Содержание
-
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования)Гриненко Натальи Викторовны воспитатель 1 кат. МБДОУ «Детский сад № 40», Нижегородской области, г. Саров «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский. САРОВ - 2019г
-
Тема презентации
Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством технологии нетрадиционного рисования «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.» (В. А. Сухомлинский)
-
Условия формирования личного вклада в развитие образования
Научно-исследовательские Изучение педагогической литературы Мухина В. С. «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», Казакова Т.Г. « Изодеятельность дошкольников», ЕкжановаЕ. А. «Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» И ДР. Анализ научно-педагогической литературы: Богоявленская Д.Б. «Психология творческих способностей», Киреенко В.И. «Психология способностей к изобразительной деятельности» И ДР. Анализ передового опыта педагогов :.Лебедева Е.Н., Дубровская, Екжанова Е.А., Утробина К.К. и др. Методические НикитинАА.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», ДавыдовАГ.Н.,«Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития». Изучение особенностей детей с ЗПР ( Шевченко С.Г., ) Мониторинг своей работы Организационно-педагогические Участие в МО города« » - Творческой группе (календарно-тематическое планирование образовательного процесса) - педсовет -Индивидуальные консультации старшего воспитателя
-
Актуальность личного вклада в развитие образования
В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе изобразительной. Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии предпосылок для школьного обучения, поскольку процесс рисования тесно связан с интеллектуальным, сенсорным, перцептивно-двигательным и личностным формированием ребенка.Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. По результатам мониторинга: дети не проявляют интерес кизобразительной деятельности; технические и изобразительные умения и навыки не соответствуют возрасту. в работах детей — отсутствует фантазия и творчество. Поэтому назрела необходимость повысить творческую активность и инициативность воспитанников, для их полноценного психического развития , несмотря на особенности развития детей с ЗПР; найти и внедрить в работу новые подходы, которые позволят стимулировать детей с ЗПР к занятию изобразительной деятельностью и дадут толчок как развитию их творческого потенциала,таки развитию личности ребенка в целом.
-
Анализ особенностей детей с ЗПР
трудности в восприятии и передачи формы изображаемых предметов, бедность цветового решения статичность, стереотипность, премитивность рисунков, бедность деталей изображения, отсутствие композиции, нарушение пропорций изображаемого преобладание предметного плана изображения над сюжетным, бедность социального замысла Ограниченность образов, представлений Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторики, затрудняет использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности В развитии в изобразительной деятельности нарушение восприятия сенсорных эталонов трудность в выделении свойств предметов, их существенных признаков
-
теоретическое обоснование вклада в развитие образования
Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д, ) Ильина А. в своей статье «Рисование нетрадиционными способами рисования» подтверждает, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции.. По эмоции можно судить, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Рисовать можно чем угодно и как угодно! На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Е. А. Екжанова, Т. С. Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации Нестеренко А.А. в книге «Страна загадок» предлагает не общие рассуждения о том, как важно быть творческой личностью, а конкретные приемы, которые можно применять дома уже сегодня. Она дает некоторые приемы работы родителей с детьми, с помощью которых у детей развивается творческое воображение, мышление, фантазия и интерес. Исследования Е. А. Екжановой, Е.Н. Лебедевой, Е.С. Слепович и др., указывают на особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР, обусловленные структурой имеющихся у них нарушений. В данных работах рассматриваются такие показатели, как особенности организации процесса, сформированность графических образов и возможности отражения социальных представлений. По определению Е.Н. Лебедевой термин «нетрадиционный» подразумевает «использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений». Изображать можно различным материалом, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество ребенка.
-
Цель и задачи
Цель Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования. ЗАДАЧИ 1. Отобрать технологии (методы и приёмы). 2. Отобрать, апробировать и внедрить необходимые техники нетрадиционного рисования доступные для детей с ЗПР. 3. Использовать в работе по развитию художественного творчества технологии и методы, направленные на: -мотивацию к деятельности - на развитие сенсорных эталонов - развитие речи; - развитие пространственных ориентировок - развитие общей и мелкой моторики. 4.Разработать комплексно-тематическое планирование занятий по изо с использованием нетрадиционных техник соответственно лексическим темам. 5. Создать РПС для свободного экспериментирования и проявления инициативы детей с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. 6. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
-
ПЕДАГОГИЧЕССКАЯ ИДЕЯ
Ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования, целенаправленное использование методов и приемов нетрадиционного рисования, адаптированных для работы с детьми с ЗПР,активное привлечение родителей в коррекционно-воспитательный процесс,позволит не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и будет способствовать развитию творческого воображения,творческих способностей воспитанников; умению соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа, поможет каждому ребенку реализовать себя, даст толчок развитию детского интеллекта, подтолкнет творческую активность ребенка, научит его нестандартно мыслить.
