Содержание
-
Литература 11 класс
Учитель - Плиева Л.В. МОУ СОШ № 41.
-
Русская культура Серебряного века
Вступительный урок по теме.
-
Цели урока
- Познакомить с русской культурой конца XIX – начала XX веков
- Дать определение понятия Серебряный век
- Развитие образного мышления
- Воспитание духовно-нравственных ценностей
-
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
- Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
- Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
-
Серебряный век
Ассоциативная цепочка:
- Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса…
Особый мир – возвышенный и прекрасный
-
Временные рамки Серебряного века
- Непродолжительный период на рубеже XIX – XХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусство. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен.
- Впервые название было предложено философом Н.Бердяевым.
- Статья Николая Оцупа «Серебряный» век русской поэзии (1933 г.)
- Книга Сергей Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962 г.)
-
Первая учебная ситуация
- Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?
- Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
-
Выступления учащихся. Историк
- 1890 – начало эпохи экономического роста, реформ Витте
- 1894 – начало царствования Николая П
- С 1902 г. – массовое создание политических партий
- 1903 г. – второй съезд РСДРП
- 1904 -1905 -0 русско-японская война
- 1905-1907 – первая русская революция
- 1906 – создание 1 Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина
- 1914 – начало Первой мировой войны
- 1817 – Февральская революция, свержение самодержавия
- 1917 – Октябрьская революция (переворот)
-
Историк
- Декаденство (лат. dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний
- Модернизм ( фр. moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника.
-
Искусствовед. М.Врубель «Демон поверженный»
-
Что мы видим?
- Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. «И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля
- Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное…
- Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности…
-
В. Борисов-Мусатов «Призраки» 1903 год
-
Симфония художника
- Подобно Ф.И.Тютчеву, художник мог бы сказать: "Душа моя - элизиум теней, теней бесплотных, светлых и прекрасных". Из этого парка забвения нет выхода, и героини, торжественно предстоящие в картинах, замирают от невозможности выразить драму человеческой души, ее бездонность и оттого обречены на вечное молчание.
- Атмосфера безмолвной грусти…В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения зыбки и бестелесны…
-
К.Петров-Водкин «Купание красного коня»
- Показана в 1912 году на выставке "Мира искусства»
-
Символический смысл картины
- Своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества
- Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роинили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса..
-
Литературовед
- «Золотой век» в истории русской литературы
- Поэзия сменяется прозой
- Прозу сменяет поэзия
- Вывод по первой учебной ситуации:
- Поэзия – всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение.
- Поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был индивидуален.
-
Вторая учебная ситуация
- Голоса поэтов начала века
- Композиция «Я каждый миг исполнен откровенья»
Задания для учащихся:
- Прослушать композицию
- Записать в тетрадь имена авторов, годы жизни, поэтическую Я-концепцию
-
Владимир Сергеевич Соловьев 1853-1900 г.
-
Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905)
-
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)
-
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941)
-
Федор Сологуб (Федор Кузмич Тетерников)(1863-1927)
-
Михаил Алексеевич Кузмин (1875-1936)
-
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (1877-1032)
-
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)
-
Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939)
-
Велимир Хлебников (Виктор Владимирович) (1885-1922)
-
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (1885-1941)
-
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
-
Выводы, запись в тетради:
- Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность.
- Каждый считает, что он в ответе за будущее.
- Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
-
Обзор литературной жизни начала века
- Символизм
- Акмеизм
- Футуризм
- цели творчества;- отношение к миру;- отношение к слову:- особенности формы произведений
-
Таблица по литературным направлениям
- Цель творчества
- Отношение к миру
- Отношение к слову
- Особенности формы
-
Символизм
- Направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни времени
- Сущность символизма сформулировал В.С.Соловьев:
Милый друг, иль ты не видишь,Что все видимое нами –Только отблеск, только тениОт незримого очами?
-
Акмеизм
- (от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая сила)
Направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами:
- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности- стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности- обращение к человеку, к подлинности его чувств- поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала
-
Футуризм
- (от латинского futurum – будущее)
- Идея разрушения старого мира
Художественной системе футуризма свойственны:
- Культ техники, индустриальных городов;
- Отрицание гармонии как принципа искусства;
- Словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, к игровому началу;
- Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника;
- Пафос эпатажа.
-
Вывод
Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»?
- Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха
- Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
- Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму
- Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий
- Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…
-
Домашнее задание:
- Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века (по выбору учащихся)
- Просмотреть записи в тетради, записать вывод по уроку.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.