Содержание
-
§18Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.
-
1. Формирование «нового человека»
Одной из главнейших партийных задач стало формирование «нового человека». «Новому человеку» должны быть присущи беззаветная верность делу партии и правительства, ненависть к классовым врагам, любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, интернационализм. Одним из главных инструментов воспитания советских людей, и прежде всего молодёжи, становится конструирование системы героев.При этом героями объявлялись как выдающиеся, так и обычные люди.. О героях писали газеты и журналы, об их жизни создавались книги, слагались стихи, снимались документальные и художественные фильмы. Так, примером для подражания был объявлен Павлик Морозов — пионер, подтвердивший на суде, что его отец — председатель сельсовета — выдавал подложные справки кулакам, и зверски убитый за это вместе с маленьким братом собственным дедом. Мальчик стал героем песен, пьес, симфонической поэмы, оперы. Его именем названы улицы, парки, дома культуры, самолёты и корабли, по всему Советскому Союзу ему были воздвигнуты памятники. В 1934 г. было утверждено звание «Герой Советского Союза»,которым награждались за особые государственные заслуги — «подвиги». Первыми звания Героя Советского Союза 20 апреля 1934 г. были удостоены полярные лётчики А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнёв, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин». Ещё в 1927 г. было учреждено звание «Герой Труда». Самым известным его носителем стал Алексей Стаханов.
-
2. Культурная революция
Под культурной революцией подразумевалось значительное повышение образовательного уровня населения СССР, его приобщение к достижениям культуры и утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения. В начале 1930-х гг. в СССР начался переход ко всеобщему обязательному четырёхлетнему начальному обучению. В 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание географии иистории. Большую роль в развитии советской педагогикисыграла деятельность А. С. Макаренко. В 1933-1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ. По переписи 1939 г. грамотность в СССР составила 87,4%. Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. Рост грамотности в стране вызвал большой спрос на литературу. Заявляя о защите дарвинизма и мичуринской теории, группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив её «буржуазной наукой». Многие разработки советских генетиков были свёрнуты, впоследствии некоторые из них были репрессированы.
-
3. Достижения отечественной науки в 1930-е гг.
Был открыт способ производства синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс и т. д. Были открыты залежи полезных ископаемых — нефти между Волгой и Уралом, новых запасов угля в Подмосковном и Кузнецком бассейнах, железорудные месторождения на Урале и в других районах. Активно исследовался и осваивался Север.
-
4. Советское искусство
Значительное количество лучших советских фильмов было посвящено историко-революционной тематике: «Чапаев» (режиссёры «братья» Васильевы), «Мы из Кронштадта» (режиссёр Е. Л. Дзиган) и др. В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (режиссёр Н. В. Экк) о воспитании нового советского поколения. Особой популярностью пользовались музыкальные кинокомедии Г. В. Александрова — «Цирк», «Весёлые ребята», «Волга-Волга».Любимым жанром стали исторические картины. Фильмы «Пётр I» (режиссёр В. М. Петров), «Александр Невский» (режиссёр С. М. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (режиссёр В. И. Пудовкин) и др. создали галерею образов великих исторических деятелей. Яркие образы в фильмах 1930-х гг. создали П. М. Алейников, Б. М. Андреев, Б. А. Бабочкин, Н. К. Черкасов и другие талантливые артисты.Музыкальная жизнь страны в 1930-е гг. связана с именами С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна. Классиком соцреализма стал Б. В. Иогансон («Рабфак идёт», «Вузовцы», «Допрос коммунистов»). и др. Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура оказывали влияние на общий уровень массовой литературной продукции. Произведения-однодневки больше напоминали передовые статьи в газетах. Русская советская литература была представлена талантливыми писателями, значительными произведениями. В 1931 г. вернулся на родину М. Горький. Здесь он закончил роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие». М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, написал роман «Тихий Дон». М. А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» (не дошедшим в те годы до читателя). Щедрым талантом были отмечены К. Г. Паустовский, стихи А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского. Существовала прекрасная детская литература — книги К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Д. И. Хармса и др. Лучшим советским театром был официально признан МХАТ.
