Содержание
-
Тема родины в лирике А. Ахматовой
-
Молитва
Дай мне горькие годы недуга,Задыханья, бессонницу, жар,Отыми и ребёнка , и друга,И таинственный песенный дар –Так молюсь за твоей литургиейПосле стольких томительных дней,Чтобы туча над тёмной РоссиейСтала облаком в славе лучей.
1915 г.
Литургия – церковная служба у православных, совершаемая утром или в первой половина дня.
-
Стихотворение «Молитва»
Стихотворение «Молитва» было написано в 1915 г. В этом году русские войска были разгромлены в Восточной Пруссии и в Галиции, немцы захватил часть Прибалтики и Украины. Положение России становилось угрожающим. Многие именно в этот год поняли серьезность начавшейся войны.
В «Молитве» впервые в поэзии Ахматовой с такой силой сказалась боль и переживания поэтессы за судьбу России. Читатели слышали уже голос не просто поэта-лирика, но поэта гражданина и публициста.
-
Кровная связь с Россией
Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) обращены к драмам общественной жизни – войне, революции. Ахматова не может принять революцию, но столь же невозможно для неё оставить родину.
-
Мне голос был. Он звал утешно
Мне голос был. Он звал утешно,Он говорил: «Иди сюда,Оставь свой край глухой и грешный,Оставь Россию навсегда»…Я кровь от рук твоих отмою,Из сердца выну черный стыд,Я новым именем покроюБоль поражений и обид.Но равнодушно и спокойноРуками я замкнула слух,Чтоб этой речью недостойнойНе осквернился скорбный дух
1917 г.
Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
Каким образом выражена нравственная позиция автора?
-
Революционная Россия
Революционная Россия в этом стихотворении – «край, глухой и грешный», окровавленный и покрытый «черным стыдом», «болью поражений и обид». Авторская позиция проявляется в готовности к худшему, невозможности поступить по-другому, поэтому «равнодушно и спокойно» герой отстраняется от «речи недостойной». Остаться – значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и скорбь.
-
Не с теми я , кто бросил землю...
Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать или остаться. Она считает бегство предательством.
Не с теми я , кто бросил землюНа растерзание врагам.Их грубой лести я не внемлю,Им песен я своих не дам.Но вечно жалок мне изгнанник,Как заключенный, как больной.Темна твоя дорога , странник,Полынью пахнет хлеб чужой.А здесь, в глухом чаду пожараОстаток юности губя,Мы ни единого удараНе отклонили от себя.И знаем, что в оценке позднейОправдан будет каждый час…Но в мире нет людей бесслёзней.Надменнее и проще нас.
1922 г.
-
«Заплаканная осень, как вдова»
Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г. по чудовищно несправедливому обвинению в причастности к контрреволюционному заговору был расстрелян Н.Гумилев. Их жизненные пути к этому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут : слишком многое связывало их.
О смерти Гумилева Ахматова, по собственному свидетельству, узнала из газет. Вдовий плач, скорбь о безвременно и безвинно загубленном человеке отливается в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова».
-
Заплаканная осень, как вдоваВ одеждах черных, все сердца туманит…Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снегНе сжалится над скорбной и усталой…Забвенье боли и забвенье нег –За это жизнь отдать немало.
-
Клятва
В годы Великой Отечественной войны к читателям пришли стихи А.Ахматовой, насыщенные высокой патетикой и мужеством.
КЛЯТВА.
И та, что сегодня прощается с милым, -Пусть боль свою в силу она переплавит.Мы детям клянемся, клянемся могилам,Что нас покориться никто не заставит!
-
Критика творчества Ахматовой
После войны А.Ахматову ждали новые испытания. Её поэзия в докладе 1946 г. партийного идеолога Жданова и последовавшим за докладом постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» была объявлена далекой от народа, глубоко чуждой ему. Ахматова мужественно восприняла эту разнузданную акцию и с достоинством пережила её.
И только в годы «оттепели», с середины 50-х годов, вновь зазвучал голос Ахматовой на страницах периодики и в последних изданных при её жизни сборниках стихов.
-
«Родная земля»
Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. С годами при обращении к теме родины иными, все более значительными становятся масштабы размышлений поэта.
Доказательство тому стихотворение «Родная земля».
Любовь к ней проверяется всей жизнью, но и смерть – убеждена Ахматова – не способна оборвать связь между человеком и родной для него землей.
-
Родная земля
В заветных ладанках не носим на груди,О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит,Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своейПредметом купли и продажи,Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,Да, для нас это хруст на зубах.И мы мелем, и месим, и крошимТот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,Оттого и зовем так свободно – своею.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.