-
Деятельностный аспект личного вклада педагога
Цель: развитие интереса к изобразительной деятельности посредством современных педагогических технологий. Методические принципы: Принцип поэтапности (от простого к сложному) Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве) Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов) Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка) Учёт индивидуальных, возрастных особенностей развития детей с ЗПР; Место в структуре образовательного процесса СД (просмотр презентаций; экскурсии в природу, в музеи, на выставки; дидактические игры; чтение художественной литературы,рассматривание иллюстраций в книгах и др.) НОД (По художественно –эстетическому развитию) СДД (свободное экспериментирование в парах, группами;, выкладывание узоров из мозаики; занимательная графика (дорисуй веселые кляксы, обведи картинку, напечатай цветочки морковкой, картошкой..)
-
Деятельностный аспект личного вклада педагога Отбор современных технологий
ИКТ Цель: преподнесение материала в яркой, образной, доступной форме, Звуковые и беззвучные слайд-фильмы, диафильмы, анимации, игровые задания Проектная технология Цель:Развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей Исследовательские, Информационные, Творческие, Игровые, Практико-ориентированные Игровые технологии Цель:Поддержание интереса и развитие психических процессов ИГРЫ :дидактические, художественно –развивающие , графические, игры-соревнования настольно-печатные , словесные Здоровьесберегающие технологии Цель: Сохранение здоровья Гимнастика для глаз Физминутки Речевые игры Психогимнастика Игры на развитие мелкой моторики Игры на основе кинезиологических упражнений Проблемная технология Цель:проявление внутренней активности ребёнка, поиск творческих решений Технология интегрированного занятия Цель :Формирование в единстве знаний и умений повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса Методы ОТСМ-ТРИЗ Цель: развитие мышления, воображения, речи «Мои друзья», «Круги Луллия» «Отправляемся в путешествие и берем с собой..» «Четвёртый лишний» «Я машина ,вы- мои части»
-
Условия отбора различных нетрадиционных техник рисования с учётом особенностей детей с ЗПР
Сформированность навыков и умений детей на данном этапе работы Учёт возраста и особенностей развития детей Учёт текущей воспитательно - образовательной, коррекционной работы с детьми Учёт времени года Соответствие лексической теме Усвоение уже знакомых детям способов рисования Наличие необходимых условий и материалов Деятельностный аспект личного вклада педагога
-
Деятельностный аспект личного вклада педагога
Этапы технологии 1.Репродуктивный - ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов; 2.Конструктивный - овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования; совместная деятельность детей друг с другом, сотворчество взрослых и детей по использованию нетрадиционной техники в умении передавать выразительность образа. 3.творческий - самостоятельное использование нетрадиционных техник для формирования выразительности образа в рисунках.
-
Деятельностный аспект личного вклада педагога Виды нетрадиционного рисования Тонированние бумаги Пластилино графия Ниткография, кляксография Тычок жесткой кистью Рисование солью , манкой Ниткография Отпечатки листьев монотипия Скатывание бумаги Набрызг Рисование ладошкой
-
Деятельностный аспект личного вклада педагога
Технологии и методы направленные на мотивацию к деятельности ИКТ Приход на занятие под сопровождение презентации на музыку « Времена года»; просмотр репродукций картин известных художников; графические компьютерные игры : «На что похоже?», «Дорисуй», «Укрась узором» и др., просмотр презентаций по лексическим темам Игровая технология Игровая ситуация:« Отправляемся в путешествие в волшебный лес….», « Мы сегодня с вами превратимся в настоящих русских мастеров…», игра-соревнование-«Кто быстрее назовёт закрасит листочки»….. Сюрпризный момент: письмо из волшебной страны, посылка от героев литературных произведений, приход персонажа из любимого мультфильма. Мотивация:«Мы сможем развеселить нашего гостя, если нарисуем ему друзей….», «Чтобы узнать, что мы сегодня будем рисовать нужно отгадать загадку, решить кроссворд». Проблемная технология Проблемная ситуация:« К нам прилетели бабочки, которых заколдовала злая волшебница, и сделала бабочек бесцветными. Как быть? (раскрасить самим). ОТСМ-ТРИЗ «Мои друзья»-Мой друг тот, кто растет на грядке; …кто назовет признаки осени…., «Всё в мире перепуталось»- перепутались сказочные герои (герои рассказов), разложи их по сказкам (рассказам), а теперь раздели на добрых и злых. « Я машина , вы мои части» : Я лечу на север и беру с собой тюленя (дети должны назвать животных севера).
-
Технологии и методы, направленные на развитие речи
Игровая технология (речевые игры) «Какой-какая»-скажи какая осень у тебя на рисунке? (по подбору красок ). «Скажи наоборот»- осень -грустная, а весна- радостная. «Скажи где?»- скажи, где расположено у тебя дерево?...где сидит зайчик?. «Маленький – большой - большущий»-самовар-самоварчик- самоварище. « Зимние слова»- санки, сугроб, снег, метель, лыжня…. Настольно – печатные игры Игра «Кони расписные» Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита. Игра «Найди жанр живописи (пейзаж)» Цель: закрепить знания об изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.
