Содержание
-
Русская народная сказка Иван - крестьянский сын и чудо-юдо.
-
Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Нравственное превосходство главного героя.
-
Работать над составлением плана сказки. Рассмотреть особенности волшебной сказки. Прививать учащимся любовь к Родине на примере образа Ивана - крестьянско-го сына. Цель урока:
-
Волшебная богатырская сказкагероического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.
Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения. Герой– человек, совершивший героический поступок. Мы можем назвать героями , то есть персонажами всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат Иван. Как вы понимаете слово «герой»? Сколько значений имеет это слово? Братья отправляются втроём на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Поэтому сказка называется «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде? Волшебная сказка. К какому виду сказок относится эта сказка?
-
Эта сказка посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ.Главный герой сказки не царского роду, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд. Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет? Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Почему сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической?
-
План сказки.
Отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. Братья в чужедальней стороне. Сражение Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом: а) первая битва; б) вторая битва; в) третья битва. 4. Возвращение домой. 5. Неожиданные препятствия на пути. 6. Погоня змеихи, её гибель. 7. Братья вернулись.
-
Нравственное превосходство главного героя
Чем занимались старик и старуха – родители трёх братьев? Старик и старуха, родители трёх сыновей, были крестьянами. В сказке об этом говорится так: «Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали». Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в битву с чудом-юдом поганым, которое собиралось «на их землю напасть, всех людей истребить, города-сёла огнём спалить».
-
Кого встретили братья в сожжённой деревне? Что убедило братьев, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»? В сожжённой деревне братья встретили старую старуху. Старуха рассказала, что злодей уже все ближние царства «разорил, разграбил, лютой смерти предал». Поняли братья, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с чудом-юдом сражаться. Нужно было победить чудо-юдо и спасти людей от беды.
-
Как проявили себя братья в дозоре?
Старший брат первым пошёл в дозор и уснул. Младшему брату не спалось. Он вышел к реке Смородине, обнаружил предательство брата и стал сам сторожитьпереезд. Когда появилось чудо-юдо шестиголовое, он вступил с ним в бой и победил его.
-
Средний брат в дозоре тоже заснул в кустах. Ивану – крестьянскому сыну было сложнее сражаться во во вторую ночь, потому что у чуда-юда было уже девять голов.
-
Почему каждый новый бой с чудом-юдом для Ивана – крестьянского сына становится всё тяжелее?
Ивану было тяжело, потому что он знал о том, что братья предали не только его, но и всю землю, и ему надеяться не на кого. В третьем бою Иван чуть не погиб от предательства братьев, которые обещали не спать и всё же заснули. Спас от гибели верный конь, который отвлёк внимание чуда-юда о двенадцати головах.
-
Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки?
В начале сказки братья называют младшего Иванушкой: «молод он ещё, чтобы на бой идти». Ива- нушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. В середине сказки сказитель называет героя Иваном. Обращение «Иван» - уважительное. Чудо-юдо, змеиха и сказитель в середине сказки называют его «Иван - крестьянский сын». Это похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говори-ли – Иван Петров сын). Обращение по имени и отчест-ву надо было заслужить.
-
Какие черты Ивана -крестьянского сына раскрываются:
После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторож-ностью. Он узнал о замыслах змеевых жён. «Кто предупреждён, тот вооружён» - говорит пословица. После него? Во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие. Во время боя? Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями. Перед боем?
-
Как жёны чуда-юда решили отомстить братьям? Удалось ли им это?
-
Кто и когда помогал братьям?
Когда в погоню бросилась сама старая змеиха, братьям помогли кузнецы, которые спрятали братьев, а кузницу закрыли на двенадцать кованых замков.
-
Почему в конце сказки Иван возвращается домой, к отцу, к матери, чтобы «поле пахать, рожь да пшеницу сеять»?
Образ Ивана – это воплощение лучших черт русского крестьянина- землепашца: сила, храбрость, верность своей родине, любовь к труду на земле.
-
Поэтика сказкиКак в этой сказке проявляется цифра 3?
* У старика и старухи было 3 сына, * 3 ночи братья в дозор ходили, * 3 раза Иван – крестьянский сын сражался с чудом-юдом, * в каждом бою у чуда-юда прибавлялось по 3 головы, * в последнем бою 3 раза звал Иван своих братьев на помощь, * у чуда- юда было 3 жены, * по возвращении домой братьям на пути 3 раза встречались жёны чуда-юда, которые хотели навредить им.
-
Выпишите в тетрадь:
-
Задание на дом:
Подготовить пересказ русских народных сказок: а) о животных; б) бытовой сказки; в) волшебной. 2. Нарисовать иллюстрации к выбранным сказкам.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.