Содержание
-
Педагогический проект «Развитие изобразительных навыков у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования»
-
Вид проекта Информационно-практико-ориентированный. Продолжительность Долгосрочный (октябрь 2011г.- апрель 2012г.) Цель проекта Формировать у детей умение находить новые способы для художественного изображения; развивать умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
-
Задачи проекта - создание условий для свободного экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами, изобразительными средствами. -знакомить детей с нетрадиционными художественными техниками, а также учить применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе. - развивать фантазию, воображение, веры в свои силы. - воспитывать эстетический вкус детей, умение получать чувство удовольствия от результатов творческих преобразований в своей деятельности.
-
Проблема и ее актуальность. Кому из нас, воспитателей, не знакомы эти слова? Действительно, попробуй изобразить дерево, здание, человека, когда не знаешь, как приступить к этому.Оказывается, они боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника. Я выделила для себя эти проблемы: Дети долго не могут приступить к изображению, их действия неуверенные, дети используют в своих работах одни и те же краски, не используют оттенки ярких, сочных цветов.
-
Начальная диагностика
-
Гипотеза: Применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми не только каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.
-
Содержание проекта 1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
-
Направление деятельности: информационно-методическое Для проведения 1 этапа: - создавалась предметно-развивающая среда, включающая нетрадиционные и нестандартные изоматериалы , разнообразные художественные материалы , картины-иллюстрации великих художников и другое. - Выявлялся уровня технических навыков и умений, развитие их творчества в рисунке. Использовались диагностические методики (Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу Т.С Комарова). -Разрабатывались методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности с дошкольниками; планы занятий кружковой работы; - Подбирались фонотека, библиотека ( стихи, сказки по темам занятий), природный и бросовый материал: листья, поролон, пробки, песок, нитки, свечки восковые.
-
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта Направление деятельности: познавательное Форма организации: Беседы с детьми. Наблюдения и экскурсии. Слушание музыкальных и литературных произведений. Создание проблемных ситуаций.
-
Направление деятельности: практико-ориентированное 1.Дидактические игры для развития воображения и фантазии. 2.Рассматривание картин, изображений, иллюстраций. 3. Знакомство с различными изобразительными техниками: это граттаж, монотипия, пластилинография, ниткография, работа акварелью по-сырому, песком, восковыми мелками, свечкой, пастелью, салфетками, ладошками, пальчиками, с помощью зубной щетки, кляксография с выдуванием, картоном. 4.Чтение художественной литературы. 5. Беседы 6. Занятия с использованием нетрадиционной и нестандартной изотехнологиий, развитие мелкой моторики , пальчиковая гимнастика, участие в конкурсах и выставках детского рисунка. Ежемесячно работа по развитию творческих способностей в процессе нетрадиционного рисования включалась в календарный план, знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через различные дидактические игры, для развития воображения и фантазии, через беседы об искусстве.
-
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в творческой работе.
-
Результат деятельности педагогов - Проведение итоговой диагностики . Для записи данного исследования используется диагностическая карта. - Систематизация работы по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности с дошкольниками. - Повышение качества педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к ребенку. Продукты деятельности педагогов: Программа занятий кружка «Спектр». Конспекты занятий Фото альбом детских работ Создание копилки иллюстраций Игры-задания на выявление и развитие творческого мышления старших дошкольников. Игры-эксперименты на развитие творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и воспитателей «Использование нетрадиционных техник с дошкольниками в изобразительной деятельности».
-
Эта программа позволяет научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения, развивать творчество детей. Программа занятий по дополнительному образованию детей 4-7 лет в изостудии «Спектр» составлена на основе следующих источников: Трофимова, Л. Тарабарина «И учеба, и игра - изобразительное искусство»; Курочкина «Детям о книжной графике»; Галанов, Корнилова, Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»; Я.Тюфанова «Мастерская Юных художников»; «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Т. Казаковой; Дубровская «Природа» тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7лет; Н.В.Дубровская «Рисунки из ладошки»(1); Н.В.Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках»(2); Г.Н. Давыдова «Пластилинография»; Е.А. Румянцева «Необычное рисование»; К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет; Г.П. Есафьева «Учимся рисовать» (старшая и подготовительная группы)
-
Отличительные особенности программы: -отсутствует обычный показ изображения предметов и образец, созданный взрослым; -активно используются модели, схемы, конструкции для естественного освоения процесса изображения; -это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушить правила использования некоторых материалов; -занятия рисованием проводятся только в сочетании творческого подъема и желания творить, используя нетрадиционные художественные материалы.
-
-
План занятий изостудии «Спектр»
-
Развитие технических навыков : - закреплять полученные ранее умения выполнять работу в техниках « тычком»,« пальцеграфия», « кляксография», «монотипия»; обучать новой технике « ниткография», « по сырому», «граттаж», «пластилинография», «по мятой бумаге», «лоскутное рисование»; - использовать мятую бумагу, оттиск печатками, печать по трафарету, оттиск листьями, штриховка, рисование полосками картона для получения выразительного образа; - продолжать развивать умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков; развивать технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры, пластилин, простой и цветные карандаши, уголь, пастель. Программные задачи и их основное содержание для детей 5-6 лет.
-
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
-
Результат деятельности детей В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Повышение технической легкости, свободы, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Сформированность умений и навыков детей в изодеятельности путем освоении нетрадиционных техник . Педагогическая поддержка успешности ребенка в творческом самовыражении.
-
Диагностическая карта выявления навыков и умений по рисованию в изостудии «Спектр»
-
Результаты повторной диагностики
-
Продукты деятельности детей: Выставки детского творчества: «Мир глазами детей», «Лес, точно терем расписной», «Волшебница Зима», «Весенний калейдоскоп», «Радужное лето».
-
пастель песком по сырому по трафарету штрихами печатками сухой клеевой кистью
-
пластилином цв. карандаши фломастерами из контура ладони
-
фломастеры +цв. карандаши акварельными красками оттенками черного пластик. бутылки +пластилин
-
тычком монотипия с копир. бумагой монотипия по трафарету, цв.карандашами выдувание + печатки
-
Рекомендации по итогам проектной деятельности. Данный проект разработан для педагогов дополнительного образования, деятельность которых направлена на формирование у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру, развитие навыков восприятия, стимулирование их творческого самовыражения. Проект может использоваться также и воспитателями ДОУ, не имеющими в штате педагога дополнительного образования. Считаю, что данный проект перспективен как для работы с детьми одаренными, так и имеющими слабые технические навыки в рисовании, так как проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: Способствует снятию детских страхов; Развивает уверенность в своих силах; Развивает пространственное мышление; Учит детей свободно выражать свой замысел; Побуждает детей к творческим поискам и решениям; Учит детей работать с разнообразным материалом; Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; Развивает мелкую моторику рук; Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
-
Данный проект несет в себе созидающую функцию, так как дает толчок к развитию ребенка, к преобразованию его деятельности, оказывает реальную помощь в развитии его творческих способностей, личности, способной преобразовывать окружающую действительность. А также и для воспитателей, педагогов дополнительного образования в наработке эффективных приемов в работе с детьми, использовании новых технологий развивающего обучения, необходимых каждому современному педагогу, добивающемуся качества образовательного процесса. Буду рада, если кому-то пригодится и мой скромный опыт работы по изобразительной деятельности с дошколятами. Если вы еще не пробовали работать в направлении нетрадиционной техники рисования, то советую попробовать. Не пожалеете!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.