Содержание
-
Новые информационные технологии. Понятие информационной технологии как составной части информатики. Основные идеи новой технологии решения задач на ЭВМ. Этапы развития информационных технологий. Виды информационных технологий.
-
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Те х н о л о г и я при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под п р о ц е с с о м следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов. Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностъю средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала.Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта. Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
-
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК АНАЛОГ ТЕХНОЛОГИИПЕРЕРАБОТКИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы. Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
-
Компоненты технологий для производства материальныхпродуктов
Подготовка сырья и материалов Производство материального продукта Сбыт произведенных продуктов потребителям
-
Компоненты технологий для производства информационныхпродуктов
Сбор данных или первичной информации Обработка данных и получение результатной информации Передача результатной информации пользователю для принятия на ее основе решений
-
Новая информационная технология
Информационная технология (ИТ) - к настоящему времени прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит ПК, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение ПК в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития ИТ и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: новая,компьютерная или современная. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно – телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.
-
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
-
Новая информационная технология – информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Три основных принципа новой информационной технологии: интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером; интегрированность (стыковка, взаимосвязь) программных продуктов; гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач. Терминновая информационная технологияотражает в ее структуре не только технологии, основанные на использовании компьютеров, но и технологии, основанные на других технических средствах, особенно на средствах, обеспечивающих телекоммуникацию. Термин НИТ постепенно начинает исчезать, а под ИТ начинают понимать тот смысл, который вкладывается в НИТ.
-
Под интерфейсом в информатике понимается совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие устройств вычислительной системы и (или) программ. Дружественный интерфейс – это наглядные и понятные для пользователя средства его взаимодействия с компьютером, не требующие от него предварительного обучения: меню, форматированные экраны, подсказки в диалоге. Интеллектуальный интерфейс - совокупность средств взаимодействия пользователя с ЭВМ на естественном языке, включающая диалоговый процессор, планировщик, преобразующий описание задачи в программу ее решения на основе информации, хранящейся в базе знаний, и монитор, осуществляющий управление всеми компонентами интерфейса.
-
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС
1. Он должен иметь средства для анализа поступающих на вход системы текстовых (возможно, и речевых) сообщений.При этом он должен обеспечивать понимание сообщений пользователя. При обмене между пользователем и системой только письменными сообщениями в интерфейсе должны быть использованы те процедуры, которые применяются в компьютерной лингвистике для анализа и синтеза текстов. При речевом общении в состав интерфейса должны быть включены блоки анализа речевых сообщений и синтеза таких сообщений. 2. В интерфейсе должны быть средства, позволяющие преобразовывать тексты-задания, поступающие от пользователя, в программы, понятные для ЭВМ.То есть, должны быть процедуры, осуществляющие переход от текстового задания к записи на языке программирования, и средства, используемые для перевода записей программ на языках программирования высокого уровня на машинные языки. 3. В состав интерфейса должны быть включены средства объяснения и обоснования решений. Современные ПЭВМ имеют дружественный интерфейс и некоторые элементы интеллектуального интерфейса. Создание интеллектуального интерфейса позволит пользователю работать непосредственно с ЭВМ, не обращаясь к помощи ИТ-специалистов. Окончательная схема решения задач коллективом пользователей, одновременно взаимодействующих с интеллектуальной системой в режиме разделения времени между ними, будет иметь вид, представленный на след. рисунке.
-
-
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ЭВМ
В 70-х годах XX века центральная задача создания новых ИТ состояла в поиске технологий, которые из цепочки "задача - решение" исключили бы людей, специально занятых преобразованием задач в форму, понятную ЭВМ, т.е. программистов, исполняющих роль посредников между пользователями и ЭВМ. В процессе решения задачи на ЭВМ участвовали три категории лиц, стоящих между пользователем, желающим решить задачу, и техническими средствами, обеспечивающими поиск решения: Аналитики преобразовывали исходную форму задачи, возникшую у пользователя, в форму, которая позволит описать алгоритм ее решения. Прикладные программисты по этому заданию, используя технологию программирования, переводили алгоритм в форму, приемлемую для ЭВМ. Информационные работники, имеющие дело с банками и базами данных, обеспечивали нужную для решения задачи информацию. Интеллектуальные и дружественные интерфейсы позволяют уже сегодня вывести прикладных программистов из схемы решения задачи. В перспективе должны исчезнуть все посредники между пользователем и ЭВМ.
