Презентация на тему "Рождество в восточно- и западно-христианском искусстве. Влияние апокрифов на изображения сюжета"

Презентация: Рождество в восточно- и западно-христианском искусстве. Влияние апокрифов на изображения сюжета
1 из 41
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Рождество в восточно- и западно-христианском искусстве. Влияние апокрифов на изображения сюжета", включающую в себя 41 слайд. Скачать файл презентации 17.61 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для учеников 7-11 класса. Большой выбор powerpoint презентаций

Содержание

  • Презентация: Рождество в восточно- и западно-христианском искусстве. Влияние апокрифов на изображения сюжета
    Слайд 1

    Рождество в восточно- и западно-христианском искусстве. Влияние апокрифов на изображения сюжета

    Шкрунина Дарья ДГ-2-2

  • Слайд 2

    На основе Евангелия от Матфея и от Луки, а так же апокрифических текстов «Проевангелие Иакова» и Евангелия Псевдо-Матфея можно выявить несколько типов изображения Рождества. В катакомбный период встречается фресковое изображение (катакомбы ПрискиллыIII в.): молодая женщина держит на руках младенца, а рядом с ней стоит мужчина, указывающий на сияющую в небе звезду. Существует мнение, что это одно из первых изображений Богоматери с младенцем Христом.

  • Слайд 3

    Катакомбы ПрисциллыIII век

  • Слайд 4

    Одним из самых ранних изображений рождества является фреска в катакомбах св. Севастианав Риме Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.

  • Слайд 5

    Несмотря на то, что существует несколько типовизображения Рождества, можно выявить ее основные черты. Главными лицами в сюжете являются Мария, лежащая или сидящая рядом с младенцем Иисусом, а так же Иосиф-Обручник. Чаще всего эта картина представляет собой пещеру, в глубине которой помещены ясли. В этих яслях лежит младенец Иисус Христос, которого согревают своим дыханием два животных: вол и осел. Иосиф, сидящий обычно внизу, пребывает в дремоте или задумчивости. В небе над яслями светит Вифлеемова звезда, символизирующая воплощение ангельской силы. Помимо основных лиц, в изображении Рождества могут присутствовать и второстепенные : пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела, волхвы, принесшие дары Христу (тесная связь с сюжетом «Поклонение волхвов»), женщины, купающие младенца («Омовение Младенца Христа»), старец в шкуре, говорящий с Иосифом и др.

  • Слайд 6

    На саркофаге, найденном на древней Аппиевой дороге Рима можно увидеть характерный для раннехристианской эпохе тип изображения Рождества. Здесь сцена изображается не в пещере, а под своеобразным навесом, а Богоматерь представлена сидящей рядомс младенцем Иисусом в отличии от более позднего канона, где преобладает изображение лежащей Богородицы. Предположительно сидящая поза означается, что Мария безболезненно родила Христа, и поэтому в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе после родов.

  • Слайд 7

    Рельеф на саркофаге из Латеранского Музея в Риме. Рождество, поклонение волхвов

  • Слайд 8

    Иосиф изображается в виде старца c посохом.Посох — символ странничества, вместе с Марией Иосиф проделал долгий путьиз Назарета в Вифлеем, и после рождения Младенца вновь Св. Семейству предстоял путь— в далекий Египет.

  • Слайд 9

    Зарисовка рельефа на саркофаге в Мантуе.

    Иосиф так же мог изображаться, как мужчина средних лет с пилой, символом его плотницкой профессии, которой он затем обучил Иисуса.

  • Слайд 10

    Путешествие в Вифлеем. Рождество Христово.Благовестие пастухам Конец VII — нач. VIII вв. Церковь Санта Мария, Кастельсеприо, Италия

  • Слайд 11

    Сандро Боттичелли. 15 - 16 вв.

  • Слайд 12

    Таблица канонов. Евангелия Рабулы586 г.

  • Слайд 13

    Миниатюра из Евангелия Рабулы

    Прямоугольный каменный одр,на котором Младенец лежит в миниатюре из Евангелия Рабулы, сцене на троне Максимиана, а так же на реликварииСанкта-Санкториум (Ватикан) представляет собою алтарь с нишей в центре для хранения реликвий.Изображение Христа на алтаре может трактоваться как прообраз получившей распространение в византийском искусстве иконографической схемы мелисмос, в которой Младенец изображается на престоле как евхаристическая жертва.

  • Слайд 14

    Реликварий капеллы СанктаСанкторум. VI в. Музей Ватикана. Фрагмент

  • Слайд 15

    Якоб Бакер. 17 век Федерико Бароччи. 16 – 17 вв.

