Содержание
-
Национальная одежда адыгов
pptcloud.ru
-
-
Мужской костюм
Основными структурными элементами мужского костюма являлись: нательные рубаха (джан) и штаны (чIэгъчIэлъ), поверх которых одевались бешмет с высоким стоячим воротом (къэптан), широкие шаровары (гъончэдж), черкеска (цый) — верхний кафтан без воротника, с вырезом на груди, обувь (цуакъэ) и головные уборы различных типов (паIо).
-
Отличительной особенностью мужского костюмного комплекса адыгов является дополнение его элементами вооружения. В состав повседневной одежды входил боевой пояс (бгырыпх) с кинжалом (къамэ). Облик своеобразного арсенала придавали черкеске нагрудные карманы (хьазырылъ), в которых хранились деревянные или костяные трубочки с готовыми зарядами на один выстрел (хьазыр). С каждой стороны размещалось не менее восьми таких газырниц.
-
Газыри – сравнительно молодая деталь верхней одежды,появившаяся на черкеске только с распространением у адыгов огнестрельного оружия. Газыри стали исключительно удачной конструктивной заменой ременных патронташей, напоминанием о чем являлись газырницы, вплоть до середины XIX в. изготовлявшиеся из материала иного цвета и зачастую иной фактуры, чем основная ткань черкески.
-
Остальные детали повседневного мужского костюма адыгов также демонстрируют исключительно хорошую приспособленность к военно-походному образу жизни. Так, головные уборы адыгов, изготовлявшиеся из различных комбинаций бараньего меха, войлока и ткани, обладали и защитными свойствами и, при наличии толстой подкладки, были способны, по свидетельству Т.Лапинского, “выдержать сильный сабельный удар”.
-
Непременной деталью одежда адыгских всадников были войлочные ноговицы (лъай), защищавшие шаровары от конского пота и предохранявшие их от истирания при движении через лес. Защитой от непогоды наездникам служили бурка — меховой или войлочный плащ (кIакIо) и башлык (шъхьарыхъон) — своеобразный капюшон, одевавшийся поверх папахи, концы которого обматывались вокруг шеи. Бурка являлась принадлежностью универсального характера, незаменимой в военно- походных условиях — исключительно теплая и непромокаемая, она позволяла ночевать даже в снегу, а будучи наброшенной на нижние ветви дерева или вбитые в землю колья, легко превращалась в палатку.
-
Теплой верхней одеждой, в отличие от бурки, носившейся в пределах селения, являлись шубы (джэдыгу), изготовлявшиеся из овчины или меха диких животных и покрывавшиеся сукном или шелком. Как видим, адыгский мужской костюм — это прежде всего костюм воина.
-
Именно абсолютной функциональностью, то есть соответствием военно политической ситуации и местному театру военных действий, обусловливается его полное заимствование как другими народами Кавказа, так и воевавшим против адыгов казачеством и отдельных элементов — регулярной российской армией. .
-
Естественно, что вышеописанный базовый костюм в различных ситуациях мог дополняться другими элементами одежды, либо утрачивать некоторые детали. Так, как правило, черкеска не надевалась адыгскими крестьянами, работавшими в поле, для защиты от солнца им служил войлочный головной убор в форме шляпы с широкими полями. Зимний комплект одежды утеплялся под- кладкой или изготовлялся из более плотных материалов
-
-
Женский костюм
Обязательными деталями традиционного женского костюма адыгов являлись нательная рубаха (джанэкIаку), шаровары (гъончэдж), верхняя рубаха или платье (джан), обувь (цуакъэ) и головной убор — платок (шъхьэтехъу) или шапочка (дышъэпаIу). Этим набором одежды и ограничивался повседневный костюм женщин незнатного происхождения — в домашней обстановке верхней одеждой им служило длинное платье с рукавами, поверх которого надевался пояс из ткани, кожи или шнура.
-
Девушки и женщины из высших сословий, не обременявшиеся тяжелой работой, даже в домашней обстановке могли позволить себе носить полный наряд — поверх рубахи надевались кафтанчик (кIэкI), украшенный металлическими застежками (тыжьынкIыIу) и верхнее распашное платье с лопастеобразными нарукавниками (сай), перехваченное в талии поясом (тыжьынбгырыпх ). Наряд довершали шапочки разнообразных типов, всевозможные украшения. Для простолюдинок же полный комплект женской одежды был доступен только в праздники.
