Содержание
-
Формирование технологических приёмов анализа информации на этапе творческого развития личности. Учитель начальных классов Димурина Лилия Андреевна . ГБОУ СОШ № 180 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга .
-
Педагогическая технология- это совокупность способов организации учебно- познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
-
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии: v Информационно – коммуникационная технология v Технология развития критического мышления v Проектная технология v Технология развивающего обучения v Здоровьесберегающие технологии v Технология проблемного обучения v Игровые технологии v Модульная технология v Технология мастерских v Кейс – технология v Технология интегрированного обучения v Педагогика сотрудничества. v Технологии уровневой дифференциации v Групповые технологии. v Традиционные технологии (классно-урочная система)
-
Технология развития критического мышления. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
-
Цель технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явления).
-
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: Оценка (Где ошибка?) Диагноз (В чём причина?) Самоконтроль (Каковы недостатки?) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы) Прогноз (Постройте прогноз).
-
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: · На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
-
На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. · Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
-
-
Осмысление содержания Информационная(получение новой информации по теме.) Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания.)
-
Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации.) Информационная(приобретение нового знания.) Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.)
-
Основные методические приемы 1. Прием «Кластер» 2. Таблица 3. Учебно- мозговой штурм 4. Интеллектуальная разминка 5. Зигзаг, зигзаг -2 6. Прием «Инсерт» 7. Эссе 8. Приём «Корзина идей» 9. Приём «Составление синквейнов» 10. Метод контрольных вопросов 11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» 12. Круги по воде 13. Ролевой проект 14. Да - нет 15. Приём «Чтение с остановками» 16. Приём « Взаимоопрос» 17. Приём «Перепутанные логические цепочки» 18. Приём « Перекрёстная дискуссия»
-
Приём кластер («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке.
-
Как составляется кластер? В центре листа записывается ключевое понятие. От него в разные стороны расходятся стрелки – лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи могут ветвиться дальше и дальше. Кластер используется нами на разных этапах урока: - в начале – для стимулирования мыслительной деятельности; - на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала; - на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.
-
Инсерт - приём данной технологии, который рекомендуют использовать на стадии осмысления содержания, предполагает маркировку текста значками по мере его чтения 1. Два значка — « + » (новое) и «v» (уже знал); 2. Три значка — « + » (новое) , «v» (уже знал), «?» (не понял); 3. Четыре значка — « + » (новое) , «v» (уже знал), «?» (не понял) и « - » — думал иначе
-
Во время чтения текста следует рекомендовать обучающимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно вносятся сведения из текста. Рассмотрим таблицу при маркировке текста тремя пометами: «v» (уже знал) Поставьте значок «v» на полях, если то о чём вы читаете соответствует вашему знанию. « + » (новое) Поставьте значок «+» на полях, если то о чём вы читаете является для вас новым « ? » (не понял) Поставьте значок «?» на полях, если то о чём вы читаете для вас не совсем понятно
-
Приём «тонких» и «толстых» хорош для уч-ся , которые не умеют различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не представляется возможным («тол- стые» вопросы). Тонкие ? Толстые ? • Кто... • Что... • Когда... • Может... • Будет... • Могли... • Как звали... • Было ли... • Согласны ли вы... • Верно... • Дайте объяснение, почему... • Почему вы думаете... • Почему вы считаете... • В чем разница... • Предположите, что будет, если... • Что, если...
-
Синквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности. Правила написания синквейна . Первая строчка-тема одним словом (существительное). Вторая строчка-описание темы в двух словах (два прилагательных). Третья строчка- описание действия (три глагола).Четвёртая строка- фраза,несущая определённый смысл. . Пятая строчка-ассоциация, синоним темы (обычно существительное). Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции.
-
Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”. По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал....
-
Прием “Корзина идей” Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. (составляется список идей).
-
Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”. Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы.
-
Прием “Верные и неверные высказывания”. Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию.
-
Прием “Дерево предсказаний”. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте. Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
-
Стадия вызова.Организационная часть урока. Введение в тему.1. Вопрос классу. Ребята ,давайте вспомним ,что мы знаем о Санкт-Петербурге. Подумайте и запишите это у себя в таблице (каждый вспоминает то , что он уже знает о Санкт-Петербурге.) 2.Обсуждение в парах. -Этот вопрос вы можете обсудить в парах. При этом все ваши идеи записывайте в тетрадях. 3. Обобщение. Давайте теперь вместе заполним таблицу на доске( учитель записывает все мнения в таблицу, ребята дополняют свои таблицы записями .)-
-
Стадия осмысления. Изучение новой темы. -Теперь я попрошу вас выполнить задание самостоятельно. Задание на карточках, где предлагается рассмотреть достопримечательности города и назвать их. -Подчеркните те памятники ,которые вы не знаете или затрудняетесь назвать. -Что мы делали?(называли достопримечательности.) -Где было трудно справиться с заданием? Почему? Продолжите фразу : Санкт-Петербург-город… -Откройте учебник и найдите ответ на этот вопрос. -Посмотрите в свои записи и обменяйтесь информацией в парах. Добавьте в свою таблицу ,что нового вы узнали о нашем городе.
-
Стадия рефлексии. Мозговая атака: фронтально устно. -На этом наш урок заканчивается. В течение трёх минут проверьте свои записи и поделитесь друг с другом впечатлениями от выполненных заданий. -Что нового о Санкт-Петербурге вы узнали сегодня? (дополняется таблица на доске.) _-Как вы думаете ,этих знаний достаточно, чтобы знать историю города? -Какая работа тогда нам предстоит на следующем уроке? (планируется работа на следующий урок :научиться определять достопримечательности города.)
-
Работа по теории развития критического мышления помогает учащимся приобрести, кроме новых знаний, следующие образовательные результаты: • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; • умение пользоваться различными способами интегрирования информации; • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; • умение решать проблемы; • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
-
• умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; • способность самостоятельно заниматься своим обучением ; • способность брать на себя ответственность; • способность участвовать в совместном принятии решения; • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; • умение сотрудничать и работать в группе и др.
-
Литература: Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить критически.-С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/nachal.htm Уроки с использованием технологии РКМ. Начальная школа. http://svetlyschool1.narod.ru/vist_Typina.htm Тяпина В. Н. “Использование методов и приемов технологии развития критического мышления.
-
Творческих успехов и эффективной работы!
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.