Содержание
-
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка
«Не мыслям надо учить, а мыслить». И. Кант
-
Базовое положение концепции фундаментального ядра 1. развитие личности в системе общего образования, которое обеспечивает прежде всего формирование УУД 2. Концепция УУД учитывает опыт компетентностного подхода, который нацелен на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.
-
Одной из функций УУД является обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения их, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. самоконтроль, целеполагание и рефлексия
-
Методические принципы инновационного урока Субъективизация: учащийся рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса. Метапредметность: формирование и развитие универсальных способностей учащихся. Деятельностный:знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности. Коммуникативность : обмен информацией, взаимодействие на уроке и вне урока. Рефлексивность : учащиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в процессе урока. Импровизационность: учитель должен быть готовым к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
-
При конструировании учебных занятий по предмету «Иностранный язык» в соответствии с требованиями ФГОС общего образования приоритет отдается целям самореализации обучающихся, затем - формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную учебную деятельность, потом - содержанию учебного материала. Организационные формы и методы обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. При таком подходе акцент переносится с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить»: в центре внимания педагога оказывается не учебный материал, а сам обучающийся, его учебная деятельность.
-
Сегодня выпускник школы XXI века должен:
уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
-
«Иностранный язык как никакой другой предмет способствует умственному развитию учащихся» В. Г. Белинский
-
«Иностранный язык – блестящий тренажер для развития способностей. Если перечислять, что он дает в плане развития, получится длинный перечень. Способность восприятия и дифференциации на слух, зрительное восприятие, оперативная память, способность к имитации, обобщению, трансформации – те способности, которые работают вообще на развитие речевого механизма и интеллекта в целом…» Е. И. Пассов
-
Технология развития критического мышления отвечает целям образования на современном этапе; формируют интеллектуальные качества личности; вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования.
-
Разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.Цель - развитие мыслительных навыков обучаемых, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни; создание на занятии атмосферы партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Технология развития критического мышления
-
Цель данной технологии – развитие интеллектуальных способностей учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение применять решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, сравнивать, работать самостоятельно, в группе, коллективе и др.)
-
«Что такое критическое мышление?»Дж. А. Браус и Д. Вудопределяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
-
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективное оценивание положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
-
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет: Готовность к планированию.Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений. Поиск компромиссных решений.Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
-
Технология критического мышления дает ученику:- повышение эффективности восприятия информации;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- повышение качества образования учеников;- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
-
Технология критического мышления дает учителю:- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
-
Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран: информативный материал, способствующий развитию КМ; метод (отдельный прием, стратегия) занятия.
-
Работа в технологии РКМ требует от педагога ставить перед собой задачи научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; избегать категоричности в утверждениях; отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
-
Алгоритм технологии развития критического мышления:
-
Критическое мышление
Технологические этапы
-
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
В процессе реализации стадии вызова важно: 1) Давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем. 2) Фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний. 3) Сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.
-
Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, так как любое мнение учащегося ценно. Подчеркнем важность данной стадии: все этапы урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, а, как известно, хорошее начало – половина дела.
-
Стадия осмысления содержания Учащиеся осуществляют контакт с новой информацией; сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения; обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы; стремятся отследить сам процесс знакомства с повой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему; готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
-
Учитель на данном этапе: Может быть непосредственным источником новой информации, в этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении; Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом; Предлагает для организации работы с текстом различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном
-
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
-
Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма
Стадия вызова· «Инвентаризация»· «Верите ли вы…»· «Ключевые слова»· «Тонкие» и «толстые» вопросы· Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии
-
Стадия осмысления· ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)· Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др.· Зигзаг· Лекция· Поиск в тексте ответов на вопросыСтадия рефлексии· Ответы на вопросы· Кластер· Синквейн· Проверка и обсуждение таблиц· Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям· Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы
-
КОРЗИНА ИДЕЙ Алгоритм работы: 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). 2. Обмен информацией в парах или группах. 3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. 4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации
-
Приём КЛАСТЕР
Знаменитые люди Композиторы Художники Певцы Политики Писатели ЕлизаветаII Черчиль Милн Диккенс ?
-
КЛАСТЕР(«гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Смысл приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания.
-
-
Правила составления кластеров:
1 этап: учащиеся выделяют ключевое слова или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы. 2 этап: учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. 3 этап: осуществляется систематизация материала, собранного учащимися. 4 этап: - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
-
Возможные приемы и методы Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V». «?». «+», (на полях); .«Тонкие» и «толстые» вопросы Толстые вопросы: Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Тонкие вопросы: Кто ? Что ? Когда ? Где? Согласны ли Вы ...?Верно ли ...? Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал».
-
Зигзаг –групповая работа с текстом
-
Приём «Сводная таблица» - это групповой метод работы, позволяющий работать с текстами большого объёма и проводить сравнение. Каждый получает свой объект сравнения.
-
-
Рефлексия (reflection) «Синквейн» или «Пятистишье»
Стихотворение из пяти строк. Форма свободного творчества. - пишется по определенным правилам; требует от ученика кратко резюмировать информацию. Метод синквейна можно использовать при изучении и закреплении лексики, с помощью данного метода можно учить составлять мини-рассказы.
-
Алгоритм написания синквейна Синквейн
-
Прием синквейн по теме «Технология развития критического мышления»
Технология Развивающая, воспитывающая Формирует, обучает, создаёт Помогает обучающемуся действовать самостоятельно Сотрудничество
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.