Содержание
-
ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 5 КЛАССЕ
Учитель истории и обществознания Кезская СОШ№2 Горбушина Г.В.
-
Задачи УУД
Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
-
Универсальные учебные действия
Личностные самоопределение(внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование(мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация(ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества
-
Актуальность темы
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Поэтому обеспечение развития универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями Стандарта, становится актуальной и новой задачей. Какие УУД можно формировать по средством предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения? В ходе подготовки к данному выступлению, я попыталась систематизировать приемы и методы формирования УУД, используемые мной в ходе уроков истории и обществознания.
-
Регулятивные УУД
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся: • целеполаганиекак постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; • саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
-
Познавательные УУД (общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы)
К общеучебным универсальным действиям относятся: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • структурирование знаний; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
-
Познавательные УУД
Логическими универсальными действиями являются: • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; • подведение под понятие, выведение следствий; • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование. ВУУД постановки и решения проблем входят следующие: • формулирование проблемы; • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
-
Коммуникативные УУД
К коммуникативным действиям относятся: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
-
Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)
-
-
Способы получения знаний
Содержание подготовки школьников на ступени основного общего образования определяется с учётом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. Поэтому основные способы получения знаний – это самостоятельная работа с информацией и решение учебно-практических и учебно-познавательных задач.
-
Учебная ситуация
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста или практическая работа и т.д.
-
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) результаты освоения истории и обществознания
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.); Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
-
КОЗ
Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно - ориентированные задания. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.
-
Формирование УУД на уроках обществознания
Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД, так как разнообразие методов и приемов позволяют использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач . Приемы и методы: Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ Театрализация (разыгрывание сценок на учебную тему). Составление рассказов, например «Школа моей мечты», рекламного плаката «Мое хобби», памяток Подбор и иллюстрация пословиц и поговорок на заданную тему (например, о труде) Подготовка и защита проектов Деловая и ролевая игра
-
Деловая игра
Среди различных форм уроков, используемых на обществознании, особое место занимают деловые игры. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в современном мире. Такие игры связаны с умением сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества. С помощью деловых игр на уроках обществознания могут быть реализованы следующие цели: Развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных областях. Развитие умений находить и анализировать необходимую информацию. Формирование навыков групповой деятельности Повышение коммуникативной культуры. Овладение основными видами публичных выступлений. Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры: Формирование групп. Моделирование реальной ситуации. Работа в группах. Подготовка к публичному выступлению. Выступления групп. Подведение итогов.
-
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 5 КЛАССЕ
-
«Светофор» При устном опросе использую прием «Светофор». «Светофор» — длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая. ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»
-
Приемы по формированию регулятивных учебных действий:
Приемы целеполагания: 1. Прием «Домысливание». Предлагаю тему урока и слова "помощники». - С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока: Выясним… Узнаем… Научимся… Проверим…
-
Прием целеполагания «Тема-вопрос»
Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта» План действий: 1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта.3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.4. Сделать вывод.
-
Прием целеполагания «Работа над понятием»
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе « Ассирийская держава". Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
-
Прием целеполагания «Группировка»
Понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись Задания: В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске; Запишите понятия в тетрадь по памяти; Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить; Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны; Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.
-
Что бы это значило?
«Ситуация – иллюстрация» на уроке обществознания по теме «Свободное время». Формулируют цель урока – научиться организовывать своё свободное время.
-
Прием целеполагания
Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Природа и люди Древней Индии». Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы. Модельный ответ: Какие животные водились в Древней Индии? Какие растения росли в Древней Индии? Чем занимались люди Древней Индии? Во что верили индийцы? Как добывали пищу? Где жили?
-
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ ПРИРОДА ЛЮДИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИВОТНЫЙ МИР КЛИМАТ ЗАНЯТИЯ ЖИЛИЩЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПИЩА
-
Познавательные универсальные учебные действия
Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы: - Составление вопросов к тексту, ответы на них - Составление простого и сложного плана - Составление сравнительных, хронологических таблиц - Составление кластера - Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу Составление логической схемы, цепочки Составление определения к термину - Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете?» Приемы «Денотатный граф», «Понятийное колесо» Прием «Рокировка» и др.
-
Работа с картой
Выбрать слова, которые характеризуют природные условия Древнего Египта: Тепло. Дожди. Солнце. Река. Лес. Пустыня. Оазисы. Плодородная почва
-
Что рассказала карта?
Вставь пропущенные слова: Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________. На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река). Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э. На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.
-
Приемы по формированию логических УД
Вся система логических УД построена на мыслительных операциях и мыслительных действиях, т. е. умениях наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, подводить действия под понятия (доказывать, аргументировать), выводить следствия, находить причинно-следственные связи, делать выводы.
-
«Понятийное колесо» по усвоению исторических понятий
государство письменность Глава государства - царь казна территория города войско
-
Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
слуги Приносить жертвы Руки Брахмы Воевать Подчиняться КАСТА ЖРЕЦЫ НЕПРИКАСАЕМЫЕ
-
ГРАФ
принадлежит подчиняется имеет ГРАЖДАНИН ЧЕЛОВЕК ? ? ?
-
ПРИЕМ «РОКИРОВКА»
Прием можно использовать для поиска и выделения необходимой информации. Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.
-
Тема : « Победа греков над персами в Марафонской битве»
-
ПОПС - формула
Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
-
Рефлексия
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще всего на уроках использую прием рефлексии «Незаконченное предложение», рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю).
-
Рефлексивный экран
Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложение: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я научился… у меня получилось … меня удивило… мне захотелось…
-
Упражнение «Плюс-минус-интересно»
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация,которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.