Содержание
-
Александр Иванович КУПРИН (1870-1938)
Страницы жизни и творчества.
-
- По мнению современников, его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, органический оптимизм, жизнерадостность, любовь к жизни.
О.Н. Михайлов (критик, литературовед)
-
Детство
- 26 августа (7 сентября) 1870 года родился в городке Наровчате Пензенской губернии, в обедневшей разночинно-демократической семье.
- Отец - «из детей лекарских учеников», служил в канцелярии, умер в возрасте 37 лет, когда Саше исполнился только год.
- Мать из древнего рода татарских князей Куланчаковых, давно разорившихся.
-
Годы взросления
- 1874 – переезд в Москву, проживание в казённом учреждении – в общей палате вдовьего дома.
- 1876 – сиротское училище. Казённая обстановка, муштра, жестокое обращение воспитательниц доставляли страдания.
- 1880 – Вторая московская военная гимназия, через два года преобразованная в кадетский корпус. «Всеобщий культ кулака» калечил детские души.
- 1888 – Третье Александровское юнкерское училище в Москве. Занимается гимнастикой, танцами, литературой.
-
Военная тема в творчестве
- Годы обучения, атмосфера казённого быта, противоречия семейного и казарменного воспитания, истинное и мнимое понятие о чести, справедливости нашли отражение в повестях:
-
Начало творческого пути
- Начинает сотрудничать с журналом «Русский сатирический листок», ещё обучаясь в юнкерском училище. Получает взыскание за выступление в печати. (Рассказ «Последний дебют»)
- 1890 – назначается служить в 46-й Днепровский полк в городишко Проскуров Подольской губернии.
- Служба была отягощена бездельем, попойками, мелкими интрижкам.
-
Разочарование в службе
- В звании подпоручика Куприн отслужил 4 года.
- 1894 – подаёт в отставку и уезжает в Киев. Работает в местных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки.
-
- От матери Куприн унаследовал внима-тельное отношение к жизни, тонкую наблюдательность, любовь к книгам, вдумчивое чтение.
- Большое влияние на литературное да-рование Куприна оказал единственный талантливый учитель в кадетском кор-пусе Цуханов, который читал воспитан-никам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева.
- 1901 – приезжает в Петербург, знакомит-ся с Буниним, Чеховым, Горьким.
-
«Молох»
- 1896 – пишет социально-психологическую повесть «Молох».
- Главный персонаж Квашнин – промышленник, финансист, образ алчности, паразитизма и жестокости.
- «Молох» - обличение буржуазного общества, отражение коренных противоречий эпохи.
-
- 1902 – пишет о сломленных судьбою людях:«В цирке», « Болото», «На покое».
- 1903 – возникает новый герой, активный, борющийся с обстоятельствами. «Трус», «Конокрады».
- Ведёт активный образ жизни: организует в Киеве атлетическое общество. Вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным поднимается на воздушном шаре. Летит с Иваном Заикиным на самолёте «Форман». В 43 года всерьёз начинает учиться сильному плаванию у мирового рекордсмена Л.Романенко
-
Повести о любви
- «Олеся»
- «Суламифь»
-
- Гранатовый браслет 1910
- Повести о любви объединяет мысль: любовь – это великий дар, чистое и бескорыстное чувство. Оно полно испытаний и лишений. Только любовь помогает ощутить полноту жизни, пусть короткой, но яркой.
-
В эмиграции
- 1920 – по приглашению Бунина уезжает в Париж.
- Наметился спад в творчестве, неприятие советского строя выливается в статьях, в которых Куприн критикует новые власти.
- 1927-1934 – появляются книги «Колесо времени», «Рассказы в каплях» и другие. Создаёт новеллы «Тень Наполеона», «Четверо нищих», пишет роман «Юнкера».
- Тоска по Родине настолько сильна, что Куприн признаётся: «…не могу спокойно письма написать туда, ком в горле».
-
Последние годы
- Куприн остро чувствовал свою вину перед Родиной. Не давала покоя мысль о возвращении и о его невозможности.
- Художник Билибин, получивший к тому времени разрешение вернуться в СССР, берёт на себя переговоры в посольстве, и в 1937 году писатель возвращается в Москву.
- Будучи в эмиграции, писатель тяжело заболел.
- 25 августа 1938 года Куприн скончался.
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.