Содержание
-
Тема 2. Культура Киевской Руси
-
- Основу древнерусской культурысоставляло наследие восточных славян.
- Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
- Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
- Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.
Особенности культуры Древней Руси IX-XII вв.
-
В. Васнецов
- Крещение Владимира
- Крещение Руси. 988 г.
-
Крещение киевлян в Днепре
-
Необходимость принятия новой религии объясняется:
Невозможность реформирования старой религии, так как пантеон языческих богов не приводил к единству культа, разъединял части страны.
Язычество не выражало государственного единства, не объясняло обоснованности господства княжеской власти и феодальной верхушки, не имело идеи примирения с существующим порядком.
Выбор:
- Католичество
- Православие
- Ислам
- Иудаизм
Причины выбора православия:
- Близкое Руси социально-политическое устройство Византии
- Распространение христианства на Руси до князя Владимира
- Обожествление в православии княжеской власти
- Пышное величавое убранство храмов и красивая служба
-
- Укрепление единства страны и центральной власти
- Изживание сепаратизма отдельных земель и сложение общерусского самосознания
- Развитие феодальных отношений
- Рост международного престижа
- Развитие культуры (письменность, иконопись, фрески, каменное зодчество, школы)
Значение принятия христианства
Князь Владимир
-
Основные моменты крещения Руси
-
- Кирилл и Мефодий
- Письменность Древней Руси
-
Глаголица и кириллица
-
- Летописец за работой
- Нестор Летописец, реконструкция антропологов
- Берестяная грамота
-
Литература Древней Руси
- Проповеди и поучения: «Слово о законе и благодати» Иллариона (1049 г.), «Поучение» Владимира Мономаха (1117 г.) и др.
- Героический эпос: «Слово о полку Игореве» (после 1187 г.)
- Публицистика: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (начало XIII в.)
- Жития святых: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия» Нестора
- Летописи: «Повесть временных лет» Нестора (1113 г.)
- От XI-XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника, т.н. «Остромирово Евангелие».
-
Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей
- Илья Муромец
- Добрыня Никитич
- Алеша Попович
- Микула Селянинович
Основные идеи:
- освобождение своей земли
- защита земли Русской от врагов
Народное устное творчество
-
- Архитектура Древней Руси
- Киев в Х в. Реконструкция
-
Один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными. Строили их в технике смешанной кладки: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы.
Золотые ворота. Киев 1037 г.
Венчает Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода.
Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров.
-
Десятинная церковь в Киеве 989-996 гг.
-
- Софийский собор был построен по образцу византийского.
- В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
- Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.
Софийский собор в Киеве 1017-1037 гг.
Ярослав Мудрый
-
Софийский собор в Киеве. Современный вид
-
Собор Святой Софии
- Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)
- Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве
- Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве
-
Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке
Собор Святой Софии
-
Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050гг.
Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича
Софийский собор в Новгороде
-
- купол
- столпы
- алтарь
- алтарная
- преграда
- хоры
- барабан
- апсиды
Крестово-купольный храм
-
Архитектурные памятники Древней Руси
- Успенский собор во Владимире 1158-1160
- Церковь Покрова на Нерли 1165 г.
- Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197 гг.
- Золотые ворота во Владимире 1158-1164 гг.
-
ЗЕРНЬ. Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру светотени.
Ремесло Древней Руси
-
СКАНЬ (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью и эмалью.
-
-
ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ, техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов, и изделие обжигают.
-
Первые русские святые: Борис и Глеб
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.