-
Технологии и методы, направленные на развитие пространственных ориентировок
Игра «Собери пейзаж» Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память. Игра «Волшебный пейзаж» Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки. Игра «Морское дно» Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти. Игра-эстафета «Веселый узор». Закрепление понятий об орнаменте и его элементах; развитие эстетического восприятия, чувства ритма, формы, цвета. Такие игры-эстафеты так же являются и своеобразными физкультурными паузами, так как дети имеют возможность двигаться. ИКТ « Рисовалки» Позволяет ребенку воплотить в рисунке свои самые необычные творческие замыслы и фантазии Игровая технология
-
Технологии и методы, направленные на развитие моторики
Здоровье сберегающие технологии Игра-эстафета «Веселый узор». Цель: Закрепление понятий об орнаменте и его элементах; развитие эстетического восприятия, чувства ритма, формы, цвета. Такие игры-эстафеты так же являются и своеобразными физкультурными паузами, так как дети имеют возможность двигаться. Кинезиологические упражнения Цель: Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности(« Ухо-нос», « Змейка», « Колечко» и др.) Пальчиковые игры Цель: Способствуют овладению навыками мелкой моторики. Помогают развивать речь. Повышают работоспособность коры головного мозга. Развивают у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимают тревожность. Дыхательная гимнастика. Решает частные задачи развития речи: укрепления мышц губ("рисование мыльными пузырями", техника "кляксография");
-
проектная Технология
Исследовательский «Удивительный мир красок» Цель исследования: узнать, как получить новые цвета при смешивании красок. Творческий «Раз ладошка, два ладошка» Цель: Воспитывать интерес к рисованию, самостоятельным навыкам изображения, украшение разных рисунков и формировать представления о сенсорных эталонах цвета. Познавательно – игровой « Путешествие на неизведанную планету» Цель:Способствовать возникновению интереса у детей с ЗПР к совместным режиссёрским играм. Пополнить ПРС группы детскими работами и поделками. Познавательно-практический «Сказки и краски». Цель проекта: развитие творческих способностей и полноценной самореализации ребенка в процессе восприятия им произведений художественной литературы. Познавательно-творческий "Творим, выдумываем, пробуем!« Цель проекта: Формирование у дошкольников элементов учебной деятельности, развитие художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.
-
Перспективное планирование
Тематические занятия на октябрь в старшей группе ЗПР по изодеятельности
-
Перспективное планирование Тематические занятия на сентябрь в подготовительной группе ЗПР по изодеятельности
-
Взаимодействие с родителями
Посещение выставок Обмен опытом Просвещение родителей: консультации, семинары практикумы. Участие в досугах Участие в городских общероссийиских конкурсах Участие в творческих выставках ДОУ и группы
-
результат Главный результат: у детей появился интерес к изобразительной деятельности Следствие: дети умеют применять усвоенные нетрадиционные техники рисования, получают эстетические впечатления при восприятии своих работ Реализованы задачи программы: дети овладели композиционными умениями, способами и приёмами рисования, используя различные изобразительные материалы; научились отмечать красоту и выразительность своих работ и работ сверстников; Созданы условия для активизации интереса к изобразительной деятельности у детей группы, для различных способов воплощения своих замыслов Продукт : альбом «Волшебные рисунки»; картотека дидактических игр по изобразительной деятельности, конспекты мероприятий
-
Диапозон и новизна личного вклада педагога в развитие образования
Вклад. Комплексно-тематический план по ИЗО включён в Программу ДОО. НОД включён в учебный план Программы ДОО. Новизна. Использование нетрадиционных способов изображения позволило разнообразить способности детей в рисовании, повысило интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повысился интерес воспитанников к изобразительной деятельности в целом. Это позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои умения и навыки, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления творческих способностей. Преимущества.Обучение идёт интересно, без принуждения с интересной мотивацией. Дети проявляют инициативу; эффективно сотрудничают с педагогом и сверстниками; взаимодействуют в деятельности; создают и демонстрируют продукт своей деятельности.
-
результативность педагогической деятельности
Используемая диагностическаяметодика по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой Показатели 1. Наличие замысла, сюжета: оригинальность изображения; стремление к наиболее полному раскрытию замысла. 2. Композиция: расположение изображений на листе,соотношение по величине разных изображений, 3. Детализация предметов: форма, цветовое восприятие, строение, пропорции предметов 4. Моторика 5.Уровень самостоятельности: выполняет задание самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами; требуется незначительная помощь, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого,
-
результативность педагогической деятельности
-
Трансляция педагогического опыта.
Персональный сайт Проект Конспекты НОД Педсовет Конференция проектов Городские конкурсы Зимние кошки Интернет-сеть Конкурсы Публикации Показ НОД МО воспитателей Проектная деятельность Мастер класс для педагогов ДОУ Консультации Папки передвижки Беседы Показ НОД Мастер класс Работа с родителями
-
Литература
Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997 Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 1,2 часть. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», - 2007. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР. Методическое пособие.- М.: Классика Стиль, 2004. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988. Пшеничных Л. А. Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности. - М., 1987. Разумова Г. В. Особенности изобразительной деятельности детей с различными нарушениями в развитии // Коррекционная педагогика. – 2006. - №1. – C. 46 – 51. Сакулина Н. П. Значение рисования в сенсорном воспитании дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М., 1963. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160с. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.