Содержание
-
Герасим и его окружение.
Цели урока: показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.
-
С какими героями мы знакомимся в начале произведения? Что мы узнаём о барыне? В каких словах чувствуем отношение к ней писателя?
-
Почему знакомству с ней посвящен только 1 абзац, а потом автор переходит к истории Герасима?
-
Чем среди крестьян выделялся Герасим? Какие слова передают отношения автора к герою? Почему «не полюбилось ему сначала жить в городе?
-
Герасим немой, и рассказать о себе сам не может. Какие сравнения и как помогают нам понять внутренне состояние Герасима?
-
Как относился Герасим к своим обязанностям? Как относились к нему окружающие люди? Как описание каморки Герасима дополняет наше представление о его характере?
-
Обобщение
Знакомство с Герасимом показало нам натуру трудолюбивую, сильную, независимую, но одинокую и трагичную. Автор симпатизирует своему герою и подталкивает к этому читателя.
-
Вспомните, как складывались отношения Герасима с дворовыми? В чём, на ваш взгляд, причины его одиночества? Какое происшествие случилось с Герасимом по окончании первого года его жизни в городе?
-
Самостоятельная работа.
I вариант. Кто такой Капитон? Прочитайте его портрет. Какие детали их портретов можно сравнить? Какие из нихпередают отношение автора к герою и героине? II вариант. Кто такая Татьяна? Найдите описание её внешности.
-
Выразительно по ролям читаем диалог Капитона с Гаврилой.
Каким человеком предстал перед нами Капитон? Выразительное чтение диалога Татьяны с Гаврилой.
-
Выразительное чтение диалога Татьяны с Гаврилой.
Какие чувства испытывает Татьяна во время этого разговора? Какой мы увидели героиню в этой сцене?
-
Герасим и Татьяна. Герасим и дворовые. Герасим и барыня.
Как развивались отношения между Герасимом и Татьяной? Чего испугался Гаврила, получив приказ барыни женить Капитона? Почему не возразил барыне? Почему дворовые решили пойти на хитрость ? Разгадал ли эту хитрость Герасим? В чём проявилось превосходство Герасима над другими дворовыми? Почему Герасим так легко отказался от Татьяны? Каким он предстал перед нами в сцене прощания с Татьяной? Кто настоящий виновник трагедии, произошедшей в жизни Герасима?
-
Обобщение.
Герасим - человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить в себе чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на компромисс.
-
Домашнее задание.
Прочитать до слов «Впрочем, его беспокойство было напрасным. Составить план прочитанного эпизода. Индивидуальное задание: пересказ эпизода «Муму в доме барыни».
-
Герасим и Муму. Счастливый год.
Цели урока: продолжить сопоставительную характеристику Герасима в ситуациях «друзья» и «враги». учиться кратко пересказывать текста, учиться художественному пересказу отдельного эпизода.
-
Сюжет прочитанной части
Герасим нашёл щенка. Забота Герасима о собаке. Барыня увидела собаку. Муму в господском доме. Степан уносит Муму.
-
Герасим и Муму.
В каком состоянии находился Герасим после отъезда Татьяны? Для кого описанная Тургеневым встреча человека и собаки (Герасима и щенка) была важнее? Найдите слова, подчеркивающее их состояние. Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?
-
Словарная работа
Приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый.
-
Эпизод «Муму в доме барыни».
Почему так ведет себя в доме барыни собака? Как реагируют на происходящее присутствующие слуги? Как меняется в этой сцене настроение барыни? В этом эпизоде впервые барыне (вспомните I абзац) уделено значительное место. Почему и здесь автор не наградил её именем, как он её называет? Даёт ли в этой сцене Тургенев почувствовать своё отношение к происходящему событию?
-
Сопоставительная характеристика Гаврилы и Степана.
Какую роль в последующих событиях сыграли Степан и Гаврила? Чем эти герои похожей друг на друга? В чем они отличаются? Составьте словесный портрет Степана, а затем словесный портрет Гаврилы. Как отличия во внешности героев влияют на их внутренний мир?
-
Обобщение
Одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом - собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев даёт почувствовать нам, что счастье Герасима недолговечно
-
Домашнее задание.
Закончить чтение рассказа. Подготовить выразительное чтение эпизода «Встреча Герасима и Муму после разлуки». Ответьте на вопрос: «Как помогает замкнутое жизненное пространство Герасима понять драматизм его судьбы?»
-
Придумайте синонимы к словам и словосочетаниям. Напишите их.
Осклабиться Неусыпные попечения Радение
-
Выберите, какие слова и выражения использует И. С. Тургенев, представляя главного героя рассказа «Муму». Подчеркните их.
Пойманный зверь; молодой, здоровый бык; хитрая лисица; степенный гусак; лев; медведь; идол; добрый зверек; осина; громадный дуб.
-
Прочитайте описание героев рассказа И. С. Тургенева «Муму». Напишите имя героя.
1. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе.
-
2. .. .пьяница горький. Почитал себя существом обиженным и неоцененным по достоинству, человеком образованным и столичным.
-
3. ...человек, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом.
-
4. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни,хотя та ее почти в глаза не знала.
-
5. ...доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный,давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.
-
Как проявилась радость Герасима после возвращения Муму? Догадывался ли он о причинах ее исчезновения? Как возвращение собаки отразилось на поведении Герасима? В каких словах писателя выразилась его симпатия к герою?
-
Домашнее задание. Подготовиться к подробному пересказу рассказа
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.