-
Эволюцию распашного платья можно проследить по источникам XV –XVIII вв., в которых фиксируется верхняя одежда с откидными от локтя рукавами. Этот разрезанный рукав к середине XIX в. приобрел форму лопастеобразного нарукавника .
-
Праздничный вариант одежды, как и у мужчин, так и у женщин, отличался от повседневного как в количественном, так и качественном отношении. Даже беднейшие слои населения стремились в дни праздника дополнить свой наряд тщательно сберегаемыми и в обычное время не используемыми элементамиодежды — черкеской, обувью, наборным поясом, дорогим кинжалом (мужчины), украшениями (женщины). Более состоятельные члены общины имели особые праздничные одеяния, изготовленные из лучших материалов в основномболее светлых, чем повседневная одежда, тонов. В то же время адыгская эстетика накладывала весьма жесткие ограничения на украшение одежды. Так, полы праздничной черкески, бешмета, а также газыри и ноговицы могли обшиваться галуном или витым шнуром, однако чрезмерное обилие украшений не поощрялось даже у знати; исключение делалось только для дорогого оружия.
-
По словам Хан-Гирея, “слишком пышно одеваться почитается у них (адыгов) не очень приличным,почему стараются более щеголять вкусом, нежели блеском”68. Женский костюм должен был не только соответствовать традиционным эстетическим представлениям, но и демонстрировать индивидуальный вкус и чувство стиля. Так, неоднотонные, пестрые, излишне яркие или несочетаемые в цветовом отношении ткани не использовались. Декоративные элементы праздничного костюма — как основные (золотое шитье, нагрудныезастежки, серебряный пояс), так и дополнительные (серьги, браслеты, перстни, кулоны) должны были составлять единый комплекс.
-
Праздничная одежда во многих отношениях синонимична ритуальной, поскольку используется в обрядах как жизненного цикла, так и календарной обрядности. Так, праздничный комплекс одевается не только молодыми, вступающими в брак, но и остальными участниками свадебных игрищ. При этом для невесты этот костюм дополняется покрывалом, которым вплоть до особого ритуала скрыто ее лицо.
-
Большое значение различные элементы одежды и аксессуары играли и на других этапах свадебного цикла — при обручении (в качестве залога верности — “Iэуж”), при выплате брачного выкупа - “уасэ” (у дворян осуществлялась частично доспехами и оружием), выполняли функции даров, преподносимых невестой родственникам жениха, а также при взаимных визитах представителей породнившихся семей.
-
Праздничная одежда использовалась и при различных молениях, сопровождавших все наиболее значительные события жизни адыгского социума, и при прочих церемониях как языческо-христианского,так и мусульманского культа. Характерным при этом является резкое отличие ритуальных одеяний главных действующих лиц — священников от костюмов остальных участников. Так, мусульманский священнослужитель облачен в халат и чалму (или феску), являющиеся знаком его сана, причем эта ритуальная одежда становится повседневной только по окончании Кавказской войны, когда уходят в прошлое воинствующие адыгские эфенди, участвовавшие в сражениях в одежде рядового воина. При отправлении ритуалов языческо-христианского культа, священник мог быть облачен в бурку и совершал моление с непокрытой головой.
-
Характерная для адыгов высокая семиотичность одежды отражала этническую, субэтническую и конфессиональную принадлежность, социальный статус, семейное и материальное положение ее владельца.
-
Молодые замужние женщины носили шапочки меньшего размера, их наряд был скромнее по наличию декоративных элементов, чем девичий. Рождение первого ребенка обязывало молодую мать носить платок. Особой семиотичностью у адыгов отличался головной убор. Шапка являлась символом чести ее хозяина и наглядным свидетельством совершения им неблаговидного поступка — так, выдавшему чужую тайну прожигали дно шапки, труса обязывали носить безобразный войлочный колпак (пIынэ). ромнее по качеству материалов и на-
-
Одной из основных функций одежды адыгов являлась корректирующая, заключавшаяся в формировании внешнего облика человека, соответствующего эстетическому идеалу адыгов.
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.