-
Инструментарий информационной технологии
Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.п. Для ИТ такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса.С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества.Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии. Инструментарий информационной технологии – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель. Примеры инструментария: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.
-
КАК СООТНОСЯТСЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
ИТ тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой.При этом ИТ является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.Основная цель ИТ – в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию. ИС является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д.Основная цель ИС – организация хранения и передачи информации. ИС представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации. Реализация функций ИС невозможна без знания ориентированной на нее ИТ. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы. В сочетании двух информационных технологий – управленческой и компьютерной – залог успешной работы информационной системы.
-
Составляющие информационной технологии
Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий. На след рис. технологический процесс переработки информации представлен в виде иерархической структуры, состоящей из этапов, действий, операций.
-
-
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ
1 - й у р о в е н ь – э т а п ы, где реализуются сравнительно длительные технологические процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней. 2 - й уровень – операции, в результате выполнения которых будет создан конкретный объект в выбранной на 1-м уровне программной среде. 3-й уровень – действия – совокупность стандартных для каждой программной среды приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операции цели. Каждое действие изменяет содержание экрана. 4-й уровень – элементарные операции по управлению мышью и клавиатурой.
-
КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬЭТАП
Технология создания шаблона формы документа в среде текстового процессора Word 6.0 состоит из следующих этапов: этап 1 – создание постоянной части формы в виде текстов и таблиц; этап 2 – создание постоянной части формы в виде кадра, куда затем помещается рисунок; этап 3 – создание переменной части формы; этап 4 – защита и сохранение формы.
-
Как следует понимать операцию
Этап 2 технологии создания постоянной части формы документа в виде кадра в среде текстового процессора Word 6.0 состоит из следующих операций: операция 1 – создание кадра; операция 2 – настройка кадра; операция 3 – внедрение в кадр рисунка.
-
КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ДЕЙСТВИЕ
Операция 3 – внедрение в кадр рисунка в среде текстового процессора Word 6.0 состоит из следующих действий: действие 1 – установка курсора в кадре; действие 2 – выполнение команды ВСТАВКА,Рисунок; действие 3 – установка значений параметров в диалоговом окне.
-
Как следует понимать элементарную операцию
Ею может быть: ввод команды, нажатие правой кнопки мыши, выбор пункта меню и т.п. Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что вы должны сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию).
-
ТРЕБОВАНИЯ К ИТ
ИТ должна: Обеспечивать высокую степень разделения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия; Включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели; Иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.
-
ВИДЫ ИТ
Информационная технология обработки данных Информационная технология управления Автоматизация офиса Информационная технология поддержки принятия решений Информационная технология экспертных систем
-
Информационная технология обработки данных
Предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и стандартные процедуры их обработки. Применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Например, в фирме на уровне исполнительской деятельности решаются следующие задачи: - обработка данных об операциях, производимых фирмой; - создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме; - получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.
-
Информационная технология управления
Целью этой технологии является удовлетворение информационных потребностей сотрудников фирмы, организации, имеющих дело с принятием решений. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления. Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в таком виде, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи: оценка планируемого состояния объекта управления; оценка отклонений от планируемого состояния; выявление причин отклонений; анализ возможных решений и действий. Эта технология направлена на создание отчетов: регулярных, специальных, суммирующих, сравнительных, чрезвычайных. Входная информация поступает из систем исполнительского уровня. Выходная информация формируется в виде отчетов в удобном для принятия решений виде. Информационная система содержит базу данных по проведенным операциям и нормативные документы, определяющие планируемое состояние объекта управления.
