Содержание
-
Рождество в восточно- и западно-христианском искусстве. Влияние апокрифов на изображения сюжета
Шкрунина Дарья ДГ-2-2
-
На основе Евангелия от Матфея и от Луки, а так же апокрифических текстов «Проевангелие Иакова» и Евангелия Псевдо-Матфея можно выявить несколько типов изображения Рождества. В катакомбный период встречается фресковое изображение (катакомбы ПрискиллыIII в.): молодая женщина держит на руках младенца, а рядом с ней стоит мужчина, указывающий на сияющую в небе звезду. Существует мнение, что это одно из первых изображений Богоматери с младенцем Христом.
-
Катакомбы ПрисциллыIII век
-
Одним из самых ранних изображений рождества является фреска в катакомбах св. Севастианав Риме Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.
-
Несмотря на то, что существует несколько типовизображения Рождества, можно выявить ее основные черты. Главными лицами в сюжете являются Мария, лежащая или сидящая рядом с младенцем Иисусом, а так же Иосиф-Обручник. Чаще всего эта картина представляет собой пещеру, в глубине которой помещены ясли. В этих яслях лежит младенец Иисус Христос, которого согревают своим дыханием два животных: вол и осел. Иосиф, сидящий обычно внизу, пребывает в дремоте или задумчивости. В небе над яслями светит Вифлеемова звезда, символизирующая воплощение ангельской силы. Помимо основных лиц, в изображении Рождества могут присутствовать и второстепенные : пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела, волхвы, принесшие дары Христу (тесная связь с сюжетом «Поклонение волхвов»), женщины, купающие младенца («Омовение Младенца Христа»), старец в шкуре, говорящий с Иосифом и др.
-
На саркофаге, найденном на древней Аппиевой дороге Рима можно увидеть характерный для раннехристианской эпохе тип изображения Рождества. Здесь сцена изображается не в пещере, а под своеобразным навесом, а Богоматерь представлена сидящей рядомс младенцем Иисусом в отличии от более позднего канона, где преобладает изображение лежащей Богородицы. Предположительно сидящая поза означается, что Мария безболезненно родила Христа, и поэтому в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе после родов.
-
Рельеф на саркофаге из Латеранского Музея в Риме. Рождество, поклонение волхвов
-
Иосиф изображается в виде старца c посохом.Посох — символ странничества, вместе с Марией Иосиф проделал долгий путьиз Назарета в Вифлеем, и после рождения Младенца вновь Св. Семейству предстоял путь— в далекий Египет.
-
Зарисовка рельефа на саркофаге в Мантуе.
Иосиф так же мог изображаться, как мужчина средних лет с пилой, символом его плотницкой профессии, которой он затем обучил Иисуса.
-
Путешествие в Вифлеем. Рождество Христово.Благовестие пастухам Конец VII — нач. VIII вв. Церковь Санта Мария, Кастельсеприо, Италия
-
Сандро Боттичелли. 15 - 16 вв.
-
Таблица канонов. Евангелия Рабулы586 г.
-
Миниатюра из Евангелия Рабулы
Прямоугольный каменный одр,на котором Младенец лежит в миниатюре из Евангелия Рабулы, сцене на троне Максимиана, а так же на реликварииСанкта-Санкториум (Ватикан) представляет собою алтарь с нишей в центре для хранения реликвий.Изображение Христа на алтаре может трактоваться как прообраз получившей распространение в византийском искусстве иконографической схемы мелисмос, в которой Младенец изображается на престоле как евхаристическая жертва.
-
Реликварий капеллы СанктаСанкторум. VI в. Музей Ватикана. Фрагмент
-
Якоб Бакер. 17 век Федерико Бароччи. 16 – 17 вв.
-
трон Максимиана, архиепископа Равенны в середине VIвека
-
Резная пластина из слоновой кости на троне Максимиана
Иисус лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол, осел и Иосиф-Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром Богоматерь изображенная уже в лежащей позе, к ней обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет скорее всего взят из Евангелие Псевдо-Матфея, в котором повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломеяполучила от прикосновения к Иисусу.
