Содержание
-
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития индивидуальных творческих способностей обучающихся
Учитель ИЗО МБОУ СОШ №21 Безрук Светлана Владимировна
-
Проектная деятельность: определение понятия
Проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.
-
Одним из путей повышения мотивации эффективностиучебной деятельности в основной школе является включение у обучающихся исследовательскуюи проектную деятельность, имеющую следующие особенности:
Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции обучающихся в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющих значимость для других. Исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для обучающихся представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
-
Проектно-исследовательская деятельность открывает новые возможности для создания интереса обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
-
Важной особенностью реализации проектно-исследовательских работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения – непременной основы творчества.
-
Классификация проектов:
по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации; по продолжительности; по направленности; по координации; по форме.
-
Разнообразие проектов
-
По характеру координации
с открытой, или явной, координацией В таких проектах координатор проекта участвует в проекте собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников. со скрытой координацией В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.
-
Разнообразие проектов
-
-
Разнообразие проектов
-
Разнообразие проектов
-
-
Исследовательские проекты
Отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
-
Творческие проекты
Требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком либо объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
-
Ролево–игровые проекты
Структура только намечается и остается открытой до конца проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
-
Информационные проекты
Предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
-
Практико-ориентированные проекты
Требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
-
Разнообразие проектов
-
По форме: Исследовательские проекты Данные проекты представляют собой мини исследование, проводимое в любом направлении, и требуют хорошо продуманной структуры. Продукционные проекты Направлены на создание материальных изделий (инструментов, приспособлений, учебно-наглядных пособий). Комплексный проект Проект, включающий компоненты всех проектов
-
Творческие проекты Не требуют хорошо проработанной структуры. Результатами могут быть газета, презентация, видеофильм, сценарий ит.д. Ролево-игровые проекты Участники данного вида проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Практико-ориентированные проекты Требуют хорошо продуманной структуры. ориентированы на социальные интересы учащихся. Результатами могут быть сообщения по разделам профессионального и технологического циклов; рекомендации, справочный материал, дизайн помещения ит.д.
-
Основные компоненты проекта
название проекта; цитата, лозунг, воззвание или иная форма представления проекта; общая характеристика проекта; идея проекта; цели и задачи проекта; участники проекта; сроки реализации проекта;
-
этапы проведения проекта; условия участия в проекте (организационные, технические, другие); особенности проведения проекта, виды деятельности участников; критерии оценки работ участников, всего проекта; жюри или другая диагностическая и оценочная группа; призы и награды; возможное продолжение и развитие проекта; авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.
-
Основные этапы метода проектов:
Целеполагание – педагог может помочь школьнику (с учетом возраста) выбрать наиболее приоритетную задачу на определенный срок. Разработка проекта – план деятельности участников, обеспечивающий достижение цели. (сбор информации, систематизация материала, источники информации; материально-техническая база; учебно-методическое обеспечение) Выполнение проекта – практическая часть. 4. Подведение итогов – результаты, выводы, выявление проблем и определение задач для новых проектов.
-
Методические рекомендации для учителя
1. Вы должны быть уверены, что тема проекта интересна для школьников, его разработчиков. 2. Убедитесь, что тема достаточно гибкая и ее можно рассматривать с разных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт ученика и качества его личности. 3. Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности. Попытайтесь включить различные элементы: изготовление предметов, рисунков, аппликации, записи на пленку, интервью и т.п. 4. Не ошеломляйте школьников своим видением проекта. Пусть ребята сделают меньше, но именно так, как они для себя его определили. Постарайтесь, чтобы у них оставалось время и на другие виды деятельности. 5. Всегда будьте рядом с учениками, чтобы протянуть им руку помощи, воодушевить их. Пытайтесь вовлечь и других учителей в работу над проектом. 6. Установите ограничители: если это письменный проект, сразу оговорите количество страниц; не допускайте состязания между членами проектной группы. 7. Обязательно прокомментируйте или оцените работу ученика. Ничто так не угнетает, как ощущение, что твою работу игнорируют или откладывают будто наименее важную.
-
Педагогу необходимо:
умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые идеи учеников; владение арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовывать последовательную самостоятельную работу учащихся; умение организовывать различные виды деятельности школьников в индивидуальных, парных и групповых формах.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.