  • Слайд 16

    трон Максимиана, архиепископа Равенны в середине VIвека

  • Слайд 17

    Резная пластина из слоновой кости на троне Максимиана

    Иисус лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол, осел и Иосиф-Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром Богоматерь изображенная уже в лежащей позе, к ней обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет скорее всего взят из Евангелие Псевдо-Матфея, в котором повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломеяполучила от прикосновения к Иисусу.

  • Слайд 18

    Второй тип характеризуется изображением Богородицы в лежащей позе, зачастую отвернувшейся от Младенца, глядящей в другую стороны, прозревая будущие страдания Сына, ее поза — отведенный в сторону взгляд и рука возле щеки — выражает затаенную скорбь и страдание.

  • Слайд 19

    Ампула Монцы. VI-VII вв. В этом изображение видны важные отличая византийской иконографии от раннехристианской: навес больше не изображается на заднем плане виден выход из пещеры звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом.

  • Слайд 20

    Постоянными элементами изображения являются пещера и Вифлеемская звезда. В символическом истолковании гора, в которой находилась пещера Рождества, стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера – с её чревом, вместилищем Невместимого Бога. В Протоевангелие Иакова, в отличие от рождение в доме (по Евангелие от Матфея) или в яслях ( по Евангелие от Луки, в котором подчеркнута обстановка простоты и бедности, противопоставленная высокому предназначению младенца), Иисус рождается в пещере, к тому же в Протоевангелиеона понимается как темное место, означающее собою падший мир,в котором воссияло Солнце правды – Иисус Христос. Вифлеемская звезда является воплощением ангельской силы. Например, Евангелие Псевдо-Матфея гласит «И большая звезда сияла над пещерой от вечера и до утра, и никогда не видели такой большой от сотворения мира. И пророки, бывшие в Иерусалиме, говорили, что звезда эта указывает рождение Христа, Который совершит обещанное спасение не только Израилю, но также и всем народам».

  • Слайд 21

    1146–1151 гг. Мозайка в ЦерквиМарторана (Санта-Мария-дель-Аммиральо, Сан-Никола-дель-Гречи), Палермо, Италия

  • Слайд 22

    Якопо Бассано. 16 век Василий Шебуев. 19 век.

  • Слайд 23

    Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия. XII век.

  • Слайд 24

    Рождество Христово. Фреска в храме Св.Апостоловв Печском монастыре. Сербия. XIV в.

  • Слайд 25

    Караваджо. 16 – 17 вв. Григорий Гагарин. 19 век

  • Слайд 26

    Пьеро дела Франческо. 15 век

  • Слайд 27

    Фреска Рождество ХристовоЦерковь Богоматери Перивлепты, МистраВторая половина XIV в.

    Волхвы, скачущие на конях. Фрагмент

  • Слайд 28

    Изображение пастухов, пришедших поклониться Младенцу, также в разные векаи в разных школах было разнообразным. Но в средневековых изображениях, как правило, пастухов трое, и они разного возраста — юный, средних лет и старец, что символизирует три возраста человечества: молодость, зрелость, старость. Заставка и фигурный инициал с изображением Рождества Христова (1143–1181 гг.)

  • Слайд 29

    Ле Ортолано. 16 век Жак – Батист Мано. 16 – 17 вв. Пьетро Перуджино. 15 – 16 вв.

  • Слайд 30

    РождествоХристовоИзпраздничногочинаКонец XVIII в.

  • Слайд 31

    РождествоХристово. Икона. 17 век.

  • Слайд 32

    Миниатюра Рождество Христово. Константин и ЕленаЕвангелиеКонец XI в.

  • Слайд 33

    Иоанн Креститель пророчествует о Христе. Искушение Христа. Рождество Христово КахриеДжами, монастырь Хора, Константинополь

  • Слайд 34

    Молящаяся Богоматерь

  • Слайд 35

    АнтониаццоРомано 15 век

  • Слайд 36

    Фра Беато Анжелико. 15 век Мартин Шонгауэр. 15 век

  • Слайд 37

    «Малый часослов герцога Беррийского» XIV век

  • Слайд 38

    Рождество Христово.Фрескав ц. Иоакима и Анны вСтуденице,Сербия.

  • Слайд 39

    Еще одним тип изображения появился во второй половине XVI и XVII вв., в связи со стремлением к подробному иллюстрированию всех деталей легенды, часто в композицию вводятся дополнительные сцены: «Бегство в Египет», «Сон волхвов», «Избиение младенцев», «Плач жен»так далее.

  • Слайд 40

    Икона РождествоХристово с фрагментом «Избиение младенцев»ЯрославльКонец XVII в.

  • Слайд 41

    Рождество Христово Середина XVIII в.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке