Содержание
-
история 10 к л а с с«РОССИЯ И МИР. Древность. Средневековье. Новое время».
Уроки 43-44
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII в.
Европейские государства в XVI—XVIII вв.
25.09.2016
-
План урока:
- Формирование абсолютизма.
- Голландия — первая европейская республика Нового времени.
- Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу.
- Просвещенный абсолютизм.
-
Цель:
сформировать обобщённые представления о предпосылках, сущности и значении формирования абсолютистских государств в Европе, признаках абсолютизма, основных направлениях эволюции политической системы в раннее Новое время.
Планируемые результаты:
Учащиеся узнают о:
- современных научных представлениях о причинах формирования и сущности абсолютизма;
- роли Английской революции XVII в. в европейской и мировой истории;
- сущности просвещённого абсолютизма и научных спорах о его исторической миссии.
-
Развитие умений:
- выявлять периоды в развитии исторических процессов и явлений;
- показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- искать необходимую информацию в одном или нескольких источниках;
- характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия;
- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывать суждения о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных оценок, определять и объяснять своё отношение к данным подходам.
-
Опорные знания:
- Людовик XIV
- Карл I
- О. Кромвель
- Фридрих II
- Иосиф II
- Петр I
- Екатерина II
- Абсолютизм
- Абсолютистские формы правления
- Бюрократия
- Республика
- Парламентаризм
- Просвещенный абсолютизм.
- деятели:
- понятия:
-
- 1566—1609 гг. — революция в Нидерландах, создание Республики Соединенных Провинций;
- середина XVII в. — Английская революция;
- 1643—1715 гг. — правление Людовика XIV во Франции, расцвет французского абсолютизма;
- середина и вторая половина XVIII в. — просвещенный абсолютизм в ряде государств Европы. даты и события:
-
1. Формирование абсолютизма.
XVI – XVII вв.– Становление АБСОЛЮТИЗМА
Англия
Тюдоры:Генрих VII,Генрих VIII, Елизавета I.
Франция
Генрих IV, Людовик XIV.
Елизавета I
АБСОЛЮТИЗМ (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на 17-18 века.
В России абсолютизм существовал в 18 — начале 20 веков.
-
Что означает утверждение о сосредоточении законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха?
Почему особо оговаривается, что неограниченной власть монарха становится и по отношению к старой, наследственной аристократии?
Какие особенности присущи бюрократии как системе, сложившейся именно при абсолютизме?
Объясните значение слов «централизация», «унификация» и «регламентирование» в данном контексте.
Что такое регулярное войско?
Людовик XIV
(1643-1715) – «Государство – это я!».
Прочитайте в &28 (п.1) ключевые признаки абсолютной монархии и ответьте на ??
БЮРОКРАТИЯ
(букв. — господство канцелярии, от франц. bureau — бюро, канцелярия), первоначально — власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства;
в дальнейшем — обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества.
-
Выполните познавательное задание в &28 (п.1)
Выпишите в тетрадь все значения термина «абсолютизм», указанные французским историком Ф.Блюшем.
Используя материалы задания №1 после параграфа аргументируйте то понимание термина «абсолютизм», которое вам представляется наиболее точным с точки зрения современной исторической науки.
-
Заполните таблицу «ПРЕДПОСЫЛКИ АБСОЛЮТИЗМА» см &28 (п.1)
АБСОЛЮТИЗМ (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
-
2. Голландия — первая европейская республика Нового времени.3. Английская революция XVII в.:
к парламентаризму и гражданскому обществу.
Составьте тезисный план « ЗНАЧЕНИЕ НИДЕРЛАНДСКОЙ 1566 – 1609 гг. и АНГЛИЙСКОЙ 1640 – 1660 гг. РЕВОЛЮЦИЙ ДЛЯ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ». см.&28 (п.2,3)
Карл I - английский король (1625-1646)
Оливер Кромвель – лорд-протектор (1653 – 1660) периода английской республики
Казнь Карла I Январь1649 г.
- РЕСПУБЛИКА (лат. respublica, букв. — общественное дело), форма правления, при которой глава государства (напр., президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту).
- ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента.
-
4. просвещённый абсолютизм.
- Фридрих II Великий – король Пруссии 1712 – 1786 гг.
- Екатерина II Великая – императрица России 1762 – 1796 гг.
- Мария-Терезакоролева Венгрии 1740 – 1780 гг. и Чехии с 1743, императрица Священной Римской империи с 1745 года.
- Иосиф II в 1765-1780 соправитель Марии Терезии (своей матери), император Священной Римской империи с 1765 года. и др.
Что характерно для их политики? см &28 (п.4 обзац 3)
-
4. Просвещённый абсолютизм.
Заполните таблицу
«Мнения историков о сущности просвещённого абсолютизма» см &28 (п.4)
ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ,
обозначение политики абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й пол. 18 в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы — крестьянская, судебная, школьного обучения, смягчение цензуры и др.). Представители просвещенного абсолютизма (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России — до нач. 70-х гг. 18 в., и др.), используя популярность идей французского Просвещения, изображали свою деятельность как «союз философов и государей».Просвещенный абсолютизм был направлен главным образом на укрепление дворянства, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада.
ЗНАЧЕНИЕ
-
Домашнее задание:
&&28
?? и задание №2 с.247-248
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.