Содержание
-
Быт и культура адыгов и казаков
-
Цель
- Развивать умение сравнивать и обобщать материал;
- Познакомиться с традиционной культурой населения Кубани.
-
Формирование культуры Кубани
-
Жилище. Адыги.
Дома в аулах стояли группами по 10, 20, а иногда и 40. Селившиеся по соседству были чаще всего близкими или дальними родственниками. В поселениях жило несколько семей. Число домов нередко достигало 500. Семьи были большие — по 1 0 -1 2 человек каждая. Если вы сделаете простые подсчеты, то легко убедитесь, что в наиболее крупных черкесских поселениях проживало до 5—6 тысяч человек.
-
Внутреннее убранство было простым, оно отличалось чистотой, опрятностью и строгим порядком расположения вещей и предметов. Такой строгий порядок обеспечивался в связи с большим семейством (8-15 человек). Поэтому особое внимание уделялось воспитанию девушек, умению поддержать порядок. Девушка в доме в любое время суток, даже ночью была готова найти любую вещь. Она ничего не должна была искать. Каждый предмет имел свое определенное место.
-
Черноморцы и линейцы
-
Неподражаемость хаты
Крыша куреней была соломенная, камышовая или реже деревянная. Она была четырехскатная издали воспринимаемая как круглая. К тому же все комнаты куреня имели между собой двери, т. е. Можно было обойти по «кругу». Пожалуй, самым удивительным была конструкция карнизной части.
-
Почти в каждой хате или избе имелись русская печь и "красный" угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники
-
Бабий кут
Рабочим местом хозяйки дома был бабий кут. В нём все было приспособлено для ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи.
-
Одежда
- Черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 г. была утверждена единая форма черноморцев - шаровары и куртка из синего сукна.
- Женская одежда различалась у казачек, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты - "кохточки".
-
Линейные казаки носили одежду черкесского образца. К середине XIX в. казачья форма черноморцев и линейцев была унифицирована и утвердилась единая форма: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой - бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Во второй половине XIX - начале XX вв. стало обычным ношение мундира
-
Одежда. Адыги
Основными элементами национального женского костюма были корсет, нижняя и верхняя рубахи, верхнее платье (сай), головной убор, обувь. На голое тело девушки надевали корсет, туго обтягивающий грудь. Для девушек из зажиточных семей его делали из красного сафьяна, а для девушек из бедных - из желтой мешковины. Корсеты шили также из материи и холста.
-
- Газыри
- Галуны
- Башлык
- Шапка
- Рубаха
- Шаровары
- Бурка
- Черкеска
-
Современная форма казаков
-
Семейный и общественный быт
В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX в. предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - "вдов, девок", семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.
-
Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице.
-
- Свободное время станичники проводили в "беседах", на "посиделках". Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний.
- Казаки широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники.
-
Фольклор
У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика.
-
- В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков.
- В станицах (черноморских и линейных)бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.
-
- «Лучшая часть всего, что земледелец приобретает от трудов своих,— отмечал Хан-Гирей,— сберегаема для приема гостей».
- Гость пользовался особой неприкосновенностью. «Для нас всякий путешественник, переступивший порог сакли, есть лицо священное», — писал Ш. Ногмов.
-
В XVIII - первой половине XIX вв. у адыгов сохранялась семейная община. В такой общине могло быть до 100 человек. Семейная община обозначалась терминами унэгъошхо -большая семья, бынышху - большое гнездо, унэгъошхо — густая семья. Для семейной общины были характерны коллективное производство и потребление. Общиной руководил отец семьи, а после смерти его - старший сын.
-
Проверка знаний
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.