-
5. Повседневность 1930-х гг
Развернувшаяся индустриализация и коллективизация спровоцировали небывалый приток в города выходцев из деревни. Городское население увеличилось с 26 млн человек в декабре 1926 г. до 60 млн к началу 1939 г. В крупных городах многие проживали в основном в многосемейных коммунальных квартирах — по комнате на семью. Ванных комнат, как правило, не было, и люди раз в неделю ходили в общественные бани. Очереди, давка, скандалы в магазинах стали обычным явлением. Сразу же оживились спекулянты и частные торговцы, взвинтив цены почти в 2 раза. С января 1929 г. государство было вынуждено вновь ввести в стране карточную системуОна была распространена на сахар, муку, макароны, растительное и животное масло, яйца, чай, мясо и др.Крестьянам карточек не полагалось. Промышленные товары и продукты они могли получить, только сдав свою продукцию государству. В феврале 1930 г. карточная система распространилась на промышленные товары первой необходимости — верхнюю одежду, постельное бельё, мужские рубашки и косоворотки, нижнее бельё, чулочно-носочные изделия. Однако через год её заменили закрытой торговлей через так называемые распределители, в которых одежда и обувь продавались по ордерам, талонам, специальным книжкам.Практически одновременно с введением карточек стали открывать государственные коммерческие магазины. На откуп коммерческой торговле отдавалась продажа сахара, кондитерских изделий и консервов, чая, а также значительный ассортимент промтоваров — женской одежды, трикотажных изделий, хлопчатобумажных и шерстяных тканей, платков. Цены в коммерческих магазинах в несколько раз превышали цены на товары, отпускаемые по карточкам. Но, несмотря на это, доля коммерческих магазинов в общем товарообороте составляла 60-85 % . В 1931 г. встране были открыты магазины Всесоюзного объединения по торговле с иностранцами — Торгсины. В них по приемлемым ценам можно было купить необходимые товары, но предварительно сдав золото, ювелирные изделия и другие ценности или в обмен на валюту. В 1933 г. жители крупных городов были ошеломлены открытием «образцовых универмагов» и показательных продуктовых магазинов сети «Гастроном» и «Бакалея». Цены часто были недоступными для большинство горожан. С 1 января 1935 г. были отменены карточки на продовольствие, введены единые цены на все товары. Газеты середины 1930-х гг. публиковали изображения девушек в элегантных костюмах, платьях и шляпках, рекламировали ателье мод. Горожанки стали следить за своим внешним видом, пользоваться косметикой, делать красивые причёски. Символом домашнего уюта становятся абажуры, а символом достатка — патефон. В чести были «культурные» имена — Константин, Анатолий, Геннадий, Виктор, Александр, Николай. Девочек называли Светланами, Людмилами, Галинами, Натальями, Нинами. 12 августа 1928 г. в Москве был открыт Парк культуры и отдыха. В Москве, на Красной площади, ежегодно проходили грандиозные парады физкультурников. В 1935 г. парад открывали 5 тыс. пионеров. Они несли составленный из живых цветов лозунг: «Привет лучшему другу пионеров товарищу Сталину».
-
6. Общественные настроения
Вся страна жила в едином ритме и со всех сторон — с плакатов, фотографий, картин, с газетных страниц и с киноэкрана — смотрел великий вождь, мудрый учитель и «отец всех народов», «лучший друг советских детей» — И. В. Сталин. И отовсюду звучали «бурные и продолжительные аплодисменты», раздававшиеся после любого слова, сказанного вождём. НКВД фиксировал лишь отдельные всплески оппозиционных настроений. Наиболее распространённой формой протеста были резкие высказывания против того или иного партийного решения, пересказ антисоветских анекдотов. Реже демонстрировались открытые проявления недовольства — отказы идти на праздничные демонстрации, участвовать в соцсоревнованиях, демонстративные выходы из кооперативов и из партии. Большая часть открытых выступлений приходилась на эксцессы в очередях.
-
7. Культура русского зарубежья
К середине 1920-х гг. за границей оказались многие виднейшие русские писатели и поэты как старшего поколения, успевшие прославиться ещё в дореволюционные годы, — И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт и др. Этот блестящий список продолжили русские композиторы, певцы и музыканты: А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Ф. Шаляпин. Не менее впечатляющ и список русских художников-эмигрантов. Достаточно назвать имена И. Репина, М. Шагала. Большинство писателей, сделавших себе имя ещё в дореволюционной России, продолжили литературную деятельность и создали целый ряд выдающихся произведений. Главным мотивом творчества писателей-эмигрантов стала тема ностальгической памяти об утраченной родине. Свои лучшие повести и рассказы написал в эмиграции И. А. Бунин («Митина любовь», «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина», «Тёмные аллеи» и др.). А. И. Куприн выпускает два романа — «Купол Святого Исаакия Далматского» и «Юнкера», повесть «Колесо времени». М. А. Осоргин создал свой первый роман-хронику «Сивцев Вражек», в котором страшные события революции и Гражданской войны показаны глазами русской интеллигенции. Роман после выхода во Франции сразу же был переведён на многие европейские языки, в том числе славянские. Одной из примет литературной эмиграции стало усиление религиозных мотивов и настроений. Б. К. Зайцев создаёт удивительные «житийные портреты» («Алексей — Божий человек», «Преподобный Сергий Радонежский»). Продолжает свои философские и религиозные искания Д. С. Мережковский («Иисус Неизвестный», «Павел. Августин», «Св. Франциск Ассизский», «Жанна д’Арк и Третье Царство Духа»). Расцвета достигает русская философская мысль. Мыслители пытались понять феномен русской революции и её влияние на историческую судьбу России. Визитной карточкой русского искусства на Западе был балет. Успешно продолжались Русские сезоны, так как большая часть артистов отказалась вернуться в революционную. Многие артисты балета (А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, М. Ф. Кшесинская, Т. П. Корсавина и др.) открыли в городах Европы и США балетные школы и студии, в которых обучали детей основам русского балетного искусства. С. В. Рахманинов, остро переживавший своё расставание с Родиной, почти на 10 лет устранился от композиторской деятельности, прославившись как выдающийся пианист-виртуоз. Его концерты проходили с оглушительным успехом.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.