Содержание
-
Урок-монолог по истории СредневековьяТема: Возникновение ислама и объединение арабов
Выполнила студентка 141 группы исторического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Сулина Е.В.
-
Цели урока: Рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения государства у арабов. Сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., - исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий. Познакомить учеников с широким кругом «исламской терминологии», которая активно используется в современном лексиконе и классической литературе. Способствовать развитию хронологических и картографических умений школьников.
-
Тип урока: Урок - монолог. Основные понятия: Ислам Аллах Мухаммед Коран шариат арабы Оборудование урока: учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История Средних веков», 6 класс. карта «Арабы в VII-XI вв.» карта «торговый путь «из варяг в арабы» Изображение страницы Корана
-
План урока
I. Организационный момент. II. Изучение нового материала: Условия и образ жизни арабов. Возникновение ислама. Традиции и обычаи мусульман. III. Закрепление изученного на уроке. IV. Домашнее задание.
-
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит изучить довольно интересную тему из истории Средневековья. Откройте, пожалуйста свои тетради и запишите название темы: «Возникновение ислама и объединение арабов» (есть на доске).
-
II. Изучение нового материала1. Постановка целей и темы урока
Учитель: На Востоке граница Византии тесно соприкасалась с территориями, где издавна проживали арабские племена. В VII веке незаметные раньше кочевники объединяются в мощное государство и становятся реальной угрозой для других держав. Чем же можно объяснить внезапные успехи пустынных кочевников, какие внешние и внутренние факторы повлияли на организацию арабского государства? Вот именно на этот вопрос мы и попытаемся с вами ответить на нашем уроке.
-
2. Работа с картой
Учитель: Аравийский полуостров находится в Юго-Западной Азии (см. карту «Арабы в VII-XI веках) Аравийский полуостров омывается Средиземным, Красным и Аравийским морями (учитель показывает расположение морей) Знаменитый торговый путь, проходящий через Аравийский полуостров: Великий Волжский путь(«из варяг в арабы»), шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье; (см. карту «торговый путь «из варяг в арабы»)
-
-
Торговый путь «из варяг в арабы»
-
3. Деятельность учеников
Каждому ученику выдаётся лист с перечнем вопросов, на которые должны быть даны ответы в краткой форме по мере того, как учитель ведёт свой монолог. Вопросы: Чем занимались арабские племена, жившие на юге и западе Аравии? Какое событие ежегодно происходило в Мекке? Назовите основное занятие бедуинов, проживавших в пустыне Какая религия способствовала объединению арабов? Назовите имя основателя этой религии Какой деятельностью он занимался до того, как стал проповедовать новую религию? В каком году он выступил с проповедью новой религии? Назовите город, который стал его вторым домом В какой книге записаны положения этой новой религии?
-
4. Монолог учителя
С незапамятных времен в Юго-Западной Азии жили многочисленные кочевые племена, известные под именем арабов. Арабские племена, которые жили в оазисах на юге и западе Аравии, были оседлыми племенами, они занимались скотоводством и земледелием, строили города. Самым крупным из них был город Мекка, в котором каждый год в течении четырех месяцев проводились ярмарки. На эти ярмарки съезжались сотни купцов из многих уголков земли. Совсем иначе протекала жизнь бедуинов - кочевников, которые жили в пустыне. Это были бедные племена, занимавшиеся разведением верблюдов, овец и лошадей. Очень часто бедуины нанимались проводниками в богатые караваны, проходившие через пустыню. Но помимо этого пустынные кочевники постоянно воевали между собой. Со временем среди арабов крепло желание покончить с враждой между племенами. Объединение племен было ускорено совместной борьбой с внешними врагами Объединению арабских племен помогло и возникновение новой религии – ислама.
-
5. Монолог учителя
В отличие от предшествовавших религий, ислам устанавливал, прежде всего, правила жизни на свете и только потом сулил праведникам рай, а грешникам – геенну огненную. В то же время ислам много почерпнул из христианства и аравийских древних верований. Великий основатель ислама – Мухаммед, родился в 570 г. в Мекке, в знатной купеческой семье. Его имя встало в один ряд с именами Будды, Моисея, Христа. Пророк ислама – абсолютно реальное и конкретное историческое лицо. Мухаммед с юности занимался караванной торговлей. Во многом он достиг влияния среди мекканцев благодаря своей старшей жене, вдове богатого купца. В 610 г Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме Аллаха, а себя называл «посланником Бога» - его Пророком. У Мухаммеда появились сторонники, которые стали называть себя мусульманами (покорными Богу). Но не все люди с пониманием отнеслись к нему. Нашлись и такие, которые отнеслись к нему враждебно. Поэтому в 622 году Мухаммед переселяется в г. Медину. Там он находит своих сторонников. Однако противостояние с Меккой заканчивается только к 630 году. К этому времени большинство арабов принимает ислам и признает власть Мухаммеда, который становится во главе Арабского государства Коран, основополагающий текст ислама, является первой Арабской Книгой.
-
Страницы Корана
-
6. Запись в тетрадь
Согласно положениям ислама, у мусульманина пять основных обязанностей. Давайте запишем их в тетрадь. Махадэ - верить в то, что существует лишь единый Бог – Аллах, а Мухаммед – пророк его. Намаз – в установленное время совершать молитвы пять раз в день. Ураза – соблюдать главный пост в течение одного месяца в году. Закят – благотворительность. Хадж – хотя бы один раз в жизни совершить паломничество в священные города – Мекку и Медину. И уже позднее появилась еще одна обязанность мусульманина: Джихад – священная война против не мусульман.
-
III. Закрепление изученного на уроке
Учитель: Ислам имел огромное влияние на обычаи и нравы, мораль и право самих арабов, а также оказал сильное культурное воздействие на Западную Европу. Какое же значение имело появление новой религии – ислама? Ученик: новая религия помогла объединить арабские племена, укрепить государство арабов. В рамках новой религии установились главные обязанности верующих, их каноны поведения. Когда появился ислам? Ученик: в VII веке. Как называется священная книга мусульман? Ученик: Коран.
-
IV. Домашнее задание
Учитель: § 12 – пересказ письменно ответить на вопрос «Что сближает ислам с христианством и что отличает?»
-
Список использованной литературы
История Средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (под ред. Сванидзе А.А.) Большаков О. Г. История Халифата. Ислам в Аравии (570—633). 2-е изд. М.: Восточная литература, 2000.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.