Презентация на тему "Методика технологии использования и конструирования тестовых заданий на уроках географии"

Презентация: Методика технологии использования и конструирования тестовых заданий на уроках географии
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Методика технологии использования и конструирования тестовых заданий на уроках географии" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 22 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по географии в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Слова
    география
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методика технологии использования и конструирования тестовых заданий на уроках географии
    Слайд 1

    Методика технологии использования и конструирования тестовых заданий на уроках географии Ликучёвой Веры Евгеньевны

  • Слайд 2

    В последнее время в учебном процессе всё более широкое применение находят тесты, как одна из форм проверки и усвоения изучаемого материала. В то же время нельзя сказать, что тесты являются главной формой проверки усвоения навыков и умений. Вместе с тем, по сравнению с традиционными формами контроля, они имеют целый ряд преимуществ, причём как с точки зрения деятельности учителя, так и деятельности учащихся.

  • Слайд 3

    Применение тестов позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях, найти пути преодоления возникающих проблем. Тесты являются эффективным средством для самоконтроля. Они помогают учащемуся самостоятельно разобраться в том, какие у него пробелы в той или иной пройденной теме. При неправильных ответах обнаруживается потребность уточнить, отыскать верный ответ, а в дальнейшем отстоять свою точку зрения.

  • Слайд 4

    В целях выявления уровня подготовленности учащихся в своей работе я использую тесты разного уровня сложности. Чтобы ответить на основные вопросы, детям достаточно обладать знаниями предмета в рамках школьной программы. Для ответа на вопросы повышенной сложности требуются дополнительные знания, как приобретённые на уроке в процессе рассказа учителя, так и при самостоятельном чтении рекомендуемой научно-популярной литературы. Из выше написанного видно, что применение тестов даёт возможность использовать элементы дифференцированного подхода при контроле за процессом усвоения получаемых знаний.

  • Слайд 5

    Правила составления тестовых заданий

    Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения. Вопрос должен содержать одну законченную мысль. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «всё», «никогда». Вопрос должен быть чётко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д. Избегайте вводных фраз или предложений, которые имеют мало связей с основной мыслью, не следует прибегать к пространным утверждениям, так как они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не знает.

  • Слайд 6

    Неправильные ответы должны быть разумные, умело подобранные, не должно быть явных неточностей, подсказок. Не следует задавать вопросы, которые вводят в заблуждение учащихся. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания; в любом случае следует использовать короткие, простые предложения, без зависимых или независимых оборотов. Как можно реже использовать отрицание в основной части; с одной стороны, использование отрицания приводит к противоречиям при чтении задания, с другой, отрицательные знания не так видны, как позитивные. Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

  • Слайд 7

    Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Убедитесь, что различия между вариантами ответов точны. Избегайте повторения. Место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ. Проанализируйте задания с точки зрения возможности неверного ответа наиболее подготовленных учеников.

  • Слайд 8

    Тестовые задания должны: - соответствовать содержанию учебного материала; - быть составлены с учётом соответствующих правил; - быть проверены на практике; - быть ясными испытуемому.

  • Слайд 9

    Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества и недостатки

    Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов. К этим шести видам может быть сведено всё многообразие существующих заданий без ущерба для их качества.

  • Слайд 10

    К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо самому записать одно или несколько слов. Задания закрытого типа, к ним относятся задания четырёх видов: альтернативных ответов (АО), множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности.

  • Слайд 11

    Задания закрытого типа

    Задания альтернативных ответов Задания альтернативных ответов АО (верно – неверно, правильно – неправильно). К каждой задаче альтернативных ответов даётся только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – «да – нет», «правильно – неправильно» и пр. НАПРИМЕР: В экваториальных широтах в течение года атмосферное давление: 1) Повышенное; 2) Пониженное.

  • Слайд 12

    Задания множественного выбора

    Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие в вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

  • Слайд 13

    Задания на восстановление соответствия

    Задания соответствия (восстановления соответствия), в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. К этому же типу следует отнести и задания, в которых требуется восстановить порядок ряда, упорядочить. Распространённой формой инструкции для учащихся при ответе на данный вопрос данного вида является вариант с использованием стрелочек: нарисуйте стрелочки от элементов первого списка ко второму…, соедините стрелками соответствующие понятия и т.д. сам по себе способ использования стрелочек вполне правомерен, однако имеет два существенных недостатка. Первый – сложность проверки, особенно когда необходимо проверить большое количество работ; и второй – есть опасность того, что ученики, привыкнув к способу выполнения этих заданий стрелочками, встретив в дальнейшем классическую форму задания, будут к ней не готовы, воспримут её как неизвестную, что может снизить их результаты. НАПРИМЕР. Установите соответствие: Религия Страна 1) ислам; А. Монголия; 2) индуизм; Б. Иран; 3) ламаизм; В. Индия.

