Содержание
-
Презентация Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изодеятельности.» ГБДОУ № 63 Приморского района Спб Воспитатель Бурак Н.Г.
-
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт развитие творческой личности ребенка. По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. «Рисование,- отмечает Л.С. Выготский,- является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. Освоение возможностей изображения имеет для ребёнка особое значение: в нём объединяются главные проявления его творческой индивидуальности - эмоциональное, интеллектуальное, и деятельное (практическое). Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективное развитие творческой личности начинается с дошкольного возраста. Одним из доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная художественно-продуктивная деятельность, в процессе которой создается что-то красивое, необычное. Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели ДО, и одна из его целей является развитие личности дошкольника, его творческих способностей. Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» определяет задачи развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира, природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности ребёнка».
-
Объект исследования – процесс формирования творческих способностей детей дошкольного возраста. Предмет исследования : приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Цель исследования – определить использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности как эффективный способ для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: Изучить педагогическую методическую литературу по данной теме. Определить важность использования нетрадиционных техник рисования в художественном творчестве в системе развития творческих способностей дошкольников. Предложить систему работы, включающую методы и приёмы , способствующую развитию творческих способностей дошкольников. Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников будет успешным при условии эффективной системы работы, включающей разнообразные нетрадиционные техники в изобразительной деятельности. Практическая значимость: нетрадиционные техники рисования должны быть использованы воспитателями в их практической деятельности для активизации развития творческой активности у детей дошкольного возраста.
-
Как известно, изодеятельность ребёнка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Одна из задач обучения рисованию в детском саду - научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Занятия изодеятельностью способствуют развитию воображения, наблюдательности, художественного, наглядно-образного и словесно-логического мышления и памяти детей, умению эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того, чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства. Но самое главное - создавая изображение, ребенок не только приобретает различные знания, умения, но и формируется его ценностное отношение к миру, к окружающей его социальной и культурной среде, к своей индивидуальности, углубляется его эстетическое восприятие мира Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
-
Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения(авторами классификации методов являются И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): 1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя; 2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой; 3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно; 4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу. Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимым, живая, эмоциональная речь воспитателя. выбор детьми материала для рисования ( бумага, цвета краски, карандашей и т.д. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
-
Осмысление окружающего мира через рисование
Осмысление окружающего мира Развивает зрение и движение Конструирует зрительные образы Помогает овладеть формами Развивает чувственно-двигательную координацию Помогает постичь свойства материалов Обучает движениям, необходимым для тех или иных форм и линий Рисование
-
Влияние рисования на развитие психических функций
Рисование Психические функции Память Внимание Речь Воображение Образное мышление Логическое мышление
-
Старший и подготовительный возраст (5-7 лет) монотипия пейзажная рисование зубной щеткой набрызг кляксографияс трубочкой граттажчерно- белый, цветной рисование нитками рисование солью, рисование манной крупой Средний возраст (4-5 лет) оттиск поролоном Печать листьями восковые мелки + акварель свеча +акварель рисование мятой бумагой монотипия предметная Младший возраст (2-4 года) рисование жесткой полусухой кистью пальчиком рисование ладошкой рисование ватной палочкой оттиск пробкой, печать листьями Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада
-
-
Технология работы по овладению детьми художественными техниками.
-
Кроме основных программ по развитию дошкольников есть выбор вариативных, парциальных, авторских программ, которые раскрывают положительне аспекты использования разнообразия нетрадиционных техник И.А. Лыкова разработала программу «Цветные ладошки», в которой имеется перспективное планирование и цикл занятий с применением нетрадиционных техник по возрастам. Программы Т.С. Комаровой , Н.П. Сакулиной,А.А. Мелик-Пашаева предполагают использование разнообразных нетрадиционных техник в изодеятельности детей. Практические исследования Р.Г.Казаковой, Г.Н.Давыдовой, А.А. Фатеевой, О.А. Белобрыкиной показали значимость использования нетрадиционных техник в работе по изодеятельности с детьми. Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса. Использование разнообразных нетрадиционных техник развивает творческий потенциал детей, творческую активность, а также логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность , и главное- уверенность в себе.
-
Ведущая педагогическая идея моего опыта- формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью техник рисования. Для развития творчества и систематизации знаний детей, я поставила перед собой следующие задачи: Задачи:Образовательные: Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования по возрасту; Формировать умение детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, с целью получения выразительного образа;Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования. Развивающие:Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию;Развивать творческую активность, желание рисовать.Воспитательные:Воспитывать дружеские взаимоотношения;Воспитывать умение доводить начатое до конца, работать в коллективе, индивидуально. Оздоровительные: Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровье-сберегающих технологий; Благотворно влиять с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
-
Рисуем пальчиками
-
Рисуем крупой и ладошками
-
Печать трафаретом и рисование поролоном
-
Печать трафаретом, рисование поролоном, набрызг щёткой
-
Рисуем пальчиками
-
Эффективность и результативность применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности: Способствуют обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения; Стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, снимает нервное напряжение перед процессом рисования; Дают возможность экспериментировать, вызывают интерес к познанию; Развивают тактильную чувствительность, цветовосприятие; Способствуют развитию зрительно-моторной координации, логическому и абстрактному мышлению, фантазию, наблюдательность и уверенность в себе. Не утомляют дошкольников, повышают работоспособность, заинтересованность; Развивают нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуальность, желание творить.
-
Результативность педагогической технологии Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находят разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, коммуникабельность. Реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения, что способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости Формируются навыки контроля и самоконтроля.
-
Рекомендации педагогам
используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения; Развивайте детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на бумаге. в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей; 4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения. 20
-
Рекомендации родителям:
материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить; знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать; не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием; хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален! 21
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.