Содержание
-
Культура Древней Руси
Урок истории в 6 классе.Автор:Каримова Галина Михайловна,учитель высшей категории МОУ СОШ № 11 г. Гремячинска Пермского края
-
Определение культуры
Культура
- материальная
- духовная
- Система созданных человеком материальных и культурных ценностей на определенном историческом этапе.
- Что относится к материальной культуре?
- Что относится к духовной культуре?
-
План урока
- Особенности культуры Древней Руси.
- Устное народное творчество.
- Письменность и грамотность.
- Литература.
- Зодчество и живопись.
- Художественное ремесло.
-
Особенности культуры Древней Руси
- Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян.
- Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
- Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
- Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.
- Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.
-
Устное народное творчество
- Песни
- Былины
- Сказания
Из того ли то из города из Мурома,Из того села да КарачароваВыезжал удаленький дородный добрый молодец.Он стоял заутреню во Муроме,Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролётыват, Серый зверь да не прорыскиват.
- А. Васнецов. Три богатыря.
- Что мы подразумеваем под термином УНТ?
- Вы узнали отрывок?
-
Летописание
Каждый крупный город вел свою летопись.
Вражда между князьями приводила к тому, что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н.12 в. монахомНестором,труд «Повесть Временных лет».
- Страница из летописи
- Нестор
- Летопись – погодная запись событий
-
Письменность и грамотность
Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги.
- Алфавиты кириллица и глаголица
- Миниатюра из рукописной книги.
-
- Грамотность была распространена не только среди феодалов, но и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписи-граффити на стенах.
- Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.
-
Берестяные грамоты
- От Гостяты к Василю.
- «Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость»
-
-
Зодчествои живопись
- Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о 24 городах в Киевской Руси.
- Самый крупный из них – Киев.
- Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3,5 километра.
- План Киева в середине XII века.
-
Золотые ворота в Киеве
- Золотые ворота были главным въездом в Киев.
- Это— мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью.
- Здесь находился парадный въезд "в город Ярослава".
-
Софийский собор в Киеве. XI век.
- Софийский собор был построен по образцу византийского.
- В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
- Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.
- Реконструкция.
-
Софийский собор в Киеве. 1017—1037. Общий вид
-
Зодчество и живопись
- Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок.
- Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)
- Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке
- Мозаики Софийского собора в Киеве
-
Иконопись
- Иконы, как правило писались на липовой доске
- Специфика иконописного письма:
- Фигуры изображались плоскими и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива), вневременное изображение, фигуры не отбрасывают теней, свечение вокруг головы в виде круга (нимб).
- Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве
-
- Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками.
- Канон – свод положений, норм, правил.
- Мог быть “лицевым" и “словесным"
- Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве .
-
Софийский собор в Новгороде
- В Новгороде, расположенном на севере страны, втором по значению и величине городе Киевского государства, в 1052 построен собор Св.Софии.
- Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича.
- Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах.
-
Художественное ремесло
Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.
Гривна Владимира Мономаха
-
- Кольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец.
- Воин в доспехах
- Сережка-подвеска ХІ-ХІІІ ст.
- Шлем Ярослава Всеволодовича
-
Зернь
Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.
- Сережка-подвеска
- Бусина, украшенная зернью
-
Скань
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
-
Перегородчатая эмаль
Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.
-
Проверим себя…
-
Ресурсы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.