  • Слайд 14

    Задания на восстановление последовательности

    Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия. Это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки, имеет низкую вероятность угадывания правильного ответа. НАПРИМЕР: Расположите страны в порядке возрастания численности населения: 1) Россия; 2) Индия; 3) Китай; 4) США.

  • Слайд 15

    Преимущества заданий закрытого типа: - задания могут быть надёжны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надёжность; - оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий; - неважно, умеют ли испытуемые хорошо формулировать ответы; - задания этого типа легко обрабатываются, тестирование быстро проводится; - простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок; - эти задания позволяют охватить большие области знания, что для тестов достижений особенно важно; - низкая вероятность угадывания правильных ответов; - возможно получение точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования.

  • Слайд 16

    Задания открытого типа

    К ним относятся задания двух видов: - дополнения. В этих заданиях испытуемые должны также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания; - свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

  • Слайд 17

    Инструкция для заданий дополнения: вместо каждого многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.). Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ; дополните определение. НАПРИМЕР: Дополните: Равнины, расположенные на востоке не более 200 м над уровнем моря, называются…

  • Слайд 18

    Задания исключения лишнего

    Широко используемыми и результативными формами заданий являются задания типа исключения лишнего. В таких заданиях испытуемому предъявляется список объектов, слов, фигур, чисел или чего-нибудь ещё: всего, что только может придумать разработчик тестов, а испытуемый должен найти общие закономерности отношения между элементами списка, на основании которых и делать заключения об их подобии или различии. Очевидно, что при этом необходимо выявление отношений и связей. Подобно аналогиям, трудность выполнения заданий может быть легко регулируема как по уровню сложности закономерностей между элементами списка, так и по наличию специальных знаний необходимых для выявления этих отношений. НАПРИМЕР: Что лишнее: А) ядро, впадина, мантия, земная кора; Б) гранит, базальт, песок.

  • Слайд 19

    Основным преимуществом тестовой формы контроля является его объективность и экономичность, так как тест позволяет за короткое время провести более широкий и более глубокий контроль по усвоению материала, на ту или иную тему или по ряду тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить «потолок» знаний в группе учащихся, определить среди них лидеров и отстающих. Выигрыш во времени позволяет мне проводить контроль знаний постоянно, почти на каждом уроке и, кроме того, даёт возможность повторить те разделы, которые усвоены не очень хорошо. Кроме того, я провожу «реабилитирующий» тест для тех, кто не справился с ранее предложенным материалом. Подготовка и проведение проверки с помощью тестов является непростым делом и требует больших затрат времени, сил и средств у учителя.

  • Слайд 20

    При составлении тестов, я учитываю следующее:

    Каковы цели обучения данного курса; Каковы знания учащихся по пройденной теме (тесты должны соответствовать требованиям, предъявляемые к обязательным результатам обучения; тесты должны соответствовать задачам обучения, помогать в учении и реализовывать функции обучения.) За время своей работы я накопила следующие виды тестов: Устные тесты (выявляют уровень знаний в начале обучения); Учебные (направленные на усвоение знаний в процессе обучения); Диагностические (выявляют трудности в обучении); Итоговые (тест – умения и навыков).

  • Слайд 21

    Тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления. Ведь тестируемый находится перед выбором – найти ответ или угадать его, но в то же время существенным недостатком тестовой формы контроля, является то, что в результате выполнения нельзя получить информацию о ходе размышления учащихся, так как известен только конечный результат, поэтому тестами не заменяю полностью «классический» контроль. Тестовый контроль в процессе обучения стимулирует труд у учащихся, выявляет пробелы на каждом уроке, способствует повышению продуктивности труда учеников, но существуют и методические ограничения, дает возможность оценить усвоение лишь отдельных элементов содержания учебной темы, нет возможности выявить динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения.

  • Слайд 22

    Тестовый контроль в процессе обучения стимулирует труд у учащихся, выявляет пробелы на каждом уроке, способствует повышению продуктивности труда учеников, но существуют и методические ограничения. Тест дает возможность оценить усвоение лишь отдельных элементов содержания учебной темы и нет возможности выявить динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Я считаю, что лишь разумная комбинация тестовой формы с традиционными формами контроля дают объективный результат о знаниях, умениях, навыках, приобретёнными учащимися в процессе обучения.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке