Содержание
-
ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ»
-
Актуальность обусловлена переориентацией системы образования с традиционной модели обучения знаниям, умениям, навыкам на личностно-ориентированные модели саморазвития учащихся в более широком культурном и образовательном пространстве. Несмотря на необходимость усвоения знаний и их дальнейшего использования на практике, важно создать условия для раскрытия творческого потенциала обучающихся, саморазвития личности, неотъемлемой составляющей которого является способность к рефлексии.
-
Нами выявлено противоречие между необходимостью применения современных форм в обучении, определяющими активный характер, индивидуализацию процесса обучения и отсутствием соответствующих средств оценивания, отражающих образовательные результаты учащихся во всей полноте. Проблемаисследования состоит в необходимости разработки практических материалов по формированию рефлексии в процессе обучения английскому языку средствами технологии «Языковой портфель».
-
Цель исследования: рассмотреть технологию «Языковой портфель» для формирования рефлексии учащихся в процессе обучения английскому языку, разработать и апробировать ее на практике. Объект исследования – процесс формирования рефлексии обучающихся в процессе обучения английскому языку. Предмет исследования – технология «Языковой портфель» как средство формирования рефлексии при обучении английскому языку.
-
3адачи: 1. Охарактеризовать процесс формирования рефлексии в процессе обучения английскому языку на основе анализа методической и психолого-педагогической литературы. 2. Рассмотреть особенности технологии «Языковой портфель» как средства формирования рефлексии на уроках английского языка. 3. Провести диагностику эффективности технологии «Языковой портфель» для формирования рефлексии на уроках английского языка. 4. Разработать и апробировать на практике модель «Языкового портфеля» как средства формирования рефлексии на уроках английского языка.
-
Методы исследования: теоретические: анализ учебной и специальной литературы по теме исследования, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме формирования рефлексии в процессе обучения английскому языку; эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, тестирование, беседы), наблюдение (включенное, систематическое).
-
Исследователь М.Г. Савельева пишет, что «Рефлексия – это: - условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии с целями и программой и оценил ее; - выявление и уточнение результатов деятельности на уроке (найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах, понимании и т.д.); - осознание способов деятельности; - время размышлений, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется; - определение своих образовательных приращений как учеником, так и учителем
-
Европейский «Языковой портфель» включает следующие разделы: 1. Языковой паспорт, который дает представление о языковом опыте и уровне владения языком обладателем языкового портфеля в определенный отрезок времени. 2. Языковая биография содержит сведения по каждому изучаемому языку, которые определяется обучающимся самостоятельно на основании контрольных листов самооценки, содержащих характеристики-дескрипторы коммуникативных умений по видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) для последовательных уровней владения иностранным языком (от уровня выживания до уровня совершенного владения языком). 3. Досье, предоставляющее дополнительные сведения, относительно процесса овладения изучаемым языком и фиксирующее достижения, которые могут быть представлены как опыт учебной деятельности и опыт использования иностранного языка. Обучающийся самостоятельно отбирает образцы выполненных работ, проектов или же записи о целях изучения иностранного языка в соответствии со своими личными потребностями.
-
-
Первая группа диагностических методик была направлена на определение степени сформированности мотивационного компонента рефлексии школьников к иностранному языку. Для выявления доминирующего мотива определяющего и направляющего обучение была использована методика изучения мотивации учения Лукьяновой М.И. Для диагностики уровня познавательного интереса у обучающихся была использована методика свободного выбора заданий, разработанная на основе методики с конвертами Г.И. Щукиной.
-
Следующая методика была направлена на выявление стремления работать в группе, желания входить в контакт со сверстниками. Степень готовности и способности к групповой работе оценивалась в ходе подготовки проектной работы. Обучающимся было предложено самостоятельно разделиться на 3 команды (по 4 человека), каждая команда готовила проектную работу в рамках тематики изученного в первой четверти раздела «Faces of London». В течение урока проводилось наблюдение за работой участников. Оценивалось умение входить в контакт, ставить задачи, аргументировать свою точку зрения, работать в команде, выполняя разные социальные роли, а так же организационные, ораторские умений обучающихся и др.
-
Степень познавательной активности школьников определялась в ходе наблюдения за обучающимися непосредственно в образовательном процессе на уроках английского языка. Нами фиксировался характер волевых проявлений школьников на занятиях, поведение обучающихся в затруднительных ситуациях, интенсивность и характер задаваемых ими вопросов. Для получения более точных сведений родителям учащихся предлагалось ответить на вопросы анкеты «Определение уровня познавательной активности обучающихся».
-
Работа по применению технологии «Языковой портфель» для формирования рефлексии на уроках английского языка по следующим направлениям: Выяснить отношение обучающихся к использованию «Языкового портфеля» в качестве средства обучения английскому языку; Апробировать технологию «Языкового портфеля» для обучения школьников иностранному языку и развития рефлексивных способностей; Определить эффективность технологии «Языковой портфель» в качестве средства формирования рефлексии обучающихся
-
На следующем этапе, совместно с учащимися, мы разработали модель «Языкового портфеля» (приложение 5), обговорили порядок работы над ним. В разработанном нами портфеле сочетаются различные виды «Языковых портфелей»: это и папка достижений, отражающая успехи обучающегося в освоении языка (грамоты, дипломы, подтверждающие участие в языковых конкурсах, олимпиадах), и рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития (листы оценки и самооценки, работы учащегося, отзывы о работах одноклассников), и тематическое портфолио, создаваемое в процессе изучения различных тем (представлено тематическим словарем, проектными работами, «топиками»).
-
По окончании работы нами были повторно проведены диагностические мероприятия, призванные зафиксировать и отразить изменения, произошедшие с показателями компонентов рефлексии (мотивация, познавательная активность, познавательный интерес, самостоятельность, сотрудничество). Нами были исполь3ованы на3ванные ранее методики. Далее мы оценили и сравнили уровни сформированности рефлексии по каждому из критериев в самом начале нашей работы и в конце (приложение 6). Эффективность всего процесса формирования рефлексии школьников подтверждается динамикой развития.
-
Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике развития рефлексии учащихся: в ходе работы вдвое сократилось количество учащихся с низким уровнем рефлексии, на треть увеличилось число школьников со средним и высоким уровнем сформированности рефлексивных способностей.
-
Практические результаты данной работы представлены моделью «Языкового портфеля» как средства формирования рефлексии в процессе обучения английскому языку, которая включает в себя языковой паспорт, языковую биографию, досье, а так же инструкцию для работы с «портфелем».
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.