-
АВТОМАТИЗАЦИЯ ОФИСА
Автоматизация офиса призвана обеспечить рациональную автоматизацию управленческого труда. Автоматизированный офис предоставляет новые средства коммуникации с внешним окружением. Информационная технология автоматизированного офиса - организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Офисные автоматизированные технологии позволяют, например, повысить производительность труда секретарей, улучшить принимаемые менеджерами решения. В настоящее время известны десятки программных продуктов, обеспечивающих технологию автоматизации офиса:текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, электронный календарь, аудиопочта, телеконференции, видеотекст, хранение изображений, специализированные программы управленческой деятельности: ведения документов, контроля над исполнением приказов и т.д. Широко используются: аудио- и видеоконференции, факсимильная связь, ксерокс и другие технические средства.
-
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Системы поддержки принятия решений и соответствующая им информационная технология появились в конце 70-х - начале 80-х гг. XX века, чему способствовали широкое распространение персональных компьютеров, стандартных пакетов прикладных программ, а также успехи в создании систем искусственного интеллекта. Главная особенность данной технологии - качественно новый метод взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют: система поддержки принятия; человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений. Окончание итерационного процесса происходит по инициативе человека. Отличительные характеристики этой технологии: ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач; сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе; направленность на непрофессионального пользователя; высокая адаптивность к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя. Данная технология может использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.
-
Информационная технология экспертных систем
Экспертные системы основаны на использовании искусственного интеллекта. Они дают возможность получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания. Экспертные системы трансформируют опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик), на основе которых и выдают в достаточной степени приемлемые решения для их практического использования.Сходство ИТ, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Различия. - Решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология ЭС, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. - ЭС поясняют свои рассуждения в процессе получения решения. - Используется новый компонент ИТ - знания.База знаний содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие выполняется. Все используемые правила образуют систему. Помимо базы знаний основными компонентами ЭС являются интерфейс пользователя, интерпретатор и модуль создания системы.Интерфейс пользователя служит для ввода информации и команд в ЭС и получения выходной информации. Интерпретатор производит обработку знаний, находящихся в базе знаний. Модуль создания системы служит для создания набора правил. Для представления базы знаний специально разработаны языки Лисп и Пролог.
-
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Существует несколько точек зрения на развитие ИТ, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех подходов является то, что с появлением ПК начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.
-
Признак деления – вид задач и процессов обработки информации.
1 - й э т а п (60 – 70-е гг.) – обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека. 2- й э т а п (с 80-х гг.) – создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.
-
Признак деления – проблемы, стоящие на пути информатизации общества
1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных при ограниченных возможностях аппаратных средств. 2 - й э т а п (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема – отставание ПО от уровня развития аппаратных средств. 3 - й э т а п (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а ИС – средством поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде. 4 - й э т а п ( с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Наиболее существенные из проблем: - выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи; - организация доступа к стратегической информации; - организация защиты и безопасности информации.
-
Признак деления – преимущество, которое приносит ИТ
1- й этап (с начала 60-х гг.) - эффективная обработка информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов ВЦ. Основной критерий оценки эффективности создаваемых ИС - разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами.Основная проблема - психологическая – плохое взаимодействие пользователей и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. 2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением ПК. Изменился подход к созданию ИС – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе - как централизованная обработка данных, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя. 3- й этап ( с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. ИС имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие ИТ должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.
-
Признак деления – виды инструментария технологии
1 - й э т а п (до второй половины XIX в.) – ручная ИТ, инструментарий - перо, чернильница, книга. Коммуникации - ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель – представление информации в нужной форме. 2- й этап (с конца XIX в.) – механическая ИТ, инструментарий - пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель – представление информации в нужной форме более удобными средствами. 3 - й э т а п (40 – 60-е гг. XX в.) – электрическая ИТ, инструментарий - большие ЭВМ и соответствующее ПО, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания. 4- й э т а п (с начала 70-х гг.) – электронная ИТ, инструментарий - большие ЭВМ и создаваемые на их базе АСУ и ИПС, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды, особенно на организацию аналитической работы. 5 - й э т а п (с середины 80-х гг.) – новая ИТ, инструментарий - ПК с набором стандартных программных продуктов разного назначения. Происходит создание систем поддержки принятия решений специалистами. Эти системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на ПК и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.