов всего мира.

история Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим.

исторические источники – источники знаний по истории.

О чем мы узнали на уроке?

Что мы записали в тетради?

Что мы увидели в презентации?

Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

V. Домашнее задание :

Записи в тетради, определения

Творческое задание – нарисовать различные виды исторических источников.

Заполнить таблицу «Исторические источники» (если не заполнили на уроке).

image1.pngimage2.png

Скачать конспект

Предложить улучшение Сообщить об ошибке