Содержание
-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой
-
ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова», «Приёмы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А. И. Куприна», «Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»;
-
работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова;
-
работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;
-
работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). На основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создается нравственно-психологический портрет писателя, отражается собственное восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.
-
Алгоритм стратегии научного поиска
-
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Содержательная сторона исследовательской работы Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы. 2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию. 3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений. 4. Аргументированность решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость. 5. Оформление, соответствующее стандартным требованиям. Представление, защита работы Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; убедительность и убежденность. 2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи. 3. Культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени,удержание внимания аудитории. 4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность суждений, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы. 5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
-
Темы учебно-исследовательских работ для учащихся по литературе (9-11 классы)
1.Ростовщик и ростовщичество в русской и зарубежной литературе 2.Образ русской женщины в творчестве Н.А.Некрасова и А.Г.Венецианова 3.Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы) 4. Sms как современный эпистолярный жанр 5.Дуэль в жизни и творчестве Пушкина 6.Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина 7.Вечная шинель. Маленький человек давно и сегодня. 8.А.Д.Меньшиков в истории и литературе (Роман А.Н.Толстого «Петр Первый»)
-
9. «В крови, в страданиях, смерти…» : В.П.Астафьев о войне 10.Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 11.Герои века в романах М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и А.Мюссе «Исповедь сына века» 12.Учитель…Какой он на страницах отечественной литературы? 13.Язык жестов героев… 14Рок—революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории. 15.Русский рок: идея протеста и ее образное воплощение.
-
«Литературные салоны пушкинской поры» «Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в контексте русской литературы XIX века (на примере пьесы Е.П. Ростопчиной «Возврат Чацкого», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и пьесы А.Н. Островского «Доходное место»)»
-
«Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С.Тургенева» «Бажовских сказов дивные слова»
-
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
титульный лист с обозначением школы, класса, автора, темы, научного руководителя, места и года написания на первой странице план работы в тексте главы и разделы, приложения, выводы и используемая литература
-
Оформление работы
Во введении фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны.
-
Работа начинается с постановки проблемы, которая определяет направление в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы, важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.
-
Выдвижение проблемы предполагает обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
-
После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования. «Объект - что рассматривается в исследовании, предмет - как рассматривается объект, какая его сторона, его отношения или его функции»
-
Кроме объекта и предмета исследования во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования. Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.
-
Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы и сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.
-
В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты: - определить, уточнить используемые в работе термины и понятия; - изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно; - обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления; - перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и проявления изучаемого явления. В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.
-
Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.
-
После заключения, принято помещать список литературы, куда заносятся только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения исследовательской работы. В приложении даются материалы большого объема. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, практические результаты экспериментальной деятельности и др.
-
Для подтверждения собственных выводов и для критического разбора того или иного положения часто используются цитаты. при цитировании следует выполнять следующие требования: - при дословном цитировании мысль автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дана в первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначение [4. С. 123] указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 123 в первоисточнике под номером 4 в списке литературы
-
при недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника в списке литературы без указания конкретных страниц, например: [23];
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.