-
Второй тип характеризуется изображением Богородицы в лежащей позе, зачастую отвернувшейся от Младенца, глядящей в другую стороны, прозревая будущие страдания Сына, ее поза — отведенный в сторону взгляд и рука возле щеки — выражает затаенную скорбь и страдание.
-
Ампула Монцы. VI-VII вв. В этом изображение видны важные отличая византийской иконографии от раннехристианской: навес больше не изображается на заднем плане виден выход из пещеры звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом.
-
Постоянными элементами изображения являются пещера и Вифлеемская звезда. В символическом истолковании гора, в которой находилась пещера Рождества, стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера – с её чревом, вместилищем Невместимого Бога. В Протоевангелие Иакова, в отличие от рождение в доме (по Евангелие от Матфея) или в яслях ( по Евангелие от Луки, в котором подчеркнута обстановка простоты и бедности, противопоставленная высокому предназначению младенца), Иисус рождается в пещере, к тому же в Протоевангелиеона понимается как темное место, означающее собою падший мир,в котором воссияло Солнце правды – Иисус Христос. Вифлеемская звезда является воплощением ангельской силы. Например, Евангелие Псевдо-Матфея гласит «И большая звезда сияла над пещерой от вечера и до утра, и никогда не видели такой большой от сотворения мира. И пророки, бывшие в Иерусалиме, говорили, что звезда эта указывает рождение Христа, Который совершит обещанное спасение не только Израилю, но также и всем народам».
-
1146–1151 гг. Мозайка в ЦерквиМарторана (Санта-Мария-дель-Аммиральо, Сан-Никола-дель-Гречи), Палермо, Италия
-
Якопо Бассано. 16 век Василий Шебуев. 19 век.
-
Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия. XII век.
-
Рождество Христово. Фреска в храме Св.Апостоловв Печском монастыре. Сербия. XIV в.
-
Караваджо. 16 – 17 вв. Григорий Гагарин. 19 век
-
Пьеро дела Франческо. 15 век
-
Фреска Рождество ХристовоЦерковь Богоматери Перивлепты, МистраВторая половина XIV в.
Волхвы, скачущие на конях. Фрагмент
-
Изображение пастухов, пришедших поклониться Младенцу, также в разные векаи в разных школах было разнообразным. Но в средневековых изображениях, как правило, пастухов трое, и они разного возраста — юный, средних лет и старец, что символизирует три возраста человечества: молодость, зрелость, старость. Заставка и фигурный инициал с изображением Рождества Христова (1143–1181 гг.)
-
Ле Ортолано. 16 век Жак – Батист Мано. 16 – 17 вв. Пьетро Перуджино. 15 – 16 вв.
-
РождествоХристовоИзпраздничногочинаКонец XVIII в.
-
РождествоХристово. Икона. 17 век.
-
Миниатюра Рождество Христово. Константин и ЕленаЕвангелиеКонец XI в.
-
Иоанн Креститель пророчествует о Христе. Искушение Христа. Рождество Христово КахриеДжами, монастырь Хора, Константинополь
-
Молящаяся Богоматерь
-
АнтониаццоРомано 15 век
-
Фра Беато Анжелико. 15 век Мартин Шонгауэр. 15 век
-
«Малый часослов герцога Беррийского» XIV век
-
Рождество Христово.Фрескав ц. Иоакима и Анны вСтуденице,Сербия.
-
Еще одним тип изображения появился во второй половине XVI и XVII вв., в связи со стремлением к подробному иллюстрированию всех деталей легенды, часто в композицию вводятся дополнительные сцены: «Бегство в Египет», «Сон волхвов», «Избиение младенцев», «Плач жен»так далее.
-
Икона РождествоХристово с фрагментом «Избиение младенцев»ЯрославльКонец XVII в.
-
Рождество Христово Середина XVIII в.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.