Презентация на тему "Мужчина и его любовь в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой»" 10 класс

Презентация: Мужчина и его любовь в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой»
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по теме "Мужчина и его любовь в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой»" предназначена для проведения урока литературы, содержит задания и темы для обсуждения. Также, подойдет и для самостоятельной подготовки к урокам литературы.

Краткое содержание

  1. Подготовка к уроку.
  2. Эпиграф к уроку.
  3. Цель урока.
  4. Повторение.
  5. Проверка домашнего задания.
  6. Композиционный анализ текста.
  7. Смысл рассказа.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

Содержание

  • Презентация: Мужчина и его любовь в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой»
    Слайд 1

    Мужчина и его любовь в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой»

    Урок литературы в 10 классе

  • Слайд 2

    «Дама с собачкой»

  • Слайд 3

    Содержание

    • Подготовка к уроку.
    • Эпиграф к уроку.
    • Цель урока.
    • Повторение.
    • Проверка домашнего задания.
    • Композиционный анализ текста.
    • Смысл рассказа.
    • Рефлексия.
    • Домашнее задание.
  • Слайд 4

    Подготовка к уроку

    Домашнее задание для всего класса.Чтение рассказа “Дама с собачкой", составить план рассказа.

    Индивидуальные задания.Три ученика готовят выразительное чтение фрагментов I, III глав, сравнение “Каменного гостя" Пушкина с рассказом Чехова (Дон Гуан и Дмитрий Гуров).

  • Слайд 5

    Эпиграф

    “Художник серых людей и серых будней. Строй жизни, сотканный из этих нелепостей, не рвется." (В.Ключевский)

    Вы согласны с этим высказыванием о А.Чехове? Почему?

  • Слайд 6

    Цель урока

    “Дама с собачкой" - это рассказ о курортном романе или о настоящей любви?

    Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, используя композиционный анализ текста.

  • Слайд 7

    Повторение

    • Что такое композиция?
    • Назовите композиционные приемы.
    • Что такое повтор?
    • Что такое усиление?
    • Какова роль противопоставления?
    • Какова роль монтажа?
    • Что такое языковая композиция?
    • Что включает в себя композиционный анализ?
  • Слайд 8

    Композиция

    Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский

  • Слайд 9

    Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин

  • Слайд 10

    Композиционные приёмы

    1. Повтор
    2. Усиление
    3. Противопоставление
    4. Монтаж
  • Слайд 11

    Языковая композиция

    Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте.

    В.Виноградов

  • Слайд 12

    Композиционный анализ прозаического текста

    1. План текста (микротемы), сюжетная схема.
    2. Опорные точки композиции.
    3. Повторы и противопоставления.
    4. Композиционные приёмы, их роль.
    5. Сильные позиции текста.
    6. Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды.
    7. Вид и тип композиции.
    8. Роль эпизода в тексте.
    9. Система образов персонажей.
    10. Смена точек зрения в структуре текста.
    11. Временная организация текста.
  • Слайд 13

    Проверка домашнего задания

    • Чтение и обсуждение планов рассказа «Дама с собачкой».
    • О чем идет речь в каждой главе? Краткий пересказ сюжета.
  • Слайд 14

    План рассказа

    1. глава. Встреча Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны в Ялте.
    2. глава. Любовь (?) и расставание.
    3. глава. Встреча героев в городе С.
    4. глава. Любовь и “самое сложное и трудное только еще начинается".
  • Слайд 15

    Композиционный анализ текста

    Чем интересна композиция рассказа?

  • Слайд 16

    Тематические повторы

    • Тематические повторы: в 1 и 3 главах, во 2 и 4 главах повторяются события.Сопоставим эти главы.
    • Что же в них изменяется?
  • Слайд 17

    Глава 1

    • Ученик выразительно читает фрагмент со слов “И вот однажды, под вечер, он обедал в саду…" до слов “ Она засмеялась".
    • Зачем Гуров знакомится с женщиной? Какой образ жизни ведет герой?
  • Слайд 18

    Индивидуальное задание

    Дон Гуан Пушкина и Дмитрий Гуров Чехова. Сравнительная характеристика.

  • Слайд 19

    Глава 3

    • Ученик выразительно читает фрагмент “Но прошло больше месяца…"
    • Что случилось с героем?
  • Слайд 20

    Лингвистический анализ

    • Лингвистический анализ эпизода со слов “Приехал он в С. утром…"
    • Зачем автору три раза нужен эпитет “серый"?
    • Почему у всадника отбита голова? Почему швейцар неправильно выговаривает фамилию Дидерица?
  • Слайд 21

    Глава 3

    • Ученик выразительно читает фрагмент со слов “В первом антракте муж ушел курить…".
    • Что изменилось к 3 главе?
    • Сделайте вывод.
  • Слайд 22

    Вывод

    “Итак, с Гуровым в городе С. происходит подлинное перерождение… Возникновение подлинной, внутренней близости двух личностей все преображает. В Ялте, как мы помним, пока Анна Сергеевна плакала, Гуров ел арбуз, демонстрируя свое неуязвимое безразличие к страданию другого. В Москве же, в “Славянском базаре", он в аналогичной ситуации заказывает себе чай. Тематически адекватный жест приобретает прямо противоположный смысл. Чаепитие – действие сугубо домашнее, повседневно-бытовое, покойное. Подлинной близостью две личности создают вокруг себя атмосферу домашней интимности (на героине, например, “его любимое серое платье").

    В.Тюпа

  • Слайд 23

    Финал рассказа

    • Чтение финала рассказа.
    • Почему “…самое сложное и трудное только еще начинается"?
    • Прочитайте первое и последнее предложения.
    • Сопоставьте их.
    • Какова роль каждого?
  • Слайд 24

    Смысл рассказа

    • Почему рассказ называется “Дама с собачкой" (ведь речь идет о любви Гурова)?
    • Это рассказ о курортном романе или о настоящей любви?
    • Мы пришли к идее чеховского рассказа с помощью композиционного анализа. Какие приемы композиции использовал автор и зачем?
  • Слайд 25

    Символ

    Дама с собачкой стала символом того душевного перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под влиянием любви к женщине.

  • Слайд 26

    Настоящая любовь

    “История, рассказанная в “Даме с собачкой", - это не просто история тайной любви и супружеской неверности. Главное событие рассказа - перемена, которая под влиянием этой любви происходит. На протяжении всего рассказа господствует точка зрения Гурова, его глазами смотрит читатель, в нем, прежде всего, происходит перемена".

    В.Катаев

  • Слайд 27

    Композиционные приёмы

    Повтор и противопоставление

  • Слайд 28

    Рефлексия

    Напишите миниатюру “Серые люди и серые будни" в “Даме с собачкой".

  • Слайд 29

    Домашнее задание

    1. Для всего класса.Чтение рассказа “Ионыч". Составить план, найти композиционные приемы.
    2. Индивидуальные задания.
    3. В чем смысл названия рассказа “Ионыч".
    4. Анализ первого и последнего предложений в каждой главе.
    5. Сравнительная характеристика Гурова и Старцева.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке