Содержание
-
Древнерусскаяикона
Выполнила: Преподаватель истории и обществознания МОУ «Казанская средняя общеобразовательная школа» Шамова Людмила Максимовна
-
Русская иконопись
2 Русское искусство представляет собой уникальное явление в мировом процессе развития живописи. Вся живопись на Руси, вплоть до XVII века была представлена иконописью. На Руси иконопочитание было развито необычайно. Иконы находились везде: в избах, церквях, в маленьких часовнях на дорогах. Они сопровождали человека в течение всей жизни, от рождения до смерти.
-
Христианская символика
3 Христиане признавали деление мира на реальный и духовный, видимый и невидимый. Реальный мир в их понимании не изолирован от духовного. Мир видимый и мир невидимый по мнению христиан соприкасаются. На этой зыбкой грани двух миров и находится икона. Икона изображала события вне времени и пространства, в ней не было прошлого, настоящего и будущего – все пребывало в бесконечности вечного бытия.
-
Иконописный канон
4 Византийские богословы, создавая науку о почитании иконы, назвали ее канон. В каноне объяснялось, как относиться к иконе, что можно, а что нельзя изображать на ней. Иконописцы работали только по канону, стараясь ничего не изменить в композиции и цветовом решении. Икону делали благоговейно - все личное и земное забывалось в размышлениях о Боге.
-
“Рождество Христово”
5 В образах Рождества Христова показаны все события, связанные с чудом рождения Спасителя. Иконы Рождества обязательно показывают: Черные недра пещеры близ Вифлеема, где свершилось Рождество Христово. Ясли с младенцем, а также склонившихся над ним вола и осла. Над пещерой сверкает Вифлеемская звезда, возникшая на небе в момент Рождества и указывающая миру дорогу к Спасителю. Рядом в поле, ангелы сообщают о великом событии пастухам, стерегущим спящее стадо, и вот пастухи уже спешат к пещере – поклониться младенцу Христу. С востока едут на конях волхвы, узнавшие по свету новой звезды о рождении Великого царя, и везут для него дары. Рядом с пещерой изображается омовение (купание) младенца, а также впавший в тяжкое раздумье плотник Иосиф – обрученный муж Девы Марии, которого мучают сомнение и непонимание происходящего. «Дух сомнения» стоит рядом в образе коварного нашептывающего старичка.
-
6 Каждый эпизод на иконе, имеет символическое значение: Чернота Вифлеемской пещеры, окутывающая белоснежную фигурку младенца Христа служит напоминанием о смерти. Вол и осел в пещере, а также спящее в поле стадо символизируют пока еще не ведающие истины земные народы. Фигура восседающей на ложе у входа в пещеру Богоматери выделена особо. Ее ложе сияет алым цветом будущего Воскресения, но этот же цвет пророчит Спасителю кровь и страдания на кресте. Сцена омовения младенца рядом со сгорбленным, страдающим от тяжких мыслей Иосифом также не случайна: здесь символ очищения противопоставлен сцене искушения.
-
Техника письма
7 По особым правилам строилось пространство иконы. По законам перспективы все линии должны, удаляясь, сближаться, а на горизонте сходится в одну точку. На иконе нет линии горизонта, пространство бесконечно. Так в иконописи создается обратная перспектива. Выстроенное таким образом символическое пространство иконы настраивает стоящего перед ней человека на длительное вдумчивое созерцание. Краски на икону накладывали кропотливо, слой за слоем, так, чтобы нижние слои просвечивали и согревали верхние слои. Одежду и волосы святых покрывали золотыми бликами – для этого использовали тончайшие нити золота и серебра. Изображенная на иконах природа лишь сопровождала святых, подчеркивая своим рельефом символику происходящего. Пейзажи назывались горками, и их писали уступами (лещадками). Это делало горки похожими на лестницу.
-
Изображение Христа
8 Самые строгие правила иконографии касались изображения Христа, который был главным, центральным образом древнерусского искусства. Спас (так называли на Руси Христа) мог изображаться один или вместе со святыми. Облик Христа оставался неизменным. На любом его изображении, обязательно присутствовали буквы, обозначавшие в сокращении имя – Иисус Христос, а также золотой нимб, расчерченный крестом. Внутри рукавов этого креста расположены греческие буквы ωοN, обозначающие “Азъ есмь Сый” (Я есть сущий).
-
9 Изображения Христа могли быть оглавными (изображалась только голова), оплечными (по плечи), поясными или в полный рост. Самым распространенными были поясные образы Христа, где его изображали с Евангелием в руке и называли Спасом Вседержителем(по-гречески Пантократором, т.е.“все содержащим, всем управляющим”.
-
10 В полный рост Христа чаще всего изображали сидящим на троне. Такие иконы назывались Спас на престоле, или Спас в силах, когда Христа, изображенного в качестве Судьи на страшном суде, окружают ангелы.
