Содержание
-
«Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования». Автор: Воспитатель высшей квалификационной категории Курико Татьяна Владимировна Место выполнения работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 7 «Колобок», город Калининград 2021 год
-
Актуальность выбора темы Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют. А. Чехов Творческий потенциал безграничен в каждом. Для его раскрытия необходимо создавать новые привычки проявления своих талантов и способностей настойчиво, последовательно и терпеливо. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитиенавыков рисования.
-
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном учреждении. Эти методы часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности. Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие «живых» впечатлений и возможность все необходимое. Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованные в работе с детьми, я экспериментально попробовала применить элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.
-
Цель проекта: Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования. Задачи: Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей. Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада, способствующей развитию художественно-творческих способностей у дошкольников. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей. Развитие у дошкольников творческих способностей через нетрадиционные техники рисования. Обеспечение участия воспитанников в конкурсном движении района и города по развитию детского творчества.
-
Тип проекта: Участники проекта: Возраст детей: Срок реализации: творческий. дети, родители, коллеги. 5-6 лет 1 год.
-
Гипотеза образовательного проекта В результате целенаправленной и системной работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, возможно, улучшатся качественные характеристики процесса изображения и сами графические образы.
-
Этапы реализации проекта Подготовительный этап: Определение проблемы, цели и задач проекта. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями.
-
Первый этап: Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей: экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач; умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа; умение пользоваться различным оборудованием и инструментами; самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий; Развитие художественного вкуса. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения. Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей.
-
4. Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей. 5. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта. 6. Разработка учебной программы «Увлекательное рисование» по развитию художественного творчества на основе пособий Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». 7. Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта. 8. Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок. 9. Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, нетрадиционные техники. 10. Организация работы по реализации проекта.
-
Второй этап: Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.
-
Работа с детьми: 1. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой: рисование пальчиками, ладошкой, размывание краски пальцем, тычкованием, оттиска печатками, свечой, монотипией, кляксографией, граттаж, набрызг, ниткографией и др.). 2. Учить комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, нити, сухие листья, мятую бумагу, поролон. 3.Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов. Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы. 4. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику. 5. Развивать познавательные и творческие способности детей.
-
Работа с педагогами: Консультации: 1.«Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве». 2.«Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности». Семинары-практикумы 1. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» 2. «Увлекательное рисование». 3. Мастер – класс: «Первобытные рисунки»
-
Мастер-класс с коллегами «Первобытные рисунки»
-
Работа с родителями Консультации: 1.«Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей». 2.«Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию». Беседа с элементами практикума «Рисуя – играем» Цель: показать родителям значение совместных творческих игр в семье для творческого развития ребенка. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).
-
Совместная деятельность родителей и детей Открытые занятия 1. «Кто живет в лесу». 2. «Грачи прилетели». 3. «Разноцветные бабочки». Развлечения по изобразительной деятельности «Путешествие в страну «Рисовандию». Выставки рисунков и конкурсы 1. «Осенние мотивы». 2. «Разноцветные кляксы». 3. «В мире животных». 4. «Времена года». 5. Выставка работ семейного творчества.
-
Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет Печать от руки Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
-
Использование печатки Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-
Рисование перышком Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
-
Рисование пальцем Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Монотипия Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
-
Рисование по трафарету тампоном Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски. Рисование методом тычка Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
-
Кляксография В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. Набрызг Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
-
Граттаж Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист Рисование мыльными пузырями Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуть к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
-
Рисование мятой бумагой Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег. Ниткография Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
-
Пластилинография Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку – дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
-
для детей: * развитие детского творчества в изобразительной деятельности; * совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке; * умение самостоятельно искать нужное решение; * способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование; * способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей; навыки коммуникативного общения; Прогнозируемый результат
-
для родителей * осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей; * бережное отношение к продуктам детского творчества; * партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
-
для педагогов * повышение уровня педагогической компетентности; * профессиональный рост; * удовлетворенность работой; * систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей.
-
«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!» В.А.Сухомлинский «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему!» ДжанниРодари
-
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2014 г. № 1014 Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». «Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях» (письмо Минобразования России от 10.04.2000 г. № 106). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». «Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Письмо Рособрнадзора от 07 февраля 2014 года № 01-52-22/05-382. Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 28 февраля 2014 г. № 08-249. В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.