Содержание
-
Мужчина и его любовь в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой»
Урок литературы в 10 классе
-
«Дама с собачкой»
-
Содержание
- Подготовка к уроку.
- Эпиграф к уроку.
- Цель урока.
- Повторение.
- Проверка домашнего задания.
- Композиционный анализ текста.
- Смысл рассказа.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
-
Подготовка к уроку
Домашнее задание для всего класса.Чтение рассказа “Дама с собачкой", составить план рассказа.
Индивидуальные задания.Три ученика готовят выразительное чтение фрагментов I, III глав, сравнение “Каменного гостя" Пушкина с рассказом Чехова (Дон Гуан и Дмитрий Гуров).
-
Эпиграф
“Художник серых людей и серых будней. Строй жизни, сотканный из этих нелепостей, не рвется." (В.Ключевский)
Вы согласны с этим высказыванием о А.Чехове? Почему?
-
Цель урока
“Дама с собачкой" - это рассказ о курортном романе или о настоящей любви?
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, используя композиционный анализ текста.
-
Повторение
- Что такое композиция?
- Назовите композиционные приемы.
- Что такое повтор?
- Что такое усиление?
- Какова роль противопоставления?
- Какова роль монтажа?
- Что такое языковая композиция?
- Что включает в себя композиционный анализ?
-
Композиция
Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский
-
Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин
-
Композиционные приёмы
- Повтор
- Усиление
- Противопоставление
- Монтаж
-
Языковая композиция
Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте.
В.Виноградов
-
Композиционный анализ прозаического текста
- План текста (микротемы), сюжетная схема.
- Опорные точки композиции.
- Повторы и противопоставления.
- Композиционные приёмы, их роль.
- Сильные позиции текста.
- Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды.
- Вид и тип композиции.
- Роль эпизода в тексте.
- Система образов персонажей.
- Смена точек зрения в структуре текста.
- Временная организация текста.
-
Проверка домашнего задания
- Чтение и обсуждение планов рассказа «Дама с собачкой».
- О чем идет речь в каждой главе? Краткий пересказ сюжета.
-
План рассказа
- глава. Встреча Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны в Ялте.
- глава. Любовь (?) и расставание.
- глава. Встреча героев в городе С.
- глава. Любовь и “самое сложное и трудное только еще начинается".
-
Композиционный анализ текста
Чем интересна композиция рассказа?
-
Тематические повторы
- Тематические повторы: в 1 и 3 главах, во 2 и 4 главах повторяются события.Сопоставим эти главы.
- Что же в них изменяется?
-
Глава 1
- Ученик выразительно читает фрагмент со слов “И вот однажды, под вечер, он обедал в саду…" до слов “ Она засмеялась".
- Зачем Гуров знакомится с женщиной? Какой образ жизни ведет герой?
-
Индивидуальное задание
Дон Гуан Пушкина и Дмитрий Гуров Чехова. Сравнительная характеристика.
-
Глава 3
- Ученик выразительно читает фрагмент “Но прошло больше месяца…"
- Что случилось с героем?
-
Лингвистический анализ
- Лингвистический анализ эпизода со слов “Приехал он в С. утром…"
- Зачем автору три раза нужен эпитет “серый"?
- Почему у всадника отбита голова? Почему швейцар неправильно выговаривает фамилию Дидерица?
-
Глава 3
- Ученик выразительно читает фрагмент со слов “В первом антракте муж ушел курить…".
- Что изменилось к 3 главе?
- Сделайте вывод.
-
Вывод
“Итак, с Гуровым в городе С. происходит подлинное перерождение… Возникновение подлинной, внутренней близости двух личностей все преображает. В Ялте, как мы помним, пока Анна Сергеевна плакала, Гуров ел арбуз, демонстрируя свое неуязвимое безразличие к страданию другого. В Москве же, в “Славянском базаре", он в аналогичной ситуации заказывает себе чай. Тематически адекватный жест приобретает прямо противоположный смысл. Чаепитие – действие сугубо домашнее, повседневно-бытовое, покойное. Подлинной близостью две личности создают вокруг себя атмосферу домашней интимности (на героине, например, “его любимое серое платье").
В.Тюпа
-
Финал рассказа
- Чтение финала рассказа.
- Почему “…самое сложное и трудное только еще начинается"?
- Прочитайте первое и последнее предложения.
- Сопоставьте их.
- Какова роль каждого?
-
Смысл рассказа
- Почему рассказ называется “Дама с собачкой" (ведь речь идет о любви Гурова)?
- Это рассказ о курортном романе или о настоящей любви?
- Мы пришли к идее чеховского рассказа с помощью композиционного анализа. Какие приемы композиции использовал автор и зачем?
-
Символ
Дама с собачкой стала символом того душевного перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под влиянием любви к женщине.
-
Настоящая любовь
“История, рассказанная в “Даме с собачкой", - это не просто история тайной любви и супружеской неверности. Главное событие рассказа - перемена, которая под влиянием этой любви происходит. На протяжении всего рассказа господствует точка зрения Гурова, его глазами смотрит читатель, в нем, прежде всего, происходит перемена".
В.Катаев
-
Композиционные приёмы
Повтор и противопоставление
-
Рефлексия
Напишите миниатюру “Серые люди и серые будни" в “Даме с собачкой".
-
Домашнее задание
- Для всего класса.Чтение рассказа “Ионыч". Составить план, найти композиционные приемы.
- Индивидуальные задания.
- В чем смысл названия рассказа “Ионыч".
- Анализ первого и последнего предложений в каждой главе.
- Сравнительная характеристика Гурова и Старцева.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.