Содержание
-
Итоговое сочинение 3 2016 – 2017
Что нас ждёт в новом учебном году ???
-
Немного шутки, немного правды!
– Есть же дети, у которых в школе мозг еще не дорос до чтения. Их заставляют читать, а им книга поперек горла… – Я любила читать, но не классику, и меня все считали неучем… – А я вот верю в учеников. Подрастут – сами возьмутся за книги… – А может, они читают не меньше нашего? Мы же не можем быть уверены, что все о них знаем… – Для некоторых детей, например, беспризорников, классическая литература вообще как чужеродная надстройка над суровой жизнью, и никуда она их не уводит и ничему не учит.
-
Тематические направления
«Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
-
Разум и чувство
И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Бунин «Чистый понедельник», А.М. Горький «Старуха Изергиль», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот» М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» А.Н. Островский «Гроза» Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…» А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
-
Честь и бесчестие
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель» Джек Лондон «Белый клык», Л.Н. Толстой «Война и мир», В.В. Быков «Сотников» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» А.С. Грибоедов «Горе от ума»
-
Победа и поражение
Э. Хемингуэй «Старик и море», Б.Л. Васильев «В списках не значился», В.П. Астафьев «Царь-рыба» «Слово о полку Игореве» А.С. Грибоедов «Горе от ума» М.Ю. Лермонтов «Бородино» Л.Н. Толстой «Война и мир» М.А. Шолохов «Судьба человека»
-
Опыт и ошибки
Джек Лондон «Мартин Иден», А.П. Чехов «Ионыч», М.А. Шолохов «Тихий Дон», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» И.С. Тургенев «Отцы и дети»
-
Дружба и вражда
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Э.М. Ремарк «Три товарища», Даниель Дефо «Робинзон Крузо», В.А. Каверин «Два капитана» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
-
Разум и чувства
Тематические направления итогового сочинения этого года не дают скучать и расслабляться, в том числе благодаря тому, что построены по типу бинарных оппозиций. Оппозиция Разум и чувства - одна из них, и является очень интересной для рассуждения и вывода. На мой взгляд, наиболее интересным будет рассмотреть разум и чувства на примере одного литературного героя, несколько проще - на примере двух героев одного произведения.Сочинение подобного типа логично начать с определения понятий разума и чувств. Такое начало позволит не отклониться от темы и находить признаки разума и чувств в тех героях, которые будут избраны для аргументации.
-
Хорошо для определений подходит словарь Д.Н. Ушакова.
Словарь Д.Н. Ушакова (он-лайн) может быть полезен пишущему и с позиции того, что каждое определение подкреплено цитатой из литературного произведения.
-
Разум и чувства
Сочинение может быть украшено раскрытием понятия через цитату или философское или религиозное учение. Для Разума и чувств можно предложить следующие: "Я хотел понять, — вздохнул Бог, — не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью, становится злокачественным. Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль Искандер "Сон о Боге и дьяволе")
-
Материал для темы «Чувства и разум»
- А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (разум Онегина и чувства Татьяны), - А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и разум, и чувства); - В. Закруткин "Матерь человеческая" (чувства, которые побеждали разум); - А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" (работа и отношения РэдрикаШухарта) – Ф. Искандер "Сон о Боге и дьяволе"
-
Примерные темы
1. Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства? 2. «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М.М.Пришвин). 3. «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь). 4. Внутренний конфликт: чувства против разума. 5. "Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк).
-
Для чего нам сочинение - итог?
Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
-
Мнение филолога-практикаС.В.Волкова
Итоговое сочинение будет во благо только в том случае, если мы позволим детям уйти от шаблона. ЕГЭ по русскому привел к тому, что сложился жесткий шаблон для любого письменного высказывания: формулируем проблему, комментируем ее, соглашаемся с автором, даем два аргумента. Как только ученик начинает писать, у него уже автоматически получается текст ЕГЭ. Но способов выразить мысль намного больше. Нужно, чтобы дети писали по-разному и о разном, в разных жанрах и стилях.
-
Секреты… секреты…
Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.
-
Делаем выводы:
Читать нужно! Не надо бояться собственного мнения! Отказаться от шаблонов! Писать можно в разных жанрах! Выучить имена писателей и героев! Помнить, что сочинение может дать 10 б.! Собрать литературный материал! Внимательно прочитать критерии! Помнить о грамотности!
-
Даты проведения
6 декабря 2016 года – основной день. Время написания – 3 часа 55 минут!
-
Внимание!
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы.
-
Особенности сочинения
Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц… Объём сочинения увеличили с 250 до 300 слов (это минимум!!!).
-
Жанры школьных сочинений
Дневник Литературно-критическая статья Очерк Путешествие Рецензия Эпистолярный жанр Эссе Традиционное рассуждение
-
Как оценивается сочинение?
Сочинение оценивается по пяти критериям: Соответствие теме; Аргументация с привлечением литературного материала; Композиция; Качество речи; Грамотность.
-
То ли ещё будет…
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.