Содержание
-
РефератПо предмету «Компьютерные технологии в науке и образовании»на тему: «Современные технологии и тенденции развития систем дистанционного образования»Выполнил: Дылда А.С.Группа: 2ИВТ-5ДМ-211
-
Введение
Существует большое количество определений понятия “Дистанционное обучение”. В общем, дистанционное обучение – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемому основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемому возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Рассмотрим технологии, применяемые при дистанционном обучении.
-
Технологии дистанционного обучения
Дистанционное обучение предлагает несколько различных технологий, которые могут быть использованы при проведении обучения. Базовой технологией дистанционного обучения является технология, построенная на использовании Интернет-технологий. В рамках дистанционного обучения нашли применение все средства, которые предлагает пользователям Интернет. Менее распространенной технологией дистанционного обучения является телевизионно-спутниковая технология, построенная на использовании интерактивного телевидения. Еще одной распространенной технологией дистанционного обучения является кейсовая технология. Больше всего кейсовая технология дистанционного обучения походит на то, что принято называть заочным обучением. В целом необходимо отметить, что использование технологии дистанционного обучения, построенной на использовании Интернет-технологий, вытесняет все остальные технологии дистанционного обучения. В том числе по причине того, что Интернет-технологии постепенно включают в себя другие информационные технологии. Например, телефония все больше становится частью Интернета.
-
Средства дистанционного обучения
Для построения дистанционного обучения необходимо внедрение системы дистанционного обучения, которая обеспечит предоставление необходимых для организации и проведения обучения сервисов. Современные системы дистанционного обучения обеспечивают: централизованное автоматизированное управление обучением; быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента обучаемым; единую платформу для решения основных задач в рамках планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации; поддержку современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения; персонализацию учебного контента и возможность его многократного использования; широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.
-
Основным средством (не всегда обязательным), используемым при проведении дистанционного обучения, является дистанционный курс, работая с которым учащиеся получают знания и приобретают необходимые им навыки и умения. Остальные средства, используемые в дистанционном обучении, обычно применяются совместно с дистанционными курсами. Отдельное их использование значительно снижает их эффективность. Дистанционный курс может содержать большой диапазон элементов: информационные слайды; симуляции работы с программным обеспечением; интерактивные тренажеры; тесты; ролевые упражнения;
-
Управление дистанционным обучением
Важнейшей задачей при проведении дистанционного обучения, когда преподаватели, обучаемые, менеджеры зачастую очно никогда не встречаются друг с другом, является построение эффективного процесса управления дистанционным обучением. Наиболее перспективным методом управления дистанционным обучением сегодня является метод управления компетенциями. Суть метода состоит в привязке ролей, которые выполняет слушатель дистанционного обучения к компетенциям, которые в свою очередь привязываются к тестам и дистанционным курсам. В зависимости от занимаемой должности система дистанционного обучения может автоматически определить какие дистанционные курсы должен изучить слушатель дистанционного обучения. Распространение данного подхода сдерживает высокая стоимость его внедрения.
-
Преимущества дистанционного обучения
Одним из ключевых преимуществ дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением является его персонификация. Слушатель дистанционного обучения может самостоятельно: определить скорость изучения учебного материала; определить, когда он хочет проходить обучение; определить какие именно разделы учебного материала и в какой последовательности ему необходимо изучить. Дистанционное обучение предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения. В том числе: время затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д. Наличие подобной информации позволяет намного гибче управлять проводимым обучением. Еще одним достоинством дистанционного обучения в сравнении с традиционным очным обучением является его стоимость. Анализ показывает, что при достижении минимального количества слушателей дистанционного обучения, дистанционное обучение становится более дешевым по сравнению с традиционным очным обучением. При дальнейшем увеличении количества слушателей дистанционное обучение становится значительно дешевле по сравнению с традиционным очным обучением.
-
Недостатки ДО
К недостаткам дистанционного обучения следует отнести: сложность внесения оперативных изменений, в случае если дистанционное обучение уже началось; необходимость формирования дополнительной мотивации у слушателей дистанционного обучения, по сравнению с другими формами обучения; необходимость высоких инвестиций на подготовительном этапе проведения дистанционного обучения (инвестиции в разработку дистанционных курсов); высокая зависимость от технической инфраструктуры. Сбой в инфраструктуре может привести к снижению эффективности или вообще срыву дистанционного обучения; отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий дистанционного обучения; высокие инвестиции на внесение изменений в дистанционное обучение
-
Тенденции развития ДО
Если рассматривать современные тенденции в области дистанционного обучения, то в первую очередь необходимо отметить глобальный масштаб внедрения компьютерных и сетевых технологий в учебный процесс. Решение задачи расширения масштабов применения современных электронных и телекоммуникационных средств и информационных технологий в образовании требует не только увеличения инвестиций и совершенствования механизмов финансирования в образовательной сфере, но и готовности участников образовательной системы активно их внедрять. Бурное развитие рынка технологий и продуктов для дистанционного обучения привело к необходимости взаимодействия систем различных производителей. Такое взаимодействие невозможно без принятия единых для индустрии стандартов, и они были разработаны. К ним относятся стандарты консорциумов IMS, ADL SCORM, IEEE, AICC. Тот или иной стандарт (или несколько сразу) реализован в любой зарубежной системе дистанционного обучения. Отечественные системы также в ближайшее время будут поддерживать эти стандарты.
-
Наличие таких стандартов позволяет говорить о рынке дистанционных учебных курсов, отчуждаемых от разработчика. Это дает возможность вузу сосредоточиться на учебных курсах, максимально отвечающих его специфике. Вспомогательные дисциплины могут быть отданы на своего рода аутсорсинг. С другой стороны, вуз сам может выступать в роли поставщика учебных материалов для других вузов или коммерческих компаний. Итак, основные тенденции развития дистанционного образования связаны с использованием возможностей глобальной сети (в первую очередь видеоконференций), а также с созданием и широким использованием электронных библиотек, как системоообразующего модуля структуры дистанционного образования.
-
Заключение
Сегодня дистанционное обучение переживает период стремительного развития. Все большое количество учебных заведений, компаний, государственных организаций внедряют в учебный процесс технологии дистанционного обучения. К сожалению, необходимо отметить наличие небольшого количества специалистов высокого уровня в этой области. В настоящее время к работе в данной области привлечено огромное количество специалистов низкой квалификации. Они не владеют ни навыками педагогики, ни знают и не понимают информационные технологии. Их роль зачастую сводится к регистрации пользователей в системе дистанционного обучения и просмотре формируемых системой отчетов. Эффективность такого обучения крайне невелика и приводит к появлению у многих ощущения, что дистанционное обучение это не серьезно и не может дать хорошего результата. Однако, эту ситуацию можно отнести к проблемам роста. С течением времени некомпетентные люди уйдут и на рынке будут представлены услуги, качество которых действительно обеспечит высокую эффективность обучения, проводимого с использованием технологий дистанционного обучения.
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.