Содержание
-
План – конспект урокаТема:Натюрморт как жанр изобразительного искусства
-
Тип образовательного учреждения: Таврическая школа-гимназия № 20 Возраст детей и их количество: 6 класс (12-13 лет), 29 человек Время: 45 минут Тема:Натюрморт как жанр изобразительного искусства Цель: Расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения. Выполнить натюрморт с натуры.
-
Цели: обучающие: усвоить понятие натюрморт; научить составлять натюрморты;обучить рисованию с натуры, изображая предметы в цвете с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций. развивающие: развивать творческий потенциал; расширить кругозор учащихся; активизировать наблюдательность детей; развивать у них глазомер; образное мышление. воспитательные: воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность.
-
Тип урока: усвоение новых знаний Оборудование для учителя: Изобразительный ряд: репродукции картин, рисунки – примеры композиционного расположения предметов в натюрморте, схема последовательности рисования натюрморта. Музыкальный ряд: П. И. Чайковский - Времена года. Осень. Оборудование для учащихся: бумага (формат А4), карандаш, ластик, краски акварельные, кисть, палитра баночка для воды тряпочка Компьютерные технологии: видео «Как поэтапно рисовать натюрморт», слайд-презентация с работами художников
-
-
Ключевые слова: натюрморт – в переводе с французского "мёртвая натура", т.е. изображение неодушевлённых предметов. эскиз - Предварительный набросок рисунка, картины или части ее. композиция -система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе. композиционный центр - это то, что является главным в композиции, должно быть акцентировано. контраст - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность: длинный — короткий, толстый — тонкий, крупный — мелкий.
-
Ход урока
I. Организационный момент 1. Приветствие. Педагог:Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом: Не можешь – узнай, Не знаешь – узнай, Не бойся тропы отвесной, Пробуй, ищи, свершай, достигай, Чтоб жизнь твоя стала песней. Л. Татьяничева
-
II. Актуализация знаний. Метод - беседа Проводится в игровой форме, вопросы кладутся в коробку, и учащиеся достают их и отвечают . Педагог:Ребята, а вы помните о чем мы говорили на предыдущем уроке?? Сейчас я проведу игру – поверку знаний. - Какие вы знаете основные выразительные средства в изобразительном искусстве? (графика , живопись, композиция). - Какие вы знаете виды рисунка? (набросок, зарисовка, эскиз, этюд). - Что такое композиция? (система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе). - Какие главные средства композиции вы знаете? (композиционный центр, контраст, ритм, цвет, фон или среда или пространство). - Что такое композиционный центр? (главное в изображении, выделяется цветом, размером, освещением, но не всегда может быть в центре картины – зависит от расположения предмета и точки зрения). - Какие жанры живописи вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, сказочно-былинный, батальный).
-
III. Мотивационная и целевая установка на урок. Метод – практический. Формулирую задание в технике «натюрморт» Педагог:-Посмотрите на эти репродукции картин. Художники просто изображают обычные вещи быта, цветы, овощи, фрукты. - К какому жанру живописи можно отнести эти картины? (натюрморт). - Попробуйте дать название каждой картине.
-
Ван Гог«Подсолнухи»
-
Сальвадор Дали «Натюрморт»
-
М.А.Врубель "Роза"
-
Клод Моне
-
Педагог: Послушайте стихотворение – загадку. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это …(натюрморт). Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит нарисовать натюрморт с натуры.
-
IV. Формирование новых знаний. 1.Из истории натюрморта. Педагог: «Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.), цветов и прочего. В голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Возник этот жанр около 400 лет назад в Голландии и Испании. Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру. Вот почему голландский натюрморт 17 века явился отражением голландского быта (Питер Клас и ВиллемКласХеда «Ветчина и серебряная посуда», «Завтрак с ветчиной»).
-
Питер Клас «Завтрак с ветчиной»
-
ВиллемКласХеда "Ветчина и серебряная посуда.»
-
Натюрморт так же может просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых. В Музее изобразительного искусства в Москве висит натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки». Красные рыбки плавают в аквариуме и все. Но эта композиция пробуждает в нас чувство радости.
-
В русском искусстве натюрморт появился в 18 веке, а время расцвета – конец 19 начало 20 века. Это, прежде всего работы Грабаря и Коровина. Грабарь Игорь Эммануилович
-
Яркие натюрморты создали художники Машков и Куприн и др. Вы видите один из натюрмортов Машкова «Снедь московская. Хлебы». Годы войны, голода, разрухи остались позади. Видно, что человеку доставляют радость булки, калачи, баранки, пирожные. Кажется, что Машков увидел не только готовые изделия, но и услышал, как пыхтит вздувающееся тесто и лопается в печи корка хлеба.
-
-
V.Закрепление изученного материала. Форма коллективная; метод – практический. - А что можете сказать вы, глядя на этот натюрморт? Какие чувства он у вас вызывает? (аппетитность изделий – от шершавости хлебных форм, от переливов цвета от коричневых, ржаво-красных, желтых до нежных пепельных, сизо-голубых и розовых).
-
-
2. Последовательность и правила работы над натюрмортом. Этапы выполнения рисунка (объяснение педагога) Педагог: 1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
-
-
-
2. На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесем на все части рисунка, исключая блики.
-
-
-
3. На втором этапе живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенность и светлоте.
-
-
4. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности.
-
-
5. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие – то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершен.
-
-
Физкультминутка (Дидактическая игра «Настроение») Педагог: У каждого человека бывают разные настроения, которые можно наблюдать по выражению лица, мимике, глазам, общему виду. Предлагаю вам поиграть в настроения. ( Педагог называет ситуации и просит детей показать, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях) - Мама не пускает тебя на прогулку; - Папа подарил тебе большую, красивую игрушку; - Старший брат не дает мяч; - Внезапно на дорогу выбежала собака; - Ты поймал крупную рыбу и т. п.
-
VI.Практическая часть. Проверка готовности учащегося. (С разрешения педагога учащиеся выполняют рисунок – натюрморт с натуры.)
-
Итоги урока и рефлексия учебной деятельности. Что нового о натюрморте вы сегодня узнали? Вспомните, какую цель мы ставили на уроке? Понравилась ли вам работать над натюрмортом? Что было самым сложным и самым интересным на уроке? Выставка работ учащихся. Оценивание работ. VIII. Домашнее задание: Нарисовать осенний натюрморт Заключительное слово педагога. Педагог: Посмотрев ваши работы, могу сказать, что вы научились красиво и выразительно располагать предметы на листе бумаги, правильно подбирать цвет для раскрашивания и тщательно выписывать мелкие детали. Как вам известно, рисунки выглядят привлекательными, если выполнены аккуратно, с художественным вкусом, старательно. Наше занятие подошло к концу, вы все хорошо работали, всем спасибо за работу. До свидания.
-
Уборка рабочего места
-
План-конспект урока составила студентка группы…… Фио…………..
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.