-
11 Первый, более ранний передавал инициалы Христа: мизинец прямой, означал букву I – «И», согнутый безымянный палец почти соприкасался с большим, образуя букву «С», указательный и средний пальцы скрещены в виде буквы «Х». При втором варианте соединялись три пальца (мизинец ,безымянный и большой), напоминая о Святой Троице, а другие два пальца – средний и указательный – были символами Божественного и человеческого начал в Спасителе. Правая рука Христа всегда приподнята в благославляющем жесте. Было принято два варианта перстосложения:
-
Изображение Богоматери
12 В древнерусской иконописи существовало трепетное отношение к образу Богоматери с младенцем Христом. Канон в изображениях Богоматери был не так строг. Иконам давали возвышенные названия – “Всех скорбящих радость”, “Утоли моя печали” и т. п. Они также называли и по месту, где они прославлялись или появились: Владимирская, Казанская, Тихвинская и другие. На каждой иконе Богоматери писали греческие буквы ΜΡθV (сокращенно - Матерь Божия). Один из самых древних – поясной образ Богоматери, называемый по-гречески Одигитрия (Путеводительница). Поддерживая младенца Христа, Дева Мария указывает на него свободной рукой, словно призывая поклонится ему и обращаться к нему как к Спасителю.
-
13 На Руси особенно полюбили тип иконы, называемый Умиление. В традиционный тип изображения Одигитрии было внесено изменение – Богоматерь и младенец повернулись друг к другу, иногда они соприкасаются щеками. Богородица склоняется к Сыну, с материнской нежностью прося у него милости для человечества. А младенец Христос, с любовью обращаясь к Матери, отвечает ей и миру благословением. Это самый лирический тип изображения Богоматери.
-
14 Самая почитаемая из всех русских икон Умиление – знаменитая Богоматерь Владимирская. Она была привезена в Киев из Константинополя в 1130 году как дар великому князю Юрию Долгорукому от византийского патриарха. По церковному преданию, икона Владимирской Богоматери была написана еще при жизни Девы Марии евангелистом Лукой. С первых лет пребывания этой иконы на Руси с ней происходило множество удивительных чудес.
-
15 Множество чудесных событий происходило и с иконами Богоматери, получившими название Знамение, т.е. чудо, пророческий знак. Это еще один очень распространенный на Руси иконографический тип изображения Богородицы. Здесь она изображалась с молитвенно воздетыми руками и с образом младенца Христа на груди.
-
16 Вписанный в медальон, образ Знамения является нагрудным знаком архиереев и называется Панагия (по-гречески “Всесвятая”). А образ стоящей во весь рост молящейся Оранты называют также Великой Панагией.
-
Два течения Византийской духовной жизни
17 Одно было связано с рационалистическим гуманизмом Западной Европы. Другое течение – исихазм (от греческого “исихия” - покой, безмолвие, отрешенность), выработанное восточными монахами. В Византии выразителями общественного настроения стали исихасты, оказавшие влияние на всю духовную жизнь общества, в том числе и на искусство. В середине XIV века в Византии противоборствовали два течения: Монахи – отшельники создали учение о пути человека к постижению бога, единению с ним, к благодати и раю через особые правила жизни, в основе которых лежало нравственное совершенствование, “очищение сердца” от земных помыслов, терзающих человека страстей.
-
Православные традиции
18 На Руси всегда были сильны православные традиции, когда нравственные начала считались более важными. Русского человека больше интересовал вопрос о смысле жизни, а не устройство мира, для него на первом месте – душа, и он думает сердцем. Русский человек отдает предпочтение скорее исихазму, нежели гуманизму. Это характерно и для искусства более позднего периода. Возьмем, к примеру, работу Крамского И.Н.«Христос в пустыне». Перед нами Спаситель, который размышляет, как пробиться к человеческому сердцу. Находясь сорок дней в пустыне, он постится и готовится к подвигу. Спаситель призывает к тому, чтобы человек сам, по собственной воле сделал выбор (порой мучительный) в пользу добра. Смысл картины: как повернуть человека к Богу, как сделать людей нравственно чистыми. В этой картине, мы видим проявление исихазма в искусстве XIX века, что позволяет провести прямую связь между древнерусским искусством и живописью более позднего периода.
-
Заключение
19 Религия – одна из важнейших форм духовной культурынарода. Произведения древнерусского искусства – не только драгоценные памятники истории. Они позволяют заглянуть в мир вековых духовных традиций. Иконы всегда почитались как святыни: их непросто созерцали, им молились, ожидая помощи и чудес. Икона на Руси воспринималась как путь, по которому мысли и душа молящегося человека восходили через видимый на иконе образ к невидимому первообразу – к Богу. Необходимо, чтобы каждый человек гордился древним искусством, выработал свое собственное отношение к нему. Только знание всего лучшего, что было накоплено в отечественной культуре, может, остановит сегодня тотальное засилие низкопробной массовой культуры.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.