Содержание
-
АЛЕКСЕЕВ
ФЁДОР ЯКОВЛЕВИЧ
-
Алексеев Фёдор Яковлевич (1753 – 1824) русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века.
-
Биография
Знаменитый перспективный живописец и декоратор, родился в 1753 г., умер 11-го ноября 1824 г., в Санкт-Петербурге. Сын отставного солдата, сторожа при Академии Наук, Алексеев обучался сперва в гарнизонной школе, а в 1764 г., поступил в закрытое училище при Академии Художеств, и в течение курса, продолжавшегося тогда 9 лет, выказал особенную наклонность к перспективной живописи, так что его посылали брать уроки декоративного искусства у специалиста, вне Академии. Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов.
-
В 1773 г. Алексеев, получив за пейзажную живопись 2-ю золотую медаль, был послан, для усовершенствования, на три года за границу, в Венецию, славившуюся в ту пору своими перспективными мастерами. В Венеции, по рекомендации русского агента, Алексеев поступил к мастеру Моретти, ученику Каналетти, изучив в совершенстве все технические приемы этих художников. Но ни Моретти, ни Каналетти не знали основательно линейной перспективы и этот пробел впоследствии в трудах Алексеева был очень заметен.
-
Алексеев Федор Яковлевич. Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции. 1776г. Копия картины Каналетто.
-
По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей А. Канале, Б. Беллотто, Г.Робера и Ж. Берне из собрания Эрмитажа. Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов, имели невероятный успех. Они принесли художнику славу "российского Каналетто" и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.
-
Среди его работ 1790-х гг. особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии.
-
Алексеев Федор Яковлевич. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794г.
-
Алексеев Федор Яковлевич. Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной . 1793г.
-
За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. В следующем году художника посылают в Новороссию и Крым писать виды мест, которые в 1787 г. посетила Екатерина II. Так появляются пейзажи южных городов - Николаева, Херсона, Бахчисарая.
-
Алексеев Федор Яковлевич. Вид города Николаева. 1799
-
Алексеев Федор Яковлевич. Площадь в Херсоне. 1796
-
Алексеев Федор Яковлевич. Вид города Бахчисарая. 1798г.
-
В 1800 г. император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом - разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.
-
Алексеев Федор Яковлевич. Михайловский дворец в Петербурге. 1800
-
Алексеев Федор Яковлевич. Приютская больница в Москве. 1800
-
Алексеев Федор Яковлевич. Троице-Сергиева лавра. 1800
-
Алексеев Федор Яковлевич. Дворец Царицыно около Москвы. 1800
-
Алексеев Федор Яковлевич. Вид Москвы около Иверских ворот Кремля. 1800
-
Алексеев Федор Яковлевич. Вид Воскресенских ворот Китай-города, Никольских ворот Кремля и Неглинного моста. 1800
-
В 1800-х гг. Алексеев - уже глава класса перспективной живописи в АХ (с 1802 г.) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Но теперь пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех же прекрасных дворцов и широкой Невы. В его работах словно появился шум города. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Формы стали отчетливее, объемнее, тяжелее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность. Таковы "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова", "Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса", "Вид Казанского собора в Петербурге", "Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости".
-
Алексеев Федор Яковлевич. Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова.
-
Алексеев Федор Яковлевич. Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса. 1810-е
-
Алексеев Федор Яковлевич. Вид Казанского собора в Петербурге. 1811г.
-
Алексеев Федор Яковлевич. Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости. 1810г.
-
Постепенно публика забывает стареющего художника. Умер этот замечательный живописец, многолетним и упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия вынуждена была выдать деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.
-
Другие работы Алексеева Федора Яковлевича
-
Алексеев Федор Яковлевич. Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки. Около 1800
-
Алексеев Федор Яковлевич. Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге. Около 1800
-
Алексеев Федор Яковлевич. Красная площадь в Москве. 1801.
-
Алексеев Федор Яковлевич. Боярская площадка или Постельное крыльцо и Храм Спаса за золотой решеткой в Московском Кремле. 1810
-
Алексеев Федор Яковлевич. Соборная площадь в Московском Кремле.
-
Алексеев Федор Яковлевич. Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова.
-
Алексеев Федор Яковлевич. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. 1811
-
Алексеев Федор Яковлевич. Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.