Содержание
-
Антитеза как средство раскрытия образов главных героев
14.03.2012г. ГБОУ цо №170 Открытый урок по литературе в 8 классе Учитель Кузьмина Н.В.
-
Цель урока
Через антитезу сопоставить образы главных героев рассказа М.Горького «Челкаш».
-
Эпиграф
«Очень многие потянулись к живому облику горьковского босяка, потому что говорят, что в сердце каждой домашней утки лежит отголосок того, когда она была дикой, и уверяют... что когда дикие утки летят по поднебесью, то домашние утки приходят в волнение. И таких диких уток Горький показал одомашненным уткам». (А.В.Луначарский)
-
«Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически»,- писал М.Горький.
-
«Радует меня удача ваша…» В.Г.Короленко
-
Зачем Короленко настоял на написании рассказа «Челкаш»? Почему его порадовал рассказ М.Горького?
-
-
ПОРТРЕТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Челкаш Гаврила «Острое хищное лицо», «длинный, костлявый, сутулый»; «горбатый, хищный нос»; «кот», «степной ястреб», «хищная худоба», «хищная птица», «волчьи лапы». «Здоровый», «широкоплечий», «добродушный», «светлые глаза», «тупые глаза», «жадные глаза», «жадно сощурив глаза», «безумное лицо».
-
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Челкаш «Босяк», «бывший крестьянин», «потерял связь со своим сословием и опустился». «Было когда-то своё гнездо… Отец-то был из первых богатеев на селе». Гаврила «Бедный крестьянин», вынужден «пойти в зятья». «Отец у меня умер. Хозяйство малое, мать старуха, земля высосана»
-
ОДЕЖДА
Челкаш «Грязная ситцевая рубаха» Гаврила «Пестрядинная рубаха»
-
ЧУВСТВА И ОЩУЩЕНИЯ
Челкаш «Ему сразу понравился этот здоровый добродушный парень»; «презрительно сплюнул и отвернулся от парня»; «в нём этот здоровый деревенский парень что-то будил»; «смутное, медленно назревавшее чувство»; «почувствовал вроде ожога в груди»; «с холодной злобой»; «он вздрагивал и кипел от оскорбления»; «презирал»; «завидовал и сожалел»; «посмеивался и огорчался». «И все чувства в конце концов слились в одно – нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко. И малый был нужен».
-
Гаврила «Недоумевающее восхищение»; «у него даже лицо печально тускнело»; «он, очевидно, не ожидал, что разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно»; «чувствовал в нём хозяина»; «вспыхнуло недоверие и подозрительность»; «сразу преисполнился уважением к своему хозяину».
-
КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ ДРУГ ДРУГА
ЧЕЛКАШ о Гавриле ГАВРИЛА о Челкаше
-
ИМУЩЕСТВО
Челкаш Гаврила «Разорванная рубаха да грязные штаны» СВОБОДЕН «Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля» ЕСТЬ ЧТО ТЕРЯТЬ
-
«Моё святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две не выражались».А.П.Чехов
Челкаш «Главное в крестьянской жизни – это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе…» Гаврила «Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»
-
Становится очевидным заданное авторомпротивопоставление
Челкаш Гаврила
-
В конце рассказа:
-
Когда началось это дьявольское превращение?
-
Кто же из двоих страшнее?
Челкаш Гаврила
-
О ком и о чём рассказ?
О двух несчастных людях О совести О свободе
-
На чьей стороне автор?
Челкаш – романтический герой. Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу, увидев в его душе цветы бескорыстия, свободы от власти денег над личностью, и показать простого человека, который может легко перейти от добродушия к хищничеству.
-
Зачем В.Г.Короленко настоял на написании рассказа?
«Босяцкая» тема была актуальна на рубеже веков, но никто до М.Горького не обращался к ней. В.Г.Короленко порадовался за героя рассказа, потому что тот своим поступком показал, что даже босяк может обладать прекрасными человеческими качествами.
-
Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе за четверть. Написать сочинение-миниатюру на тему «О чём меня заставил задуматься рассказ М.Горького «Челкаш»?»
-
РЕФЛЕКСИЯ
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрёл… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
-
Источник шаблона: Максимова Ирина Анатольевна, МОУ СОШ №15 г. Тверь, учитель математики высшей категории, сайт «http://pedsovet.su/» Спасибо за внимание!
-
Использованные ресурсы: http://www.grafru.ru/clip/full.php?cat=tex_water&img=ripple3.jpg&title=%D2%E5%EA%F1%F2%F3%F0%E0%20%E2%EE%E4%E0 http://byaki.net/uploads/posts/2009-03/1237664493_byaki3-0.jpg http://seaspirit.ru/wp-content/uploads/2010/08/anchor.jpg
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.